2.2.2 Законодательное регулирование деятельности отрасли
Говоря о целесообразности и возможности обособления и признания горно-металлургического законодательства как совокупности норм, регулирующих хозяйственные (предпринимательские) отношения в горно-металлургическом секторе экономики наряду с горным правом, правом природопользования отметим следующее.
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.
Закон «О недрах» содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Важнейшее значение для недропользования имеет действующая система налогообложения. Введенный в 2001 г. налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), предусматривающий применение усредненных ставок по их видам, делает вольготной и сверхприбыльной деятельность пользователей недр, эксплуатирующих более богатые, высококачественные, крупномасштабные или легкодоступные для добычи запасы. Но он осложняет и даже ведет к банкротству те компании и фирмы, которые разрабатывают низкорентабельные, находящиеся в удаленных или труднодоступных районах месторождения. Прописная для профессионалов истина об обязательной дифференциации налогов, платежей и сборов при эксплуатации недр формально признается властными структурами. В этом году предпринимались попытки разработать и ввести соответствующие коэффициенты. Однако, как оказалось, Правительство РФ не собирается ничего менять, ссылаясь на трудности установления дифференцированных ставок, возможность коррупции и другие причины. Оно ориентируется только на увеличение налога при росте цен на нефть и таможенных пошлин на ее экспорт, т.е. учитывает лишь ценовую ренту, сохраняя порочную основу НДПИ. Новое предложение МПР о замене НДПИ налогом на запасы полезных ископаемых в недрах без раскрытия его смысла - весьма спорное, трудно реализуемое на практике и не стимулирующее компании в проведении поиска и разведки новых запасов.
Анализ горного законодательства показывает, что в нем отсутствуют комплексный программно-целевой подход к правовому регулированию горных отношений, кодификация, системность и плановость разрабатываемых законов, нет единства и взаимосвязи горного и иных областей права, особенно гражданского, дифференцированного учета динамизма и природной изменчивости параметров ресурсов недр - объектов правового регулирования горных отношений, особенно в сфере налогообложения, и отсутствует действенный механизм реализации законодательных актов прежде всего в виде правовых норм прямого действия. Поэтому существующие законы горного права требуют серьезной корректировки и разработки новых.
Требования Правил являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Таким образом, российское законодательство направлено на формирование устойчивого комплекса объектов отрасли цветной металлургии, способствует поддержанию отрасли в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках и внутри страны.
- Введение
- 1. Инструменты фондового рынка
- 1.1 Понятие и сущность производных финансовых инструментов
- 1.2 Характеристика участников рынка производных ценных бумаг
- 1.4 Фьючерсные контракты
- 1.5 Форвардные контракты
- 2. Фундаментальный анализ
- 2.1 Общеэкономический анализ
- 2.2 Отраслевой анализ
- 2.2.1 Цветная металлургия
- 2.2.2 Законодательное регулирование деятельности отрасли
- 2.2.3 Структура отрасли