logo
Операции банков с ценными бумагами

2.1 Операции с ценными бумагами

Коммерческие банки занимают на рынке ценных бумаг достаточно заметное место, они могут работать со всеми видами финансовых и производных инструментов и производить различные операции на рынке ценных бумаг.

Операции коммерческих банков можно поделить на:

Є спекулятивные

Є хеджирование

Є портфельные

Є эмиссионные

Спекуляция - купля-продажа активов с целью последующей перепродажи для получения прибыли.

В банковской практике предметом спекулятивных сделок могут быть как финансовые активы (включая ценные бумаги и валютные ценности), так и их производные, включая производные на биржевые товары (например, товарные фьючерсы). Основной целью спекулятивных операций, как видно из определения, является получение максимальной прибыли. Спекулянт использует различные приемы, например различные сообщения, которые могут повлиять на стоимость инструмента, слухи, компиляции различных видов рисков (политические, финансовые и др.) для максимизации прибыли. Спекулянт выполняет некие «санитарные» функции, «срезая» ценовые пики. На финансовом рынке наиболее популярно «скальпирование» - получение прибыли посредством проведения значительного количества сделок в течение одного торгового дня с минимальной разницей в ценах. Спекулянт, «скальпер» как правило, использует агрессивную, рискованную тактику проведения операций на рынке.

Существует два основных вида стратегий спекулятивных операций: «бычья» - игра на повышение и «медвежья» - игра на понижение.

Сущность стратегии «быков» заключается в том, что котировки инструментов идут вверх, в зависимости от этого можно открывать позиции за свой счет или использовать заемные средства для получения дополнительной прибыли (использование «levereage/рычага»).

При стратегии «медведей» игра идет, наоборот, на понижение котировок инструментов, что также позволяет работать с собственными или заемными средствами. Использование leverage на «медвежьем» рынке гораздо рискованнее, чем на «бычьем». Это связано в первую очередь с психологией участников рынка: психологически продавать актив (базовые финансовые инструменты или их производные) а тем более фиксировать убыток (выполнять требования «stop-loss») гораздо сложнее, чем фиксировать прибыль (выполнять требования «take profit»).

Спекулятивные операции совершаются в довольно короткий период времени, чаще всего в течение одного дня, хотя период может быть продлен до нескольких дней.

Скальперы совершают максимальное количество сделок (несколько десятков) в течение торгового дня и вынуждены платить значительные суммы в качестве комиссионных брокерам и торговым площадкам. Именно среди них особой популярностью пользуется интернет-торговля.

Спекулятивные операции особенно эффективны при высокой волатильности рынка, когда котировки инструментов могут значительно колебаться в течение дня. Таким образом, наибольшей эффективности спекулятивные операции достигают на развивающихся рынках с высокими рисками. Стоит отметить, что чем больше средств вовлечено в спекулятивные операции, тем больше объем, а соответственно и возможная прибыль. В течение одного дня котировки могут колебаться незначительно и соответственно если заниматься куплей-продажей с малыми объемами, то прибыль будет небольшая, тот же принцип можно применить и относительно времени удержания спекулятивных позиций: чем дольше удерживаются позиции, тем больше возможности получить сверхприбыль, но, соответственно, пропорционально времени удержания позиций растут и риски.

Крупные коммерческие банки, являясь искушенными инвесторами и располагая мощными информационными системами (такими, как например Reuter) и значительными финансовыми ресурсами, могут использовать спекулятивные операции с большой выгодой для себя. Как указывалось выше одной и функций банка является аккумулирование временно свободных средств корпораций и населения, поэтому у него существуют свободные средства и возможности совершать спекулятивные сделки с большими объемами. Кроме того, банки в состоянии привлекать высокопрофессиональные команды аналитиков и трейдеров, умеющих улавливать малейшие колебания различных сегментов финансового рынка (в том числе зарубежных рынков) и давать рекомендации по использованию этой информации в интересах банка.

Спекулятивные сделки, могут быть связаны и с использованием инсайдерской информации. Например, готовится существенная информация о какой-либо компании и соответственно если она будет позитивная, то котировки пойдут вверх, если негативная - вниз (например, финансовые итоги квартала, полугодия, готовящаяся крупная сделка или иное существенное событие в жизни акционерного общества). Сущность заключается в том, что спекулянты заранее узнают о ней и соответственно выстраивают торговые стратегии.

