1.2 Функции и виды расчетно-кассового обслуживания
Основные функции расчетно-кассовых операций заключаются в следующем:
· организация работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности;
· организация безналичных расчетов и налично-денежного обращения по расчетным, текущим, по счетам предприятий и организаций различных форм собственности;
· оказание консультативной помощи клиентам и их партнерам по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
Исходя из этих функций можно выделить от отдельные виды операций по расчетно-кассовому обслуживания клиентов банка, как физических, так и юридических лиц:
1) открытие и ведение банковских счетов в рублях и иностранной валюте;
2) безналичные переводы денежных средств, находящихся на счетах Клиентов;
3) срочное исполнение всех платежей, поступивших в Банк в течение операционного дня;
4) выдача наличных денежных средств;
5) пересчет и проверка денежной наличности;
6) доставка разменной монеты;
7) инкассация денежных средств и ценностей;
Банковские операции в рамках расчетно-кассового обслуживания осуществляются в наличной и безналичной формах.
Клиентам банки открывают расчетные и текущие счета, а другим коммерческим банкам - корреспондентские счета.
При открытии расчетного счета банк заключает с клиентом договор расчетно-кассового обслуживания, который предусматривает:
· ведение счета клиента, то есть зачисление на счет поступающих на имя клиента и от него самого денежных сумм, списание денежных средств по распоряжению клиента;
· расчетное обслуживание клиента;
· кассовое обслуживание клиента, то есть прием от него наличных денежных средств для зачисления их на банковский счет или списание со счета и выдача наличных денег клиенту.
Для кассового обслуживания клиентов в банке создается кассовый узел - специально оборудованное помещение банка. Кассовый узел обеспечивает выдачу, прием, обработку и сохранность денежной наличности. Совокупность всех наличных денег, находящихся в банке, называют операционной кассой. В ее состав входят приходно-расходные, приходные и расходные кассы, кассы пересчета и размена денег, вечерние кассы. Для подкрепления операционных касс банк может получить в специальном подразделении банка - расчетно-кассовом центре (РКЦ) - по денежному чеку наличные деньги, при этом соответствующая сумма списывается с корреспондентского счета банка в РКЦ. В свою очередь, выдача денег из касс банка осуществляется также на основе денежных чеков и расходных кассовых ордеров.
Организации, имеющие наличную денежную выручку, ежевечерне инкассируют ее в учреждениях банка, где она зачисляется на их расчетный счет. При этом наличные деньги превращаются в безналичные. В кассе организация может иметь ограниченное количество наличных денег. Государство стремится ограничить налично-денежный оборот для юридических лиц в целях снижения издержек обращения, повышения эффективности национальной экономики и собираемости налогов, а также в других целях. Поэтому для хозяйствующих субъектов установлен лимит наличных денег в кассе.
- Введение
- 1. Теоретические и организационные основы расчетно-кассового обслуживания в коммерческих банках
- 1.1 Понятие и сущность расчетно-кассового обслуживания
- 1.2 Функции и виды расчетно-кассового обслуживания
- 2. Организация расчетного обслуживания
- 2.1 Открытие и ведение счетов
- 2.2 Организация безналичных расчетов
- 3. Организация кассового обслуживания
- 3.1 Порядок приема и выдачи наличных денежных средств
- 3.2 Контроль банка за соблюдением кассовой дисциплины
- 4. Расчетное задание (вариант 2)
- Тема 12 Организация расчетно-кассового обслуживания
- Организация кассового обслуживания клиентов в банке
- 15. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- Кассовое обслуживание
- 22. Кассовое обслуживание кредитных организаций
- 5.3. Кассовое обслуживание Организаций
- Кассовое обслуживание
- Порядок кассового обслуживания кредитных организаций расчетно-кассовыми центрами.
- Порядок кассового обслуживания кредитных организаций расчетно-кассовыми центрами.
- 4. Кассовое обслуживание кредитных организаций