logo
Операции с ценными бумагами на примере открытого акционерного общества "ГМК НорНикель"

2.2.1 Цветная металлургия

В связи с повышением уровня развития промышленности в России большую роль играет поддержка сектора цветной металлургии. Маркетинговые исследования рынка цветной металлургии говорят о том, что продукция этой отрасли пользуется все большим спросом. Связано это, в том числе, и с тем, что развивается система точного машиностроения, информатизация общества, компьютерные системы, строительная сфера.

Цветная металлургия в России сегодня одна из самых прибыльных отраслей промышленности. Это, несмотря на то, что по сравнению с рынком черной металлургии, она составляет лишь небольшую долю, выраженную в процентном соотношении. Такое соотношение можно записать как 1:18, то есть на 1 тонну реализованного цветного металла (алюминия, меди, латуни, бронзы) приходится 18 тонн реализованных черных металлов (стали, чугуна, железа).

Что же позволяет цветной металлургии быть на лидирующих позициях? Это особые физико-механические свойства цветных металлов. Цветные металлы обладают прекрасной пластичностью и прочностью. Они жаропрочны и обладают низким удельным сопротивлением. Без цветных металлов не обходится ни один серьезный проект, связанный с разработкой новых космических, оборонных, промышленных технологий. Рынок алюминия именно в связи с положительными качествами этого цветного металла развивается очень динамично. Сегодня алюминий и сплавы, полученные на его основе, используются в авиастроении, медицине, космонавтике, архитектуре и дизайне. Алюминий благодаря своей легкости используется при возведении многоэтажных зданий, а именно как материал, являющийся основой оконных рам. В мореплавании без алюминия тоже не обойтись.

Сохраняется рост объемов производства в цветной металлургии, в основном за счет роста производства продукции конечных переделов, с высокой добавленной стоимостью.

Индекс производства цветных металлов в январе-июле 2011 г. составил 113,3% к январю-июлю прошлого года, в июле 2011 г. по отношению к июлю 2010 г. - 102,1%. Драйвером роста цветной металлургии в текущем периоде является производство продукции с высокой добавленной стоимостью и производство сплавов цветных металлов. Темпы выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, которая в основном используется на внутреннем рынке, по большинству позиций выросли против «низкой базы» прошлого года и составили в январе - июле 2011 г. 112,6% (в среднем по группе), тогда как индекс производства основных (8) цветных металлов составил 104,9% против аналогичного периода прошлого года.

В настоящее время благоприятная мировая конъюнктура меняется на нейтральную, прекратился рост экспортных поставок цветных металлов, цены на цветные металлы начали снижаться, что в третьем квартале может привести к ухудшению финансово-экономических показателей компаний и снижению эффективности производства.

Наблюдается оживление инвестиционных процессов в отрасли. Уровень инвестиций по цветной металлургии за прошлый 2010 год составил 97,6%, тогда как за первый квартал текущего 2011 г. рост составил 211,1% (в основном, из-за низкой базы прошлого года). Выросли инвестиции и в добычу и обогащение руд цветных металлов до 149,4% против 94,4% за прошлый 2010 год.

Добыча руд цветных металлов на территории Российской Федерации в основном обеспечила потребности металлургического комплекса. Так, за январь-июль 2011 г. производство концентратов медных составило 95,8% к январю-июлю прошлого года, добыча бокситов - 92,8 процентов, дефицит сырья для производства первичного алюминия был компенсирован ростом импортных поставок, который за первое полугодие текущего года составил 128,8 процентов.

Производство первичного алюминия в январе-июле текущего года определялось уровнем спроса на российском и на зарубежных рынках. Индекс производства алюминия первичного, в январе-июле 2011 г. составил 97,3% к январю-июлю 2010 г.

Объемы производства на российских алюминиевых заводах были предопределены увеличением поставок спроса на внешние рынки и ростом производства сплавов на основе первичного алюминия (рост за 7 месяцев текущего года составил 140,1%).

В январе-июне 2011 г. экспортные поставки алюминия необработанного выросли на 6,1% до 1705,7 тыс. т против 1608,1 тыс. т, за январь - июнь 2010 г.

Пониженные объемы производства наблюдаются, в первую очередь, на неконкурентоспособных мощностях (Волховского, Надвоицкого, Волгоградского, Богословского, Уральского и Кандалакшского алюминиевых заводов), плановые издержки на 2011 год которых с учетом уплаты процентов по кредитам и займам превышают 2500 долларов/т при том, что среднемесячные мировые цены на первичный алюминий в январе - июне 2011 г. составили - 2551,75 долл./т (в январе 2011 г. цена первичного алюминия составляла -2439,5 долл./т, в феврале выросла до 2508,18 долл. США/т, в марте -2552,61 долл./т, в апреле составила 2662,67 долл./т, в мае снизились до 2592,18 долл./т, в июне - 2555,41 долл./т, в июле снижение продолжилось до уровня 2512,00 долл./т.

По оперативным данным в январе-июле 2011 г. производство на Уральском алюминиевом заводе составило 101,9%, Богословском алюминиевом заводе- 99,5%, Волгоградском алюминиевом заводе - 106,4% к январю-июлю 2010 г. На Красноярском алюминиевом заводе производство алюминия первичного составило 102,1%, Саяногорском алюминиевом заводе - 94,5%, Новокузнецком алюминиевом заводе - 105,0% к январю - июлю 2010 г.

