logo
Пассивные операции коммерческих банков

3.2 Выпуск и размещение собственных долговых обязательств коммерческого банка

Помимо приема депозитов, коммерческие банки имеют возможность привлекать ресурсы путем выпуска и размещения собственных долговых обязательств, к которым относятся банковские сертификаты, векселя и облигации.

Сберегательный (депозитный) сертификат является ценной бумагой, удостоверяющей сумму вклада, внесенного в кредитную организацию, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов [2]. Юридическим лицам выдают депозитный сертификат, а физическим - сберегательный.

Депозитные сертификаты рассчитаны на точно зафиксированное время привлечения средств. Впервые их ввел в оборот в 1961 г. один из банков США. Владельцам счетов выдаются специальные именные свидетельства (сертификаты), в которых указаны срок погашения и процентная ставка. Депозитный сертификат - это письменное свидетельство о депонировании в банке определенной достаточно крупной суммы денег, в котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком и размер выплачиваемой надбавки. Так, в практике работы банков США депозитный сертификат выпускается на сумму не менее 100 тыс. долл., а Великобритании - от 50 тыс. до 250 тыс. ф. ст. Российские коммерческие банки стали выпускать депозитные сертификаты с 1991 г.

Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам. Они могут быть именными и на предъявителя. Право на получение вклада по депозитному сертификату может быть передано другому лицу. Депозитные сертификаты выпускаются банками под определенный в договоре процент на конкретный срок или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банками как на фиксированный срок, так и до востребования.

Для всех коммерческих банков, действующих на территории России, установлен единый порядок выпуска и оформления депозитных и сберегательных сертификатов. Банки имеют право выпускать сертификаты только после регистрации условий их выпуска и обращения в Центральном банке РФ и внесения их в Реестр условий выпуска и обращения сертификатов кредитных организаций в Департаменте контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках. Причем зарегистрировать выпуск сберегательных сертификатов банку значительно сложнее, нежели депозитных. Для этого он должен осуществлять свою деятельность не менее двух лет и выполнять ряд требований Центрального банка РФ, касающихся его финансового состояния и квалификации сотрудников. Таким образом, факт распространения банком сберегательных сертификатов может служить косвенным доказательством его надежности.

Оформление внесения срочных вкладов и для банка и для вкладчика имеет ряд преимуществ перед внесением вкладов на срочные счета (то есть открытием депозитов). Для вкладчиков это удобнее тем, что благодаря вторичному рынку сертификат можно досрочно продать любому другому лицу дороже номинала, то есть получить некоторый доход за время хранения, тогда как досрочное изъятие срочного депозита означает для вкладчика его полную потерю. В этом случае значительно проще осуществляется передача прав на получение суммы вклада и процентов по нему и в случае продажи сертификата, и в случае дарения или передачи его по наследству. Для банков же сертификаты более выгодны тем, что при досрочном получении вкладчиком своих денежных средств (путем перепродажи сертификата другому лицу) ресурсы банка не затрагиваются, то есть не уменьшаются.

Внесение в банк вклада также может быть оформлено путем покупки его простого векселя.

Вексель банка - это ценная бумага, содержащая безусловное обязательство векселедателя (банка) уплатить определенную сумму векселедержателю в указанный срок в конкретном месте. То, что вексель банка появляется в обращении на основе внесенного вклада, делает его похожим на банковский сертификат. Однако вексель в отличие от сертификата может широко использоваться в качестве платежного средства, многократно передавая от одного векселедержателя к другому с помощью индоссамента. Это обстоятельство практически сводит на нет желание векселедержателя досрочно предъявить банку его вексель к оплате. К тому же последний решает самостоятельно, будет ли он проводить досрочное погашение своих векселей и на каких условиях, что является для него несомненным преимуществом. Еще одно преимущество привлечения ресурсов путем выпуска своих векселей для банка заключается в простоте их эмиссии, поскольку необходимость регистрации выпуска векселей в обращение в финансовых органах отсутствует.

Выпускаемые банком векселя могут быть процентными или дисконтными. Держатель процентного векселя, предъявляя в указанный срок вексель к погашению, получает сумму вклада (номинал векселя) и начисленные на нее проценты, а дисконтного векселя - только сумму, равную номиналу, но в ней уже заложен доход, поскольку банк продает такие векселя дешевле номинала. Дисконтный вексель может быть срочным и со сроком оплаты «по предъявлении». В последнем случае сумма процентных выплат будет зависеть от того, когда предъявят вексель к оплате, так как по процентным векселям проценты начисляются и выплачиваются только при их погашении.

Для привлечения денежных средств коммерческие банки могут также выпускать собственные облигации.

Облигация банка - это долговая ценная бумага, свидетельствующая о предоставлении ее держателем денежных средств банку на определенный срок и дающая держателю право по истечении этого срока получить обратно предоставленные денежные средства с каким-либо доходом.

Облигации банка, также как и векселя, могут быть процентными и дисконтными. Доход по дисконтным облигациям заключается в том, что банк продает их дешевле номинала, а выкупает по нему. Процентные облигации банк продает по номиналу, но при этом начисляет на внесенную держателем сумму проценты. Их он может выплатить в момент выкупа облигаций, присоединив к возвращаемому держателю ее номиналу, а может выплачивать частями в течение срока обращения облигации, при выкупе вернув держателю только номинал.

Осуществлять выпуск своих облигаций банку значительно сложнее, нежели выпускать свои сертификаты или, тем более, векселя. Во-первых, банк может приступить к выпуску облигаций только после полной оплаты уставного капитала. Во-вторых, приняв решение о выпуске облигаций, банк должен подготовить проспект эмиссии, зарегистрировать его в Центральном банке РФ, раскрыть содержание проспекта в средствах массовой информации, изготовить сертификаты облигаций (если они выпускаются в документарной форме) и, кроме того, зарегистрировать в Центральном банке РФ сам их выпуск. Только после проведения этих операций банк получает право приступать к размещению (то есть продаже) своих облигаций, которое должно быть закончено по истечении одного года с момента начала эмиссии. Затем банк обязан составить отчет об итогах размещения облигаций, зарегистрировать его в Центральном банке РФ и раскрыть содержание в средствах массовой информации [5, с. 244-246].

Еще одним методом привлечения средств является соглашение об обратном выкупе (репо). Это соглашение заключается между банком и фирмой или с дилерами государственных ценных бумаг. Когда фирма хочет вложить большую сумму наличных на очень короткий срок, она покупает у банка ценные бумаги на условиях обратного выкупа. Фирма может вернуть средства на следующий день и получить по ним проценты лишь немного ниже, чем по депозитным сертификатам. Подобного рода соглашения стали важным каналом для привлечения временно свободных средств.