Основные подходы к классификации банковских рисков, методы управления ими, а также определение путей их минимизации

курсовая работа

1.2. Роль управления банковскими рисками в современных условиях

Банк по своему определению должен являться одним из наиболее надеж-ных институтов общества, представляет основу стабильности экономической системы. При этом профессиональное управление банковскими рисками, оперативная идентифи-кация и учет факторов риска в повседневной деятельности приобретают первостепенное значение.

В связи с формированием рыночных отношений понятие риска прочно входит в нашу жизнь. Таким образом, банки в условиях такой нестабильности, быстро меняющейся ситуации вынуждены учитывать все возмож-ные последствия от действия своих конкурентов, клиентов, а также предвидеть вероятные изменения законодательства. Именно такая неопределен-ность и повышенный уровень риска - это плата за полученную экономичес-кую свободу [22, с.8].

Ведущим принципом в работе коммерческих банков в условиях перехо-да к рыночным отношениям является стремление к получению как можно большей прибыли. Риски тем больше, чем выше шанс получить прибыль. Риски образуются в результате отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития.

Высокая степень конкуренции на банковском рынке заставила руководителей банков изменить свое отношение к политике управления рисками. Тому, что когда-то считалось формальностью, теперь уделяется большое внимание. Прежде всего, речь идет о развитии подразделений, ответственных за управление рисками, систем управленческой информации, утверждении лимитов и методики измерения рисков [5, с.6].

В сложившейся ситуации становится очевидным необходимость эффективного управления системой банковских рисков. Необ-ходимо также отметить, что в процессе своей деятельности банки сталки-ваются с совокупностью различных видов рисков, отличающихся ме-жду собой по месту и времени возникновения, совокупности внеш-них и внутренних факторов, влияющих на их уровень, и, следова-тельно, по способу их анализа и методам их описания. Кроме того, все виды рисков взаимосвязаны и оказывают влияние на деятель-ность банков. Изменения одного вида риска вызывают изменения почти всех остальных видов. Все это, естественно, затрудняет выбор метода анализа уровня конкретного риска и принятие решения по его оптимизации ведет к углубленному анализу множества других ри-сковых факторов. Поэтому особенно важным видится выбор конкретного метода анализа уровня, подбор оптимальных факторов и совокупная оценка всей системы рисков.

Таким образом, управление рисками в коммерческих банках является одним из важнейших инструментов повышения их конкурентоспособности в условиях ожесточающейся конкуренции.

Качественное управление риском повышает шансы коммерческого банка добиться успехов в долгосрочной перспективе. Деятельность по управлению рисками называется политикой риска. Под политикой риска принимается совокупность различных мероприятий, имеющих целью снизить опасность ошибочного принятия решения.

Знать о возможном наступлении риска необходимо, но недостаточно. Важно установить как влияет на результаты деятельности конкретный вид риска, и каковы его последствия.

Выявление риска может осуществляться различными способами:

анализ объективных факторов (вероятностный анализ исследования операций),

анализ субъективных факторов (интуитивное предсказание тенденции поведения рынка) [23, с.12].

В настоящее время российские участники финансового рынка в управлении рисками опираются на интуицию, чей-то авторитет и на предыдущий опыт. Лишь незначительный процент руководителей способен учитывать риск, с применением математических методов.

Процесс управления риском достаточно динамичен и его эффективность во многом зависит от быстроты реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации в целом, финансового состояния коммерческого банка. Особое значение в решении рисковых задач играет интуиция, которая представляет собой способность находить правильное решение проблемы и инсайт, т.е. осознания решения некоторой проблемы.

В процессе управления риском следует учитывать следующие правила:

нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал,

всегда нужно помнить о возможных последствиях риска,

нельзя рисковать многим ради малого,

положительное решение, связанное с риском, принимается лишь при отсутствии сомнений,

всегда существует несколько решений рисковых задач [23, с.13].

Комплексный подход к управлению риском позволяет более эффективно использовать ресурсы, распределять ответственность, улучшать результаты работы.

