logo
Механизм функционирования фондовой биржи

Глава 3. Проблемы развития фондового рынка в Российской Федерации и пути их решения

Москва имеет хорошие шансы стать одним из ведущих финансовых центров. Оптимальным способом достижения этой цели является изучение опыта других рынков, которым удалось добиться значительного роста объемов торгов и привлечь международных инвесторов. Стоит выделить несколько ключевых направлений, работа над которыми является необходимой для развития российского фондового рынка.

Обеспечение ликвидности. Ликвидность имеет чрезвычайно важное значение не только потому, что способствует привлечению инвесторов на рынок, но и по той причине, что обеспечивает функционирование рынка и делает возможным совершение таких операций, как "короткие" продажи и кредитование ценными бумагами, так называемые "long" и "short". Данные операции способствуют расширению пула ликвидности.

Именно с целью повышения уровня ликвидности, с 01 сентября 2013 года Московской Биржей был введен принципиально новый для российского рынка режим торгов Т+2. Это новая технология расчетов с частичным депонированием и отложенными исполнением расчетов по сделкам в день Т+2 позволит снизить затраты участников рынка на фондирование операций, сделает менее затратной модель обслуживания клиентов-нерезидентов и алготрейдеров (HFT). Не смотря на ряд изменений в инфраструктуре российского РЦБ, которые были направлены на создание более комфортных условий для иностранных инвесторов, многие эксперты фондового рынка считают, что данные меры являются запоздалыми. Рост ВВП России в 6-7% без сомнения привлек бы иностранцев, но при нынешних экономических показателях скорее всего этого не произойдет. Это всего лишь косметические меры, не способные в полной мере скрыть слабую инвестиционную привлекательность вследствие низких темпов экономического роста нашей страны.

Внедрение передового опыта. При взаимодействии с международными инвесторами наиболее эффективным подходом нередко является выстраивание системы, обеспечивающей максимальную простору и открытость. Многие институциональные инвесторы, в том числе инвестиционные и пенсионные фонды, не имеют собственных бэк-офисов, которые способны справиться со сложными задачами, связанные с проведением операций на рынке. Поэтому ряд брокерских компаний, по большей части это зарубежные филиалы и представительства, прилагают усилия к продвижению передового опыта и предложению простых решений в области обработки сделок с максимально единообразной основой в различных частях мира.

Повышение торговой активности. Наличие соответствующей нормативной базы и адекватной посттрейдинговой инфраструктуры может способствовать увеличению количества заявок на совершение сделок. Например, если сравнить Россию с другими странами БРИКС, ей пока не удается получить ту долю торговой активности, на которую она могла бы рассчитывать. Очевидно, причин тому много, однако наиболее явной является ее посттрейдинговая инфраструктура.

Привлечение пенсионных фондов. Привлечение пенсионных фондов для вложения средств в рынок один из важнейших способов повышения ликвидности. Британские пенсионные фонды в своей деятельности по прежнему руководствуются такими критериями, как классификация стран FTSE или индекс MSCI. В настоящее время Россия рассматривается ими, как второстепенный формирующийся рынок. Если России удастся перейти в категорию стран с развитым формирующимся рынком, британские пенсионные фонды автоматически получат возможность инвестировать большую часть своих портфелей в Россию, что, несомненно, принесет стране значительную пользу.

Нормативная база. Главной функцией регулирующего органа является обеспечение защиты инвесторов. Когда инвесторы рассматривают вопрос о вложении средств в тот или иной рынок, необходимо убедить их в том, что их ценные бумаги будут в безопасности. Все эти моменты чрезвычайно важны, поскольку инвесторы, например пенсионные фонды, деятельность которых является предметом регулирования, имеют определенные обязанности перед регулирующими органами. Соответственно, брокерским компаниям необходимо убедить их в том, что при осуществлении инвестиций на данном рынке требования регулирующих органов выполняются.

