logo
Страхование / Статья Новые условия страхования гражданской ответственност

Личное страхование туристов от банкротств туроператоров

Второй механизм защиты туристов, который активно обсуждался на стадии внесения поправок в Федеральный закон N 132-ФЗ и также был отклонен, - личное страхование. По мнению некоторых экспертов (и таких немало), единственная рабочая модель защиты потребителя от банкротства турфирм - страховать каждый тур в отдельности. Для этого каждый туроператор должен в обязательном порядке страховать каждый тур на случай собственной недееспособности. Это целевая защита клиента, прозрачная система, не требующая каких-то аппаратных надстроек. Она элементарно проста и эффективна. Механизмы здесь понятны - взимать с туриста дополнительно к стоимости каждой путевки по 50 - 100 руб. и из этих денег формировать страховой фонд. При банкротстве туроператора страховщик оплачивает, например, стоимость билета или проживание в гостинице. Но это решение разработчики законопроекта также отвергли по следующей причине: формально оно дублирует финансовые гарантии. При этом проверить, реально ли застрахован тур, очень сложно.

Страхование гражданской ответственности туроператоров -

членов компенсационного фонда

Согласно последней редакции Федерального закона N 132-ФЗ в России будет создан государственный компенсационный фонд для защиты прав туристов, задачами которого станут:

- предоставление проживания туристам за рубежом при полностью или частично невыполненных обязательствах туроператора по договору;

- оплата возвращения туристов в Россию (при необходимости).

Работа фонда регулируется отдельной нормой в отраслевом Законе. Сумма взноса в фонд предположительно составит 0,1% выручки туроператора. Размеры отчислений могут корректироваться по решению Правительства РФ, если, например, за какой-то отрезок времени никаких выплат не производилось. На содержание аппарата фонда запланировано 0,05%. Таким образом, наполняемость фонда, по предварительным оценкам, составит около 250 - 300 млн руб. ежегодно. Законодатели предполагают, что первые отчисления поступят в фонд уже по итогам 2012 г. Таким образом, его планируется создать и наполнить уже в следующем году.

За границей накоплен существенный опыт по созданию подобных фондов. Во многих европейских странах, где туристская отрасль развивается давно и успешно, действуют различные схемы защиты туристов именно с помощью государственных фондов.

Фонды защиты прав туристов в Европе <2>

Страна

Название фонда

Год создания фонда

Бельгия

Фонд защиты прав туристов

1996

Великобритания

Фонд защиты авиапутешествий

1973

Ирландия

Комиссия по защите прав авиапассажиров

Испания

Региональные фонды (планируется создание национального фонда)

Италия

Национальный фонд защиты прав путешественников

1995

Нидерланды

Национальный фонд защиты прав туристов

1983

Норвегия

Фонд защиты прав туристов

Франция

Национальный фонд создан профессиональным Союзом солидарности в туристической отрасли

1964

Швейцария

Фонд защиты прав туристов и путешественников

Швеция

Фонд защиты прав туристов

--------------------------------

<2> Онлайн-журнал HotLine.travel.

В июне 2009 г. в Париже прошел саммит европейских государств по вопросам сотрудничества в сфере организации государственных фондов по защите прав туристов, на котором обсуждались вопросы функционирования таких фондов в разных странах Европы с целью обмена опытом в решении проблем туристов. Такие фонды успешно работают во многих странах Европы, при этом, как правило, отсутствует обязательное участие в них, действуют альтернативные механизмы защиты (резервирование средств и др.). Так, в Великобритании туроператор должен гарантировать возврат средств и репатриацию в случае своего банкротства. Предусмотрено несколько вариантов гарантий обеспечения интересов туристов: страховой полис, доверительный счет и так называемый бонд, который вносится на счет уполномоченного государственного органа. В Португалии государственный фонд поддержки туристов формируется путем отчисления 5% годового оборота турфирмы, но не может быть меньше 25 000 евро португальских эскудо и больше 250 000 евро.

Ключевыми предпосылками для создания государственного фонда защиты прав туристов в России являются:

- отсутствие механизмов возмещения средств туристам для обеспечения продолжения отдыха (при необходимости возвращение на родину), гарантий от третьих лиц, страховщика или государства в случае неплатежеспособности (банкротства) туроператора и нахождения туристов за рубежом;

- фонд - некоммерческая структура взаимного страхования (страховые компании работают за прибыль, государство - нет);

- профессиональная обработка претензий;

- полный контроль со стороны государства;

- 100%-ная защита туристов;

- единый проект всего туристского бизнеса - значительные резервы при сокращении стоимости платежей (средства находятся в общем фонде, основанном на взаимной ответственности);

- целевое расходование и сохранение финансовых средств;

- нейтральная политика принятия новых членов: условия равны для всех;

- повышение доверия к государству и туристскому бизнесу;

- возможность межведомственного взаимодействия МИД, Ростуризма, МЧС и других структур;

- возможность сотрудничества по вопросу защиты прав туристов за рубежом с другими государствами и фондами защиты прав туристов.