Одним из традиционных методов оценки и управления риском считается статистический метод. Основными инструментами статистического анализа являются - дисперсия, стандартное отклонение, коэффициент вариации. Суть этого метода состоит в анализе статистических данных за возможно больший период времени, что позволяет сравнить частоту возникновения потерь банка с вероятностью их возникновения. Данный способ можно применять к оценке самых разных видов рисков банка, как внешних, так и внутренних. При этом частота возникновения допустимого уровня потерь для данного банка зависит от числа случаев наступления конкретного уровня потерь и общего числа случаев в статистической выборке [24, с.12].

При работе банка в безрисковой зоне потери не ожидаются, что позволяет получить хорошую прибыль. При попадании в зону допустимого риска прибыль банка превышают понесенные потери. В зоне недопустимого риска банк не получает прибыли от своей деятельности. Она направляется на покрытие возникших потерь. В зоне критического риска банк близок к банкротству. Полученной прибыли не хватает для покрытия потерь.

Статистический метод заключается в том, чтобы изучить статистику потерь и прибылей, имевших место при принятии аналогичных рений, установить величину и частоту получения той или иной экономической отдачи, а затем провести вероятностный анализ и составить прогноз будущего поведения на рынке [24, с.13].

Таким образом, управление банковскими рисками является весьма скрупулезным процессом, требующим тщательной подготовки, высокой квалификации и ответственного подхода к оценке реальных последствий наступления рисковой ситуации.

2. АНАЛИЗ БАНКОВСКИХ РИСКОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»

2.1. Состояние рисковой ситуации в деятельности белорусских банков

Рассмотрим состояние рисковой ситуации в кредитной деятельности белорусских банков начиная со второй половины девяностых годов.

Вторая половина девяностых годов стала периодом существенных изменений, значительных структур-ных преобразований и совершенствования деятельности банков Республики Беларусь. Целесообразно дать краткую характеристику сложившейся в послед-ние годы рисковой ситуации в кредитной деятельности банков республики.

Начиная с 1996 года, обострилась проблема своевременного возврата банковских кредитов. По мере увеличения объёмов проводимых банками активных операций, роста кредитных вложений опережающими темпами увеличивалась просроченная задолженность по кредитам банков. Наиболее показательным в этом отношении следует считать 1998 год, когда темпы роста активов, кредитов и просроченной задолжен-ности составили 387 %, 420 % и 510 % соответственно [7, c. 42].

Данные о невозвращенных кредитах свидетельствуют о постоянном росте доли невозвращённых кредитов в портфелях белорусских банков. Так, если на 1.01.1996 года значение этого показателя составляло 12 %, то на 1.01.1997года уже 14 %, а на 1.01.1998 года - 18 %. Максимальный процент проблемных кредитов был зафиксирован в размере 22,1 % по состоянию на 1.01.1999 г. Данные на 1.01.2000 г. отражают снижение величины этого показателя до 17 %.

В сложившейся рисковой ситуации в кредитной деятельности банков нашей республики целесообразно выделить некоторые особенности:

- имеется значительная просроченная задолженность по кредитам банков;

- сокращается величина собственного капитала большинства банков в валютном эквиваленте;

- в объёмах невозвращённых кредитов преобладает доля валютной просрочки;

- отмечается низкая доходность кредитных операций крупных банков;

- формирование резервов на покрытие убытков по ссудам осуществляется не в полном объёме [7, c. 42].

Проведенный нами анализ позволяет констатировать высокий уровень кредитного риска, сопутству-ющего деятельности белорусских банков. В связи с этим возникает проблема качественного измерения и прогнозирования кредитного риска адекватно потенциальным потерям. Эту задачу попытаемся решить, предложив формулу расчёта коэффициента кредитного риска, учитывающего степень полноты создания резервов на покрытие убытков по ссудам.

,

где Кр - коэффициент кредитного риска;

С - величина ссудной задолженности клиентов банка;

З1 32, 33- ссудная задолженность, отнесённая соответственно ко второй, третьей и четвёртой группам риска;

Н -сумма недоначисленного резерва на возможные потери по ссудам [7, c. 43].