Существующее в России законодательство не обеспечивает полноценной защиты рынка от использования инсайдерской информации и манипулирования на этой основе ценами. В странах с более развитой инфраструктурой фондового рынка и более совершенными правовыми отношениями между участниками фондового рынка, например в США, за использование инсайдерской информации грозит крупный штраф или тюремное заключение на срок до 10 лет. Справедливости ради стоит отметить, что полностью решить проблему использования инсайда не удается пока ни одному регулятору.

Коммерческие банки могут проводить спекулятивные операции как с инструментами базового актива, так и с их производными.

Спекулятивными сделками также можно признать искусственное завышение цены котировок инструментов. Например, акции компании, не торгующиеся на бирже активно и не имеющие достаточного «free float» за короткое время взлетаю вверх в несколько десятков раз. Подобные операции могут производиться и в достаточно долгосрочной перспективе маркетмейкерами при подготовке к дополнительному выпуску акций на рынок, при подготовке сделок по слиянию, продаже части общества и других рыночных ситуация. Смысл спекулятивных действий заключается в том, чтобы поднять на рынке инвестиционную привлекательность инструмента путем временного повышения котировок. На практике чрезвычайно трудно доказать, не являются ли при этом подобного рода действия маркетмейкеров манипулированием ценами на основе инсайдерской информации.

В зависимости от стратегии, выбранной банком для работы на рынке, спекулятивные операции могут занимать значительную долю от объема операций с ценными бумагами или наоборот.

Арбитражные сделки являются условно-спекулятивными, они занимают промежуточное положение между сделками спекуляции и сделками хеджирования.

Арбитражные сделки - сделки, основанные на разной стоимости актива. По сути, арбитраж с базовым активом сводится к тому, что участник арбитражной сделки покупает актив по одной цене в одном месте, а продает в другом и за счет разницы в ценах получает прибыль. Арбитраж может быть как на рынке ценных бумаг, так и на денежном рынке - валютный арбитраж, основанный на разнице курсовой стоимости. Российский рынок пережил период массового распространения арбитражных сделок, приносящих брокерским компаниям львиную долю дохода, в конце 1990-х начале 2000-х годов.

Основной для столь широкого распространения арбитража была существовавшая в эти годы разница в ценах на ценные бумаги российских эмитентов на внутреннем и международном рынках. Пример арбитража с акциями Газпром стал уже хрестоматийным. В арбитражные сделки были вовлечены как непосредственно акции российских эмитентов (того же Газпрома) на внутреннем рынке, таки и их ADR - на внешнем. Использование оффшорных фирм и «серых» схем позволяло обходить установленные ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале акциями газового гиганта.

Операции хеджирования используется практически всеми участниками рынка. Термин происходит от английского слова хедж - изгородь и др.

Смысл хеджирования заключается в том, чтобы перенести риски от операции от того кто хеджирует (хеджера) на другого участника рынка. Другими словами это защита от риска.

Операции хеджирования положены в основу деятельности хеджевых фондов, участников рынка, операции которых характеризуются высокой степенью риска. Фонды проводят преимущественно спекулятивные операции, ориентированы на получение сверхприбыли, часто работают на развивающихся рынках. Обычно в хедж-фондах участвуют небольшие группы людей из обеспеченных слоев населения, которые способные содержать его операции связанные с высокими рисками. Число участников может быть разным, например, в США количество ограничено 100 человек.

Хедж-фонд не регистрируется финансовым регулятором как таковой, не раскрывает информацию о своих участниках, на его деятельность наложено меньше ограничений, чем на другие институты коллективного инвестирования, которые ориентированы на более мелких держателей (хотя в последние годы в Комиссия по ценным бумагам и биржам США все настойчивее говорит о необходимости регулирования деятельности хедж-фондов).

Хедж-фонды представляют собой партнерства, которые управляются генеральным партнерам. В российской практике организация хеджевого фонда в классическом виде крайне затруднена, поэтому коммерческие банки работают с хедж-фондами в основном как со своими клиентами, по поручению которых приобретают/продают те или иные виды финансовых инструментов.