logo
Оценка кредитоспособности заёмщика

1.1 Сущность анализа кредитоспособности заёмщика

В советской экономической литературе почти не было понятия "кредитоспособность". Эта ситуация объясняется ограниченным использованием товарно-денежных отношений в течение длительного времени, а также тем фактом, что кредитные отношения характеризовались неэкономическими административными методами управления.

Профессор О. Лаврушин и команда авторов учебника "Банковское дело" категорию "кредитоспособность" трактует как способность заемщика своевременно и полностью выплачивать свои долговые обязательства (т. е. основную сумму и проценты). Такого же мнения придерживается профессор А.Д. Шеремет.

А.И. Ачкасов под кредитоспособностью лица понимает его способность своевременно производить платежи, обеспечивая при этом плавность хода производства за счет наличия адекватных собственных средств и в такой форме, что никаких серьезных финансовых потрясений бюджета это за собой не несёт. Продолжением этой формулировки может быть определение В.Т. Севрука: "Финансовое состояние компании выражает свою платежеспособность и кредитоспособность ...".

Эти определения не совсем корректно построены, так как они не различаются термины «кредитоспособность» и «платежеспособность». Платежеспособность - возможность удовлетворить требования кредиторов в настоящий момент и кредитоспособность - это способность прогнозировать будущее. [3, с. 56]

Существует также подход к определению кредитоспособности, связанное с его платёжеспособностью. Так, А. И. Ольшанский сужает понятие кредита до возможности заемщика погасить только задолженность по кредиту.

Следует подчеркнуть, что кредитоспособность предприятия не ограничиваются этими условиями, а гораздо шире и включает в себя ряд других условий, таких как требование к уровню рентабельности, обороту различных типов активов, рентабельности по инвестициям, качеству управления организацией, содержанию кредитной истории. Среди сущевствующих в экономической литературе определений кредитоспособности заемщика хорошее определение дано в книге «Экономический анализ», под редакцией Л.Т. Гиляровской: "Доверие - это возможность хозяйствующих субъектов рыночной экономики своевременно и полностью оплатить свои обязательства в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита».

При толковании термина «кредитоспособность заемщика», как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе возможности и способности заемщика для кредитной сделки, его деловая репутация, наличие поддержки и возможность заемщика на получение дохода - генерирования денежных потоков. По мнению И. Ададурова, «первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия».

Проблемы оценки кредитоспособности заемщика и термин "кредитоспособность" изучаются и развиваются в разное время. Вопросы кредитования были достаточно актуальны и появляются в экономической литературе дореволюционного периода, а также в трудах экономистов 20-х годов ХХ века. Интерес к ним возрос с конца 80-х, в начале экономических реформ в стране. В период нэпа экономисты понимали платёжеспособность, как способность выполнять условия кредитной сделки, возможность своевременного погашения кредитов, полученных у банка, а с позиций банка правильное определение допустимого кредита. Во время развития рыночных отношений стали обращать особое внимание на уровень ликвидности активов заемщика. [5, с. 118]

Таким образом, кредитоспособность заемщика (лица) - совокупность сложных правовых и финансовых характеристик, представление финансовых и нефинансовых показателей для оценки его способности в будущем полностью и своевременно выплачивать свои долги перед кредиторами, а также определения степень риска в кредитовании конкретного заемщика банка.

Одним из важных элементов оценки кредитного риска является оценка кредитоспособности клиента, который основан на анализе, направленном на выявление его финансового состояния.

Кредитование является самым прибыльным направлением банковской деятельности и самым рискованным. Каждая кредитная сделка банка и заемщика сопровождается определенной долей риска, связанного с вероятностью не возврата ссуженной стоимости, неуплаты процентов, нарушения сроков погашения кредита и других условий кредитного договора.

Кредитный риск - это вероятность того, что стоимость части активов банка уменьшится или будет сведена к нулю либо фактическая доходность от данной части активов окажется значительно ниже ожидаемого расчетного уровня. По мнению специалистов, «наиболее актуальной проблемой российских коммерческих банков является управление кредитным риском».