Поправочные коэффициенты 0,3; 0,5; 1,0 отражают необходимую величину формирования резерва на возможные потери по ссудам в соответствии с действующим в настоящее время положением Националь-ного банка Республики Беларусь № 775 от 19.08.1996 г.

Рассмотрим задачи, стоящие перед банковской системой по преодолению сложившейся ситуации.

Первостепенной задачей, стоящей перед банковской системой респуб-лики, является направление денежных потоков в экономику и, в первую оче-редь, - в реальный сектор. Валовые кредиты банков экономике за ян-варь-июнь 2002г. увеличились на 452,3 млрд. руб. (или на 17,8%, в реальном выражении они снизились на 2%), в том числе в белорусских рублях - на 186,4 млрд. руб. (или на 14,9%) и в иностранной валюте - на 47,2 млн. USD [11, c. 31].

В 2004 г. ряд предприятий находились в сложном финансовом по-ложении, поэтому кредитные операции не всегда являлись самыми надежными и доходными.

Увлечение высокодоходными, но спекулятивными и высокорискованными операциями, как показал российский кризис, может привести к банкротству да-же самый надежный банк, а банковскую систему - к глубокому кризису. Учиты-вая это, банки должны учиться работать с реальным сектором экономики в лю-бых макроэкономических условиях, поддерживать тесную связь с производитель-ным капиталом. Это является залогом, может быть, не самого быстрого, но на-дежного роста и укрепления как предприятий реального сектора, так и банков.

- Процесс кредитования, особенно в странах с переходной экономикой, неп-рерывно связан с действием многочисленных факторов риска, способных пов-лечь за собой непогашение кредита в обусловленный договором срок. Предо-ставляя кредиты, банк должен всесторонне изучить и проанализировать те фак-торы, которые могут привести к непогашению кредитов. Такое изучение именуют анализом кредитоспособности [11, c. 32].

Существующие на сегодняш-ний день в Республике Беларусь методики определения финансово-го состояния кредитополучателя, его платежеспособности и креди-тоспособности не в полной мере отвечают сложившейся экономи-ческой ситуации. Трудно найти предприятие, которое по данным методикам «вписывалось бы» в рамки финансово устойчивого. Большинство из них находится в кризисном состоянии, и надежных кредитополучателей сегодня пра-ктически не существует. Положе-ние ряда предприятий настолько тяжело, что из-за нехватки средств на оплату суммы обязательных страховых взносов в Фонд социаль-ной защиты юридические лица не получали кредиты на заработную плату. В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2002г. №19 «О некоторых мерах по обеспечению своевре-менной уплаты подоходного налога и обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населе-ния Министерства труда и соци-альной защиты» в суммы кредитов, выдаваемых банками для выплаты заработной платы, включаются суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты и подоходного налога, исчисленно-го из размера данной заработной платы. Однако Указом Президента Республики Беларусь от 15 июля 2002г. №376 при наличии у юриди-ческих лиц, их обособленных под-разделений и индивидуальных предпринимателей неисполненных обязательств по уплате платежей, производимых в первоочередном порядке, запрещается осущес-твление ими вне очереди платежей в счет погашения задолженности по выплате заработной платы, в т.ч. в счет погашения банковских кре-дитов, выданных для этой цели вы-ше размера бюджета прожиточно-го минимума.

Одной из ключевых проблем для банковской системы страны продолжает оставаться низкий уро-вень возвратности кредита. Рас-смотрим динамику изменения объе-ма проблемных кредитов (пролонги-рованных, просроченных и сомни-тельных) по отношению к общим кредитным вложениям.

Доля проблемных кредитов в кредитных вложениях составляет 14,4%. В ян-варе-июне 2002г. на 0,2 процен-тного пункта повысился удельный вес проблемных кредитов, про-блемная задолженность увеличи-лась на 66,7 млрд. рублей (или на 18%) и на 1 июля 2002г. состави-ла 436,9 млрд. рублей, в том чис-ле в национальной валюте - 144,9 млрд. рублей, увеличившись на 84,5%, и в иностранной валюте -162,2 млн. USD, снизившись на 12,1%. В практике ведущих стран мира считается, что проблемные кредиты не должны превышать 5% кредитного портфеля [11, c. 36].