Производство меди рафинированной в январе-июле 2011 г. составило 99,9% против уровня января-июля 2010 г.; снизилось в июле 2011 г. против июля 2010 г. на 7,1 процента, также наблюдалось снижение производства против июня 2011 г. на 0,4%.

После введения экспортной пошлины на рафинированную медь экспортные поставки рафинированной меди снизились в январе-июне 2011 г. до 76,4 тыс. т против 231,8 тыс. тонн за январь-июнь прошлого 2010 г.

При этом наблюдается рост экспортных поставок продукции более высокой степени переработки - медной проволоки (код ТН ВЭД ТС 7408) за январь-июнь 2011 г. поставлено 188,6 тыс. т против 88,4 тыс. т в январе-июне 2010 г. и среднемесячного уровня поставок за 2010 год - 17,1 тыс. тонн.

С июля прошлого года до февраля текущего 2011 г. наблюдался устойчивый рост цен с 6499,30 долл./т в июне до 9147,26 долл./т в декабре 2010 г., 9555,70 долл./т в январе 2011 г., 9867,60 долл./т в феврале 2011 г. В марте 2011 г. цены на медь рафинированную снизились до - 9530,65 долл./т, а в апреле 2011 г. до - 9483,25 долл./т. в мае тенденция сохранилась - цены снизились до 8927,05 долл./т, в июне тенденция изменилась - наблюдался рост цен до 9045,43 долл./т, в июне тенденция к росту цен сохранилась - цены выросли почти на 600 долларов и составили 9619,24 долл./т.

На предприятиях ОАО «ГМК «Норильский никель» производство меди рафинированной составило в январе-июле 2011 г. 95,7% к январю-июлю 2010 г., на предприятиях Уральской горно-металлургической компании производство меди рафинированной составило 103,2 процента, Новгородском заводе Русской медной компании - 101,3% и Кыштымском медеэлектролитном заводе Русской медной компании - 104,1% к аналогичному периоду прошлого года.

Производство никеля необработанного за январь-июль 2011 г. составило 98,8% к январю-июлю 2010 г. и выросло на 24,2% по отношению к июню 2011 г. и на 5,4% против июля 2010 г. При этом, из-за неблагоприятной мировой конъюнктуры и ограничений по навигации в мае-июне текущего года, наблюдается снижение объемов экспортных поставок со 101,9 тыс. т за 1 полугодие 2010 г. до 84,8 тыс. т в первом полугодии текущего 2011 г.

С апреля 2009 года сформировалась благоприятная ценовая конъюнктура. В апреле 2011 г. цены на никель составили 26328,89 долл./т, в мае наметилось снижение до 24210,00 долл./т, которое продолжилось в июне, когда цены снизились до 22534,09 долл./т. В июле цены выросли до 23731,19 долл./тонну.

Следует отметить стабильную работу ОАО «ГМК «Норильский никель», выпускающую наиболее конкурентоспособную продукцию - 98,1% в январе июле 2011 г. На ОАО «Комбинат «Южуралникель» объемы производства никеля за январь - июль 2011 г. составили 99,1% к январю-июлю 2010 г., на ОАО «Уфалейникель» - 113,9%.

Суммарный объем продаж отрасли ненамного меньше, чем в черной металлургии. Однако в отличие от последней эти продажи - результат деятельности всего 11 компаний. При этом более 92% выручки цветной металлургии генерируется лишь четырьмя предприятиями - "Норильским никелем", "Русалом", СУАЛом и УГМК.

Высокая степень монополизации обеспечивает нашим предприятиям цветной металлургии значительную рыночную мощь и, как следствие, высокую эффективность. Все это подкрепляется низкой себестоимостью производства и, в конечном итоге, эксплуатацией естественных сырьевых преимуществ России и мощной производственной базы. Даже по мировым меркам наши компании - очень крупные. "Русал" занимает третье место в мире по выплавке алюминия, "Норильский никель" - первый по никелю и палладию, восьмой - по меди.

Главный пункт в стратегии развития таких компаний известен - повышение капитализации бизнеса. Достичь этого можно как демонстрацией прозрачности, так и путем совершенствования структуры бизнеса. Два предприятия из четырех ("Русал" и УГМК) - непубличны. Еще пару лет назад они, правда, заявляли о программах выхода на рынки капитала, но эти обещания пока так и остались на бумаге (разве что "Русский алюминий" анонсировал IPO в 2005 году). Публичные же компании, "Норильский никель" и СУАЛ, имеют капитализацию в 12,0 и 1,1 млрд долларов соответственно, что во много раз меньше, чем у западных компаний с сопоставимыми активами (капитализация американской алюминиевой компании Alcoa - почти 27 млрд долларов, британо-австралийской корпорации BHP - более 60 млрд).

Что же касается структуры бизнеса, то еще год-полтора назад все компании активно продвигали разработку соответствующих проектов. Кто-то пытался создать международный холдинг, кто-то покупал на внешнем рынке недостающие активы, кто-то - просто выстраивал интегрированную структуру. Сейчас информационный поток иссяк. Что же случилось? Судя по всему, сворачивание стратегических планов пришлось на осень 2003 года, когда глава ЮКОСа Михаил Ходорковский оказался в тюрьме. Переформатирование госвлияния в базовой сырьевой отрасли - нефтегазовой - заставило собственников второй по значимости сырьевой отрасли - цветной металлургии - задуматься над тем, что угрожает им. Естественно, это привело и к фактическому сворачиванию всех стратегических программ. Восстановление их возможно только после того, как перестанет действовать "фактор ЮКОСа".