logo
Личное страхование туристов

1.3 Иностранные страховые компании на российском страховом рынке

Допуск на национальный страховой рынок иностранных страховщиков в различных странах решается по-разному. Законом о страховании (ст. 6) установлен режим его общего ограничения. Это означает, законодательными актами Российской Федерации на ее территории могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций.

Указанные ограничения реализуются в постановлении Верховного Совета 1992г. «О введении в действие Закона РФ "О страховании". В п. 5 определено, что с целью защиты формирующегося страхового рынка в соответствии со ст. 6 Закона о страховании иностранные юридические лица и граждане вправе создавать на территории Российской Федерации страховые организации только в форме товариществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ. При этом доля иностранных инвесторов в уставном, капитале в совокупности не может превышать 49%. Кроме того, законодательство запрещает посредническую деятельность на территории Российской Федерации в пользу и от имени иностранной страховой компании, независимо от того, кем она проводится. При этом, каких бы то ни было ограничений по открытию филиалов или дочерних представительств иностранными посредническими фирмами не установлено. В нашей стране уже зарегистрировано около70 организаций с иностранным участием, в большинстве которых инвестор не связан со страховым бизнесом на родине. Исключение составляют лишь некоторые компании, в том числе «RUS-AIG»,созданная при участии крупнейшей американской страховой компании с тем же названием, и дочернее предприятие германского «Альянса» - страховая компания «Ост-Вест Альянс».

На Западе страхование является неотъемлемой составляющей производственного процесса. Привыкший к этому иностранный инвестор ищет адекватную страховую защиту и на российском рынке, которую наш страховщик может обеспечить далеко не всегда, поскольку большинство компаний образовано лишь в последние годы и финансовые их возможности крайне ограничены. В результате следование закону влечет за собой или непременное перестрахование, т.е. передачу части обязательств по договору страхования зарубежному перестраховщику, или открытый «франтинг», когда перестраховываются полностью все обязательства. При этом перестраховочная премия по договору перечисляется зарубежному партнеру как цена за перестрахование. С точки зрения гарантий по выплатам при наступлении страхового случая в правильности этого сомневаться не приходится. Однако не целесообразнее ли обеспечить юридическое присутствие западных страховщиков и перестраховщиков на российском рынке?

Сегодня перестрахование - та скрытая форма, в которой западный рынок присутствует в России. Кроме того, мы сталкиваемся со страхованием, прямо нарушающим требования действующего российского законодательства. Широкую огласку имеет деятельность на территории Российской Федерации по заключению договоров долгосрочного страхования жизни в иностранной валюте швейцарской компании «Фортуна» при посредничестве австрийской маклерской фирмы «Сейф-инвест». По разным оценкам, сумма полученных в нашей стране страховых взносов составляет около 130 млн. долл. При этом договоры страхования заключаются через посредников - российских граждан, не зарегистрированных в качестве предпринимателей (соответственно не уплачивающих налоги) и не имеющих разрешения на посреднические операции по российскому законодательству. Парадокс в том, что при этом ни австрийский? ни швейцарский участники сделок не нарушают внутреннего законодательства своих стран.

Основной вывод заключается в следующем: интерес мирового страхового рынка к работе в России велик. Однако формы, в которых эта деятельность осуществляется сегодня, едва ли отвечают потребностям нашего населения и государства. Значит, нужно менять законодательные требования, защищая прежде всего тех, кто в этом больше всего нуждается - потребителей страховых услуг.