Особенно критическое по-ложение сложилось с возвратом кредитов в иностранной валюте. Банки должны активизировать ра-боту по взысканию просроченных валютных кредитов, используя права, предоставленные им Ука-зом Президента Республики Бе-ларусь от 10 марта 2000 года №124 «О направлении предста-вителей банков в качестве наб-людателей за хозяйственной дея-тельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов и выполнения договоров залога. Высвобождение ресурсов, отвлеченных в проблемные кредиты, позволило бы банкам направить данные средства на кредитование эф-фективных производств. Именно эта проблема сдерживает банки в процессе кредитования.

Доля проблем-ных активов в активах, подверженных кредит-ному риску, на 1 октября 2006 г. составила, по офици-альным данным, всего 3,66% (это составляет 496,6 млрд. р.). Фактически созданный резерв по активам, подверженным кредитному риску, составил 197 млрд. р. Под кредитным риском здесь понимается риск возникновения у банка потерь (убытков) вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполне-ния должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условиями до-говора или законодательством. К активам, подверженным кредитному риску, относятся: кредиты, выданные юридическим и физичес-ким лицам; средства, размещенные в других банках; финансовая аренда (лизинг); операции с использованием векселей, приобретенные векселя; исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме; финанси-рование под уступку денежного требования (факторинг); иные активные операции, под-верженные кредитному риску. Проблемные (субстандартные, сомнительные и безнадеж-ные активы) - это активы, подверженные кре-дитному риску, классифицированные по II-IV группам риска (субстандартные - II группа, сомнительные - III группа, безнадежные - IV группа риска). Порядок классификации акти-вов, подверженных кредитному риску, опреде-ляет Инструкция о порядке формирования и использования специального резерва на пок-рытие возможных убытков по активам банка и небанковской кредитно-финансовой организа-ции, подверженной кредитному риску, утвер-жденная постановлением Правления Нацио-нального банка Республики Беларусь от 29 сентября 2004г. №148 (с изменениями и допол-нениями).

По представленным банками данным луч-шие показатели по кредитному портфелю име-ют: Белагропромбанк, Славнефтебанк, Приорбанк, Абсолютбанк, СОМБелБанк, Белинвестбанк, Белвнешэкономбанк, Белгазпромбанк. (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Рейтинг белорусских банков на 01.04.07

Rating

Наименование банка

Индекс качества кредитного портфеля

01.04.07

01. 04. 06

Место

Балл

1

65,46

1

Приорбанк

3

78,74

2

51,20

3

Белагропромбанк

1

93,28

3

49,13

2

Белвнешэкономбанк

7

73,30

4

46,82

4

Бслинвестбаяк

6

75,31

5

45,55

5

Белпромстройбанк

10

68,28

б

41,36

6

Беларусбанк

9

70,28

2

57,22

3

Славнефтебанк

2

83,05

3

51,41

4

Белгазпромбанк

8

71,97

4

50,72

5

СОМБелБанк

5

77,08

7

44,95

7

Абсолютбанк

4

77,10

Следует также добавить, что банковская система Республики Беларусь не может развиваться изолированно от мирового банковского сообщества. Разумное использование зарубежного опы-та всегда полезно, возможности применения на практике совре-менных форм банковского пред-принимательства, мер стимулиро-вания, регулирования и контроля во многом зависят от состояния белорусской экономики и банков-ской системы.

Как свидетельствует мировая практика, модернизация банков-ской отрасли рыночной экономики возможна лишь в результате ее формирования как системы в тече-ние длительного времени, с учетом всех сложившихся традиций, осо-бенностей и национального менталитета.

При этом чрезвычайно велико значение кредитных бюро, их существование позволяет кредитным организациям выдавать кредиты клиентам, которые ранее в этой организации не обслуживались. Кроме того, общепризнанной является ценность предыдущей кредитной истории для прогнозирования вероятности дефолта.

