1.1 История возникновения и развития дорожных чеков
История дорожных чеков берет отсчет с 1874 года, когда в Европе появились первые финансовые документы, предвосхитившие появление дорожных чеков, Они назывались "циркулярной нотой".
Дорожные чеки недавно отпраздновали свое 900-летие. Первыми их ввели в обиход тамплиеры - члены ордена "Тайное рыцарство Христово и храма Соломона". Но до 1000-летия дорожным чеками дожить, похоже, не суждено. Банкиры считают, что чекам все труднее конкурировать с кредитными картами. До недавних пор дорожные чеки выпускали две компании - American Express и Travelex. Однако в начале октября Travelex заявила о свертывании этого направления в Центральной и Восточной Европе.
Первыми, кто придумал дорожные чеки, были рыцари ордена тамплиеров. После того как в 1099 году в ходе крестового похода был взят Иерусалим, девять французских рыцарей во главе с Гуго де Пейном основали орден со штаб-квартирой в храме царя Соломона. Назвали орден соответственно месту расположения - "Тайное рыцарство Христово и храма Соломона". Поэтому их стали называть храмовниками или тамплиерами (от лат. templum - храм). Устав ордена включал 72 правила, одно из которых предписывало всем вступающим в орден передать в него все имущество. В итоге к 1140 году орден храмовников стал в Европе одним из крупнейших банкирских домов Средневековья. Тамплиеры кредитовали практически всех монархов Европы, чеканили собственную монету, финансировали постройку около сотни соборов. В одной только Европе они воздвигли около 10 тыс. резиденций-командорств.
Орден полностью контролировал экономику Португалии, Испании и Франции. В частности, французский королевский казначей был членом ордена и подчинялся его магистру, а государственная казна хранилась в парижском командорстве. Кроме того, одним из источников дохода ордена стала, как записано в уставе ордена, "забота о дорогах и путях и особенно об охране паломников". Для защиты от возможного ограбления отправляющийся в крестовый поход рыцарь, пересекающий Средиземное море торговец или направляющийся в Святую землю паломник мог под залог своих земель, товаров или золота получить у тамплиеров особый манускрипт. На этой бумаге с печатью ордена в виде креста обозначалась сумма, которую владелец манускрипта мог получить в любом из командорств ордена, а их в Европе и на Ближнем Востоке была целая сеть. Эти бумаги и считаются первыми в истории дорожными чеками. Ну а пока владельцы чеков путешествовали, тамплиеры пускали вырученные деньги в оборот и жили на проценты от кредитов королям, купцам и ювелирам. Однако в 1307 году с подачи французского короля Филиппа Красивого папа Климент V обвинил главу ордена Жака де Моле в колдовстве и передал его в руки инквизиции. После этого королевская гвардия захватила парижский замок тамплиеров, и вскоре орден был распущен. А вместе с ним канули в Лету и дорожные чеки.
Возродил дорожные чеки англичанин Томас Кук, и произошло это только в середине ХIХ века. Баптиста Томаса Кука считают одним из основателей туризма. Он создал первое в мире турагентство, которое первоначально было ориентировано на путешествующих баптистских миссионеров, пропагандирующих борьбу с пьянством и курением. Затем Томас Кук стал организовывать и частные туры. А для удобства предложил своим клиентам не брать всю наличность с собой, а воспользоваться придуманной им циркулярной нотой как простым и безопасным средством платежа. Эти ноты впоследствии стали называться чеками ThomasCook.
А в 1891 году компания American Express, специализировавшаяся на перевозках ценных грузов, изобрела свой дорожный чек. Придумал его сотрудник компании по имени Марселлус Бери. К тому моменту в России 29 банков сотрудничали с American Express. В этом же году в Санкт-Петербурге был обналичен первый в России дорожный чек American Express. Однако в 1918 году компания была вынуждена закрыть свой офис в России. В 1958 году American Express сумела вновь открыть свой офис в СССР.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы организации расчётов с использованием дорожных чеков
- 1.1 История возникновения и развития дорожных чеков
- 1.2 Понятие дорожных чеков
- 1.3 Нормативно-правовые основы регулирования операций с дорожными чеками
- Глава 2. Анализ современного состояния и организации операций с дорожными чеками
- 2.1 Особенности ввоза и вывоза валюты, дорожных чеков, ценных бумаг
- 2.2 Порядок совершения операций с дорожными чеками
- 2.3 Проблемы и перспективы операций с дорожными чеками
- Заключение
- Дорожный чек
- Дорожные чеки
- 16 Дорожные чеки.
- 9.7. Порядок проведения банками операций с дорожными чеками
- Как пользоваться дорожными чеками?
- Тема 5. Операции с дорожными чеками и платежными картами
- 27. Порядок продажи дорожных чеков и выплаты возмещения по утраченным чекам, порядок оформления операций.
- 7.3. Операции с дорожными чеками и банковскими карточками
- 4.Операции с дорожными чеками и банковскими карточками Операции с дорожными чеками
- 2.2 Дорожные чеки