logo
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (на примере ASITO, SA)

2.4 РАСЧЕТ БАЗОВОЙ СТРАХОВОЙ ПРЕМИИ ПО ОСАГО В МОЛДОВЕ

Методология расчета базовой страховой премии и корректирующих коэффициентов по обязательному страхованию гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами , разработана в соответствии с положениями статьи 11 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами, № 414-XVI от 22 декабря 2006 г. и устанавливает порядок расчета базовой страховой премии и корректирующих коэффициентов к базовой страховой премии, а также порядок применения этих коэффициентов.

Базовая страховая премия и значение корректирующих коэффициентов рассчитываются Национальной комиссией по финансовому рынку актуарными методами на основании статистической информации о полной стоимости ущерба, зарегистрированного по обязательному страхованию автогражданской ответственности, затратах страховщиков, относящихся к данному классу страхования в предыдущем периоде (не менее года), и прогноза ущерба и расходов на период, для которого устанавливается базовая страховая премия.

Базовая страховая премия рассчитывается путем прибавления к рисковой премии расходов страховщика, маржи прибыли и обязательных платежей.

1) Чистая премия рассчитывается как произведение между частотой наступления страховых случаев и средним размером ущерба:

где:

Pp - чистая премия; q - частота наступления страховых случаев;

D - средний размер ущерба.

2) Частота наступления страховых случаев определяется согласно следующей формуле:

n

q = ----,

N

где:

n - число страховых случаев, приходящихся на действующие страховые полисы;

N - количество действующих страховых полисов (в пересчете на год).

3) Средний размер ущерба определяется на основе следующего отношения:

где D - общая сумма ущерба, приходящаяся на действующие страховые полисы.

Общая сумма ущерба включает выплаченные страховые возмещения, резерв заявленных, но неурегулированных убытков и резерв непринятых убытков, относящихся к страховым полисам. Резерв заявленных, но неурегулированных убытков и резерв непринятых убытков определяются в соответствии с частью (6) статьи 34 Закона о страховании № 407-XVI от 21 декабря 2006 г.

В случаях, когда страховщикам возмещаются расходы по регрессному иску, эти расходы исключаются из суммы ущерба.

4) Число страховых случаев, приходящихся на страховые полисы, рассчитывается как сумма оплаченных страховых случаев, заявленных, но неурегулированных страховых случаев и непринятых страховых случаев:

n = na + nn + nz ,

где:

na - число оплаченных страховых случаев;

nn - число заявленных, но неурегулированных страховых случаев;

nz - число непринятых страховых случаев.

Число непринятых страховых случаев (произошедших, но не заявленных) рассчитывается актуарными методами на основе треугольников развития убытков (метод "chain-ladder").

5) Рисковая премия определяется как сумма чистой премии и рисковой маржи:

Pe = Pp + Pm ,

где:

Pe - рисковая премия;

Pm - рисковая маржа.

6) Рисковая маржа рассчитывается по следующей формуле:

где:

б(g) - коэффициент надежности, установленный на основании нормального распределения в зависимости от вероятности g, с которой гарантируются результаты (в соответствии с таблицей Gauss-Laplace);

V - коэффициент вариации общего ущерба.

Коэффициент вариации общего ущерба рассчитывается по следующей формуле:

где: уd - среднеквадратическое отклонение величины ущербов.

Среднеквадратическое отклонение рассчитывается по следующей формуле:

6. Базовая страховая премия для одной единицы транспорта на срок 12 месяцев рассчитывается в зависимости от рисковой премии, нагрузки (которая включает расходы страховщика, другие обязательные платежи и маржу прибыли) и коэффициента инфляции:

Pe

Pb = ------Ч Ki ,

1 - f

где:

Pb - базовая страховая премия;

f - доля нагрузки в базовой страховой премии;

Ki - коэффициент инфляции, устанавливаемый на основании прогноза уровня инфляции.

Коэффициент инфляции рассчитывается по следующей формуле:

Ri

Ki = 1 +----,

100

где Ri - прогнозируемый уровень инфляции (%).

7. Доля нагрузки при внутреннем обязательном страховании автогражданской ответственности включает:

a) расходы страховщика- до 25%;

b) маржа прибыли- до 10%;

c) взносы в специальные фонды (Национальный гарантийный фонд, Фонд защиты жертв аварии) и регуляторные платежи.

8. Доля нагрузки при внешнем обязательном страховании автогражданской ответственности (Зеленая карта) включает:

a) расходы страховщика- до 20%;

b) маржа прибыли- до 7%;

c) расходы на перестрахование- 18%;

d) взносы в специальные фонды (Национальный гарантийный фонд, Фонд компенсаций) и регуляторные платежи.

Расходы на перестрахование включаются в долю нагрузки исключительно в течение периода, в котором Национальное бюро страховщиков автотранспортных средств является транзитным членом в Совете бюро, указанном в статье 2 Закона об обязательном страховании гражданской ответственности за ущерб, причиненный автотранспортными средствами.

Суммы страховых возмещений, которые превышают лимит собственной ответственности перестрахователя, покрытые перестраховщиком в соответствии с договором перестрахования, вычитаются из расчета базовой страховой премии.

9. Расходы страховщика включают расходы на реализацию (комиссионное вознаграждение, другие расходы на страховых агентов и страховых и/или перестраховочных брокеров), заработная плата сотрудников, налоги и другие расходы страховщика на ведение дела.

Размер отчислений в Национальный гарантийный фонд в страховании устанавливается в соответствии с Законом о Национальном гарантийном фонде в страховании.