Кредитные бюро выступают в качестве информационных посредников, учрежденных и принадлежащих либо самим кредиторам, либо действующих независимо и получающих прибыль от своей деятельности. Кредиторы снабжают данными о своих клиентах бюро, которое сопоставляет их с информацией, полученной из других источников (суды, государственные ре-гистрационные и налоговые органы и т.д.), и формирует картотеку на каждого заемщика. Кредиторы при условии регулярности и достоверности предос-тавления информации о своих клиентах могут постоянно получать из бюро отчеты о кредитных операциях потенциальных заемщиков.

При создании кредитного бюро достигаются следующие результаты.

Во-первых, расширяется уровень сведений банков о потенциальных заемщиках и дается возможность более точного прогнозирования возвратности ссуд. Это позволяет кредиторам эффективно определять направление и цену кредита, уменьшая риск возникновения проблемы неблагоприятного выбора.

Во-вторых, уменьшается плата за поиск информации которую взимали бы банки со своих клиентов. Это ведет к выравниванию информационного поля внутри кредитного рынка и заставляет кредиторов устанавливать конкурентные цены на кредитные ресурсы. Более низкие процентные ставки увеличивают чистый доход заемщиков и стимулируют их деятельность.

В-третьих, формируется своего рода дисциплинирующий механизм для заемщиков. Каждый из них знает, что в случае невыполнения обязательств может лишиться репутации в глазах потенциальных кредиторов, в результате чего заемные средства станут для него недоступны или намного дороже. Этот механизм также повышает стимул заемщика к возвращению кредита, уменьшая риск недобросовестного поведения.

К настоящему времени сформировались два принципиальных подхода к организационно-правовой форме кредитного бюро, а именно:

1. Кредитное бюро создается либо при Национальном банке Республики Беларусь, либо при его решающем участии.

2. Кредитное бюро создается в качестве самостоятельной коммерческой или некоммерческой организации. При этом желательна поддержка Национального банка Республики Беларусь. Кроме того, не исключается ва-риант участия государства в уставном капитале этой организации.

Основные аргументы в пользу первого варианта сводятся к тому, что Национальный банк Республики Беларусь:

- располагает структурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль за деятельностью всех без исключения кредитных организаций Республики Беларусь;

- законодательно уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций по широкому спектру вопросов;

- имеет развитую телекоммуникационную сеть, объединяющую все регионы Республики Беларусь, позволяющую получать, обрабатывать и передавать значительные объемы информации в электронном виде, то есть обеспечивать и решать задачи по управлению базой данных;

- в Национальном банке уже имеется достаточный материал по кредитным историям различных клиентов, т.к. все банки предоставляют ему информацию о выданных кредитах, и о дальнейшей их «судьбе», осталось только сгруппировать полученную информацию и предоставить доступ соответствующим службам банков к этой информации.

Для обеспечения деятельности кредитного бюро на первом этапе достаточно использования отчетности кредитных организаций, установленной Национальным банком Республики Беларусь, что не требует внесения каких-либо изменений и дополнений в действующее законодательство. Контроль за достоверностью информации может быть обеспечен путем дистанционного надзора и проверок состояния кредитного портфеля.

В то же время имеются и определенные минусы в создании кредитного бюро при Национальным банком Республики Беларусь. Это прежде всего то, что Национальный банк Республики Беларусь выступает органом банковского надзора. В ряде случаев раскрытие информации о качестве кредитного портфеля, составе заемщиков и клиентов конкретно взятой кредитной организации может быть использовано третьей стороной в целях недобросовестной конкуренции, что вступает в противоречие с задачей Национального банка Республики Беларусь по обеспечению стабильности бан-ковской системы страны в целом.

Данные кредитного бюро помогут банкам более точно определять кредитоспособность клиента, который обращается в этот банк за кредитом впервые. Такая проблема конечно же остро не стоит в таких небольших городах как Пинск, где «все всех знают». Данные кредитных бюро более важны для филиалов банков в больших городах (Брест, Минск и т.п.), где достаточно большое количество филиалов банков и юридических лиц. Важнейший фактор успешной работы кредитного бюро -- обеспечение максимальной защиты информации от несанкционированного доступа. В целях пресечения недобросовестного использования информации кредитное бюро уведомляет о поступившем запросе владельца кредитной истории. Если инфор-мация предоставляется по просьбе заемщика, то кредитное бюро устанавливает регламент ее последующего раскрытия и распространения.

