logo
Оценка потенциала конкурентоспособности предоставляемых страховой компанией услуг на ближайшие пять лет

4. Анализ конкурентоспособности страховых услуг

страховая компания конкурентоспособность

Ключевые показатели рынка страхования, 2001-2007 г.

Таблица № 3

Показатель

Страховые премии (млрд руб.)

Темп роста (%)

Страховые выплаты (млрд руб.)

Темп роста (%)

Коэффициент выплат

2001 год

276,6

-

171,8

-

62,1

2002 год

300,4

108,6

231,6

134,8

77,1

2003 год

432,5

143,9

284,5

122,8

65,8

2004 год

471,6

109,0

291,7

102,5

61,9

2005 год

494,7

104,9

277,8

95,2

56,1

2006 год

610,6

123,4

352,8

127,0

57,8

2007 год

763,6

125,1

473,8

134,3

62,0

По данным Федеральной службы страхового надзора

Проанализировав приведенные в таблице данные можно сделать вывод о том, что страховой рынок РФ развивается. Увеличиваются темпы прироста по страховым премиям, а также темпы роста по выплатам растет. Следовательно услугами страхования пользуется все большее количество юридических и физических лиц.

Рис. №1. Структура страхового рынка в 2006 и 2007 годах, %.

По данным Федеральной службы страхового надзора

Рассмотрев приведенные выше диаграммы можно сделать вывод о том, что наиболее привлекательным и прибыльным является имущественное страхование, т.е. страхование автоКАСКО и страхование иного имущества физических и юридических лиц.

Следовательно отсюда можно вынести то, что для филиала ЗАО «Страховая компания «Транснефть» правильным будет укреплять и улучшать свои положения на рынке страховых услуг Санкт-Петербурга именно за счет КАСКО и страхования имущества.

Принципиально важным для конкурентоспособности компании на рынке является соотношение цены и качества страхового продукта. Качество -- это комплексное свойство, включающее в себя востребованность риска, технические составляющие -- широту и полноту страхового покрытия, его соответствие тем опасностям, от которых хочет защититься клиент, а также качество сервиса. Данное соотношение можно изучать с нескольких сторон:

· на основании изменения цен при постоянном качестве страхового продукта,

· варьируя качество услуги при постоянной цене;

· совместно изменяя и качество, и цену продукта.

Показателем потребительской удовлетворенности соотношением «цена-качество» страхового продукта является согласие клиента приобрести полис. Если страхователь считает, что предлагаемое ему качество услуги стоит запрашиваемых денег, то соотношение «цена-качество» рассматривается как благоприятное и он, скорее всего, купит полис. Поэтому задачей филиала ЗАО «Страховая компания «Транснефть» является достижение наивысшей оценки этого соотношения. Конкуренция на современном страховом рынке приводит к тому, что компании-лидеры предлагают продукты, все более сходные по качеству и номенклатуре предоставляемых услуг, так что разница между ними постепенно стирается. Важнейшим фактором оценки качества продукта является надежность страховщика. Однако, потребительская оценка надежности группы лидеров рынка находится примерно на одном уровне, поэтому при сходных свойствах услуги сбыт страховых полисов определяется, прежде всего, их стоимостью, или точнее, потребительской оценкой стоимости. Это еще раз свидетельствует о необходимости внимательно анализировать влияние цены страховых услуг на объем продаж в условиях их неизменного качества.

Цена страхового продукта является в достаточной степени объективным показателем: она опирается на реальную вероятность наступления страхового события и прогноз потерь, а также на фактические расходы страховщика на ведение дела. Ее снижение может быть достигнуто за счет:

· сужения страхового покрытия (сужения перечня покрываемых рисков и соответствующих страховых сумм);

· ликвидации дополнительных услуг, входящих в страховой продукт и снижения качества обслуживания;

· агрессивной инвестиционной политики, нацеленной на покрытие разницы межу полученной премией и фактическими расходами за счет доходов от инвестиции резервов.

За счет строительства «пирамиды» -- покрытия потерь по убыточным договорам за счет новых продаж.