Самым, пожалуй, серьезным шагом стало появление единого регулятора на базе Центрального Банка РФ. Мировой опыт свидетельствует о том, что переход к мегарегулированию обычно связан с повышением роли финансовых структур в стране. Среди наиболее развитых экономик 44% стран имеют одного мегарегулятора на все сегменты рынка, и еще в 13% стран действует один мегарегулятор на нескольких сегментах рынка. Основной риск неудачного внедрения мегарегулирования - стагнация небанковского финансового сектора в России. В случае замедления его развития Москве никогда не стать международным финансовым центром. Без небанковских брокеров не решиться задача доступного финансового рынка для широких слоев населения. Сегодня на фоне мирового финансового кризиса мы забываем, что компании, занимающиеся коллективным инвестированием, а так же пенсионные институты находятся на дискриминационном положении по сравнению с такими формами сбережений населения, как валюта, недвижимость и банковские вклады. С первых дней работы мегарегулятору надлежит направить усилия на ликвидацию диспропорции в структуре сбережений населения и максимально стимулировать внутренних долгосрочных инвесторов.

Одним из серьезных затруднений может стать негативный эффект от избыточной централизации, если не будет устранен конфликт интересов внутри самого ЦБ РФ. Действительно, из-за необходимости обеспечения стабильности финансовой системы России может быть отложено на будущее решение проблем инфраструктуры и спекулянтов в лице небанковских и финансовых компаний, депозитариев, брокеров и регистраторов.

Отдельного внимания мегарегулятора заслуживают вопросы совершенствования корпоративного управления, особенно для защиты прав миноритарных акционеров. В связи с этим следующим практическим шагом совершенствования инфраструктуры рынка, должно стать перенесение опыта создания Центрального депозитария на сообщество регистраторов. Например, именно регистратор смог бы помочь эмитенту в проведении его политики корпоративного управления, которая повысит уверенность инвесторов в своих вложениях. Опыт центрального депозитария позволяет задуматься о новом шаге по централизации регистраторских услуг. Задача не в том, чтобы заменить разрозненных регистраторов одной структурой, а в том, чтобы сформировать орган, который явился бы единым информационным центром в части регистраторского функционала по ценным бумагам, имеющим листинг на бирже. Подобные решения работают как в мире, так и в СНГ, в частности в Казахстане и Белоруссии. Это могло бы стать реальным шагом к повышению прозрачности и оперативности при обслуживании эмитентов и акционеров.

Сегодня многие участники российского фондового рынка сходятся во мнении, что список торгуемых ценных бумаг в основном представлен сырьевыми и банковским секторами, и это во многом сужает круг потенциальных инвесторов, как внутри страны, так и за ее пределами. Одна из важнейших проблем - дефицит полноценного инвестиционного спроса - отсутствие пресловутых "длинных" денег и институциональных инвесторов на фондовом рынке. Одна из первостепенных задач на ближайшие годы, это обеспечение возможности вложения пенсионных денег в компании, в том числе инновационного сектора.

Среди факторов, сдерживающих торговую активность и ограничивающих общую ликвидность рынка в России, так же можно назвать высокие тарифы. Длительный и нечеткий срок расчетов, необходимость преддепонирования активов. Вместе с тем российский рынок имеет большие перспективы, поэтому необходимо добиться увеличения количества инвесторов, вкладывающих средства в Россию. Это обеспечит хорошие возможности для получения высоких результатов в долгосрочной перспективе, тем более что в настоящее время ведется активная работа по решению проблемы посттрейдинговой инфраструктуры, которые сдерживают приход международных инвесторов на рынок.

Российский фондовый рынок чувствует себя в этом году весьма неуверенно. Это и понятно - средства с рынка уходят как вода в песок. С начала года из суверенных российских фондов было выведено более 1,8 млрд. долл. Дело не только, и не столько в замедлении темпов роста экономик развивающихся стран, политических рисках и растущем интересе к развитым рынкам, где ожидается восстановление экономики США, стимулирующие меры в Японии, возможная стабилизация в Европе. Да, и иностранцы сейчас не горят желанием инвестировать в Россию, как это было в 2007 г.