2.2. Краткая экономическая характеристика ОАО «Белагропромбанк»

Открытое акционерное общество «Белагропромбанк» является одним из крупнейших универсальных кредитно-финансовых учреждений Республики Беларусь. Банк предлагает своим клиентам широкий спектр банковских услуг, объём которых постоянно растет как за счет расширения, качественного обновления и комплексного подхода к традиционно представляемым банковским продуктам, так и увеличения доли Банка на потенциально перспективных рынках банковских услуг.

Система Белагропромбанка включает 6 областных управлений, Минскую городскую дирекцию и 125 отделений во всех районах страны, 140 расчётно-кассовых центров, 62 участка инкассации, 337 пунктов, совершающих валютно-обменные операции. Банк обеспечивает обслуживание свыше 25 тысяч субъектов хозяйствования и более 600 тысяч физических лиц.

Основным направлением деятельности Белагропромбанка является обеспечение комплексного обслуживания предприятий и организаций, прежде всего входящих в агропромышленный сектор экономики, содействие деньгами и кредитом экономическому развитию своих клиентов.

По объёму уставного фонда, собственного капитала, величине активов Белагропромбанк занимает ведущие позиции среди  коммерческих банков Республики Беларусь.

ОАО «Белагропромбанк» осуществляет свою деятельность на основании следующих лицензий:

Общая лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 1апреля 2002 года на осуществление банковских операций в белорусских рублях;

Генеральная лицензия Национального банка Республики Беларусь №9 от  1 апреля 2002 года на осуществление банковских операций в иностранной валюте;

Лицензия Национального банка Республики Беларусь №20 от 11 мая 2001 года на привлечение во вклады средств физических лиц в белорусских рублях и иностранной валюте;

Специальное разрешение (лицензия) № 04120/0058704 от 18 июля 2002 года  на право осуществления профессиональной и биржевой деятельности, выданная комитетом по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь.

По итогам работы за 2006 г. банком получена прибыль в размере 52 млрд. руб., что в 3,4 раза превышает финансовый результат за аналогичный период прошлого года. Рентабельность деятельности банка составила 13,3% - рост по сравнению с соответствующим периодом 2005 года в 2,6 раза. Рентабельность активов - 1,26% при 0,6% на 1.10.2005г.

За  2006 г. ресурсная база банка выросла на 1,7 трлн. руб. или на 52% и достигла 5,1 трлн. руб. При этом необходимо отметить рост ее валютной составляющей на 460 млрд. руб. или в 3,3 раза, который во многом определялся активной работой банка с международными кредитно-финансовыми организациями. За 9 месяцев т.г. банком привлечено кредитов инобанков на сумму 188,7 млн. долларов, в том числе несвязанных в виде синдицированного кредита в объеме 30 млн. евро.

Предложение физическим лицам ряда новых продуктов, в числе которых системы вкладов «Линия роста», дисконтных облигаций на предъявителя, расширение спектра услуг и инфраструктуры обслуживания держателей карточек «Белкарт» позволило увеличить объем аккумулированных банком средств физических лиц до 783 млрд. руб. или в 1,3 раза. В результате системной работы с ресурсоемкими отечественными предприятиями и бюджетными организациями, располагающими временно свободными денежными средствами, банк дополнительно привлек 312 млрд. руб. ресурсов и увеличил данную составляющую ресурсной базы в 1,6 раз.

Рост привлеченных средств клиентов, а также увеличение заимствований на внешнем рынке позволили обеспечить необходимую кредитную поддержку обслуживаемым субъектам хозяйствования, в результате чего объем валовых кредитов, предоставленных банком, вырос на 59% и превысил 4 трлн. руб. При этом доля проблемной задолженности в кредитном портфеле банка составила 1,5%.

Результаты проведенных аудиторских процедур показали, что проводимые банком операции в течение 2006 года осуществлялись в соответствии с Уставом, лицензиями, выданными Национальным банком Республики Беларусь, а также законодательством, регулирующим банковскую деятельность.

Делись добром ;)