Первые два способа сжатия цены не приводят к снижению надежности компании. Рискованные инвестиции -- это уже потенциальная угроза устойчивости страховщика, а пирамидальные схемы представляют собой практически полную гарантию его банкротства в обозримом будущем. Поэтому при анализе соотношения цены и качества услуг страховщика необходимо учитывать только первые две возможности.

Цена, на первый взгляд, представляется совершенно прозрачным показателем, однако у нее есть своя скрытая, субъективная сторона, которая часто не учитывается при выборе страховщика. Многие компании добиваются снижения тарифов за счет неявного сужения покрытия -- введения в договор страхования различных косвенных ценовых факторов (франшиз, скрытых оговорок и особых условий), которые выявляются только при рассмотрении претензий. Цена страхового продукта может быть как мощным фактором притяжения клиентуры, так и причиной ее бегства в другие компании или же вовсе отказа от страхования. С одной стороны, стоимость полиса является источником дохода для страховщика. С другой стороны, это фактор, определяющий оценку соотношения «цена-качество», и, как следствие, сбыт страховых услуг. Поэтому для достижения наилучших результатов страховая компания должна правильно представлять себе результаты воздействия цены своей продукции на общие итоги деятельности, то есть влияние цен на сбыт. Оно определяется чувствительностью страхователя к качеству страхового продукта и его цене, т.е. соотношению «цена-качество» для конкретного риска и страхового продукта, защищающего от него.

1. В экономически развитых странах принято считать, что изменение стоимости страхования на 10% приводит к потере или приобретению 30% клиентуры компании. Соотношение изменения количества клиентов компании и цены называют эластичностью потребления по отношению к цене (или просто по цене).

Приведем далее некоторые данные по взаимному влиянию цены и сбыта автострахования. Они основываются на результатах соответствующего опроса потребителей. В ходе исследования страхователям задавался вопрос: уйдете ли вы из своей нынешней компании, если она повысит цены на Х%? Вот какую картину дали ответы.

Рис. № 2. Изменение продаж страховой продукции

Из рисунка видно, что зависимость продаж от цены страховой продукции на интервале изменения 0,8-1,2 от ее среднего значения в первом приближении имеет параболический характер. Важно отметить, что повышение или понижение цены на несколько процентов (до 4%) не приводит к существенному изменению количества продаж. В связи с этим интервал изменения цен в пределах 0,96-1,04 можно назвать зоной нечувствительности потребителей к изменению стоимости страховой продукции -- неэластичности спроса по цене. В данной зоне страховщик может маневрировать ценами, не опасаясь потерять клиентуру. Дело в том, что значительная часть потребителей не считает для себя существенным превышение цен на 1-4% -- потребительская оценка премии при ее изменении в этих пределах является практически постоянной. Здесь можно применить аналогию из повседневной жизни: в кармане у каждого человека есть мелочь, которой легко пожертвовать -- пренебрежимо малая сумма. Прирост или уменьшение средств на эту сумму не является заметным и большая доля населения не будет прикладывать усилий для того, чтобы заработать ее. Точно так же и в страховании: незначительное изменение стоимости полиса не является значимым для потребителя и не может компенсировать материальных и моральных затрат, связанных с переходом в другую компанию.

Рис. 3. Зависимости изменения продаж страховой продукции в зависимости от ее стоимости

Из сопоставления графиков видно, что наиболее эластичным является спрос на автострахование, а наименее эластичным -- спрос на страхование недвижимости физических лиц. Это свидетельствует о том, что потребители наиболее чувствительны к цене автострахования, оценка стоимости полисов страхования недвижимости является менее острой. Причин тому может быть несколько. Во-первых, более высокий уровень цен на автострахование приводит к тому, что одно и то же удельное изменение приводит к гораздо большему приросту реальной стоимости полиса. Во-вторых, как было показано выше, чувствительность к риску пожара намного выше, чем к риску автокатастрофы. Соответственно, уровень цен на страхование недвижимости оказывает меньшее влияние на соотношение «цена-качество» страхового продукта, чем в случае автострахования.