Кредитный риск не является «чистым» внутренним риском кредитора, поскольку напрямую связан с рисками, которые принимают на себя и несут его контрагенты. [9, с. 89]

В сложившихся реалиях при нестабильном, несовершенном, а во многих случаях и противоречивом законодательстве для успешного кредитования банк должен разработать и внедрить понятную и гибкую систему управления кредитным риском. Ключевой предпосылкой данной системы - продуманная кредитная политика, одобренная советом директоров банка, сопровождаемая формализованными для данного банка стандартами кредитования и конкретными инструкциями.

Ключ к построению эффективной банковской системы управления кредитным риском лежит в правильной оценке и контроле индивидуальных отношений с заемщиком, а также в осторожном и осмотрительном подходе к управлению кредитным портфелем.

Этот подход часто называется консервативным подходом к кредитованию в экономике, он характеризуется высокой неопределенностью и постоянными изменениями в банковской системе, но в то же время методика консервативного подхода достаточно универсальна, и закладывает фундамент для развития процедур управления кредитными рисками, отвечающих условиям отечественной экономики.

Общие требования к достижению такой подхода к управлению кредитным портфелем являются:

- создание кредитных лимитов для конкретных заемщиков или групп заемщиков;

- проектирование форм кредитного анализа рисков;

- диверсификация кредитования в различных областях;

- определение приоритетных секторов с низким уровнем риска;

- ужесточение кредитной политики в отношении сектора с высоким уровнем риска;

- разработка адекватной ценовой политики по кредитам. [30, с. 15-17]

Центральное место в процессе минимизации кредитного риска принадлежит методу ее оценки по отдельным займам и на уровне банка в целом. Под кредитным риском заемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественных показателей экономического положения заемщика.

Работа по оценке кредитного риска банка проводится в три этапа. Первым шагом является оценка качественных показателей заемщика, вторая количественных показателей и на заключительном этапе - получение сводной оценки, прогноза и формирование окончательного аналитического вывода.

Есть несколько способов, чтобы минимизировать кредитные риски коммерческих банков:

1. Диверсификация кредитного портфеля - кредитование большого количество клиентов, распределение кредитов и ценных бумаг на условиях и по назначению кредитов (сезонные, строительство и т.д.), методов установления ставки за кредит (фиксированная или переменная), в промышленности и т.д.

2. Проведение комплексной оценки потенциальных заемщиков и их ранжирование по степени надежности. Особенно важное значение имеет анализ финансового состояния равновесия потенциального заемщика и счета прибылей и убытков, давая каждому из приоритетных рейтинг займа (далее - рейтинг заемщика).

Этот рейтинг является точным значением интегрального показателя заемщика и сгруппированного значения интегрального класса заемщиков. В результате, каждый бизнес относится к одному из четырех классов. Заемщики в группе 4 считаются некредитоспособными, и банк в условиях рыночной экономики, чтобы не нести риск дефолта по ним не должен работать с ними.

Предпочтительнее для банка является заемщик 1-го класса, риск платежей по кредитам которого является небольшим и не требует использования жесткой кредитной линии, гарантий и страхования залога. Тем не менее, внешние факторы могут повлиять на проблемы, связанные с коммерческими, политическими и геофизическими рисками, такими как нестабильность валютных курсов, инфляция, неплатежеспособность заемщика или его клиентов, и т.д. Таким образом, банк даже для первоклассного заемщика должен владеть методологией расчета и информацию о размере бизнеса и других рисков. [11, с. 201]

С заемщиками 2-3 степени банки должны строить более тесные отношения, в частности, ввести обязательные залоги, гарантии, проверки безопасности кредитов, строгое ограничение размера запланированных кредитов, увеличить ответственность за нарушение условий кредитования, использование механизма быстрого взыскания задолженности по кредиту.