Еще одним фактором, делающим условной зависимость продаж от цены страхового продукта, является то, что рост сбыта может определяться неценовой составляющей рыночной политики страховщика. Например, компания, желающая расширить клиентуру, помимо снижения цены делает вложения в рекламу, увеличивает агентские вознаграждения, расширяет территориальное присутствие. В этом случае достаточно сложно выделить вклад снижения цены в общий прирост количества клиентов. Кроме того, эластичность спроса по цене не одинакова для потребителей, которые уже являются клиентами компании и для тех, кто только ищет страховщика. Вторая категория страхователей, находящаяся в процессе выбора, естественно, обращает больше внимания на стоимость полиса, тогда как первая группа при перезаключении договора менее склонна интересоваться условиями в других компаниях и более чувствительна к качеству продукта. Кроме того, для них имеют достаточно большое значение установившиеся личные отношения с представителем страховщика, которые часто нелегко ломать. Клиенты привыкают и к страховой инфраструктуре -- поликлинике в случае медицинского страхования или станции тех. обслуживания при страховании автотранспорта. Поэтому застрахованные лица -- менее подвижная клиентура и, соответственно, менее чувствительная к цене страхового продукта.

Страховой рынок Санкт-Петербурга. Список основных конкурентов и лидеров рынка

«Ингосстрах» - Открытое страховое акционерное общество (ОСАО) «Ингосстрах» работает на международном и внутреннем рынках с 1947 года. Сегодня «Ингосстрах» -- один из крупнейших универсальных страховщиков федерального уровня и один из лидеров отечественного страхового рынка как по объему страховой премии и сумме выплаченного страхового возмещения, так и по основным балансовым показателям.

«Ингосстрах» предоставляет полный спектр страховых услуг. Обеспечивать комплексную защиту финансовых интересов клиентов компании позволяют лицензии на осуществление 20 видов страхования из 23, предусмотренных Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», а также на перестрахование.

Страховой Дом ВСК - История Страхового Дома ВСК (Военно-страховой компании) началась 11 февраля 1992 года. Сегодня ВСК -- универсальная страховая компания, имеющая широкую филиальную сеть -- более 300 филиалов и отделений по всей России. В перечень оказываемых услуг входят более 100 видов страхования как для граждан, так и для предприятий и организаций всех форм собственности.

В марте 2006 года Страховой Дом ВСК подтвердил наивысший национальный рейтинг А++ -- «Высокий уровень надежности с позитивными перспективами», который был присвоен Компании рейтинговым агентством «Эксперт РА».

С ноября 2001 года Военно-страховая компания предлагает свои услуги под новым торговым названием -- «Страховой Дом ВСК». Сегодня компания предлагает Клиенту полную и всестороннюю защиту с учетом его жизненных задач и стремлений.

«РЕСО-Гарантия» - РЕСО-Гарантия является признанным лидером по страхованию автотранспорта, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, добровольному медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев и страхованию туристов.

«Согласие» - ООО «Страховая Компания «Согласие» создана 28 сентября 1993 года и действует на страховом рынке уже более 13 лет. Внутренняя политика Компании позволяет нам уверенно удерживать высокие позиции на страховом рынке и ежегодно увеличивать число страхователей. СК «Согласие» является одним из крупнейших участников Российского рынка перестрахования, что подтверждается долгосрочным сотрудничеством с крупными российскими и западными страховыми и перестраховочными компаниями и брокерами. Наличие разветвленной филиальной сети (66 филиалов, 111 агентств и 3 независимых агента) позволяет Компании осуществлять страховую защиту имущественных интересов клиентов практически на всей территории Российской Федерации.

«АльфаСтрахование» - Сегодня Группа «АльфаСтрахование» - один из крупнейших российских страховщиков с универсальным портфелем услуг, включающий как комплексные программы защиты интересов бизнеса, так и широкий спектр страховых продуктов для частных лиц. Располагает лицензиями на 102 вида страхования, включая страхование жизни. На территории России страховую деятельность осуществляют более 300 региональных представительств компании.