Между тем идея создания компенсационного фонда поддержки туристов в нашей стране встречена неоднозначно, а механизм и сама возможность ее реализации вызывают у туристской общественности скептическую реакцию. Назовем наиболее спорные моменты рассматриваемого вопроса.

Размер фонда. Согласно Закону ежегодно туроператоры обязаны производить отчисления в размере 0,1% годового оборота (но не менее 100 тыс. руб.) плюс 0,05% той же величины на содержание аппарата фонда. С учетом того что членство в фонде обязательно для всех туроператоров, и согласно реестру Ростуризма 2213 туроператоров организуют путешествия за рубеж, минимальный размер фонда составит более 221 млн руб. Если за год не случилось чрезвычайных происшествий, фонд остается неприкосновенным. Если средства фонда потрачены, согласно Закону их должны вернуть страховщики за счет финансовых гарантий обанкротившегося туроператора. На следующий год туроператоры снова должны внести деньги. Законом оговаривается, что снижать взносы можно только спустя 3,5 года после вступления законопроекта в силу. Если тренд рынка будет положительным, за это время размер фонда достигнет нескольких миллиардов рублей. Кроме того, утверждено, что деятельность фонда не облагается налогом. Многих беспокоит тот факт, что в такой денежной массе возможна масса злоупотреблений. Ну, например, туроператор в сговоре с отельером может не оплатить проживание туристов с целью получения денег из фонда.

Вместе с тем если тренд рынка будет отрицательным, то, напротив, средств фонда может не хватить. Очевидно, что нюансы сбалансированности доходов и расходов фонда будут регулироваться ведомственными актами. Будут разработаны положения формирования и пользования компенсационным фондом, назначены ответственные лица.

Кто и как будет управлять фондом? Пока неясно, кто будет контролировать правильность отчислений, где будут храниться деньги и каков порядок использования этих средств. В Законе сказано: порядок создания и деятельности некоммерческой организации "Объединение туроператоров в сфере выездного туризма" (которая формирует фонд) устанавливается в соответствии с законодательством, предусмотренным в отношении ассоциаций (союзов) на основании решения Правительства РФ. Вероятнее всего, будет создана структура "с нуля", а не при каком-либо действующем профессиональном альянсе. По мнению многих туроператоров, никто из госслужащих не сможет оперативно действовать при возникновении реальных кризисных ситуаций по причине недостатка компетенции. Однако фонд могут возглавить представители Ростуризма, которые много лет решают отраслевые проблемы, в том числе оказания экстренной помощи туристам.

Каким образом будет реализовываться основная и единственная задача фонда - экстренная помощь российским туристам за рубежом? Кем и как будут приниматься "экстренные" решения о помощи? Многие эксперты считают, что единый фонд на 2500 с лишним туроператоров со всей России окажется неуправляемым. Например, жители Хабаровска поехали отдыхать в Китай. Там их не размещают в отеле, и они звонят в Москву, в аппарат фонда, с просьбой оперативно решить проблему. Задача - выяснить, что происходит с туроператором в Хабаровске (а там ночь), какова реальная ситуация с туристами, правомерны ли их требования, есть ли основания для выплаты. А таких обращений - масса, туристы звонят из разных стран мира, жалуются на туроператоров, которые разбросаны по всей России. Очевидно, что по каждой из таких ситуаций должен быть выработан регламент действий.

Неоправданно раздутые преференции туристу. В случае возникновения проблем за границей турист сможет получить помощь, оплаченную из фонда, что не помешает ему обратиться к страховщику за компенсациями по финансовым гарантиям. Согласно Федеральному закону N 132-ФЗ экстренная помощь - это действия по организации эвакуации туриста из страны временного пребывания (в том числе оплата услуг по перевозке и (или) размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма. При этом турист - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания... без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до шести месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Получается, что экстренная помощь, финансируемая туроператорами, касается не только туристов, забронировавших у них тур, а любого "дикаря", отдыхающего самостоятельно и даже без страховки. Законодатели утверждают, что будут внесены поправки, согласно которым воспользоваться механизмом экстренной помощи сможет только турист, приобретший турпакет у туроператора, и только в том случае, если попал в затруднительное положение в связи с его неплатежеспособностью. Более того, помощь не будет распространяться на тех, кто, скажем, купил у туроператора только авиабилет. Эти и другие моменты будут впоследствии детализированы в положении, утверждаемом Правительством. Что касается "двойной" компенсации туристам - из фонда, а затем от страховщика по финансовым гарантиям, в последнем случае он может рассчитывать только на выплату за недополученные услуги (недоотдохнул, не тем классом летел в самолете и т.д.).

Размытость понятия "случай экстренной помощи". Пока не утвержден список случаев принятия экстренных решений о помощи туристам за счет средств фонда. Ясно одно: фонд не предусматривает оплату помощи при "форс-мажорах" - стихийные бедствия, политические волнения в стране пребывания и т.п. В этом случае будут задействованы средства федерального бюджета страны. Очевидно, что по каждой ситуации должен быть выработан регламент действий. Эти и другие вопросы будут рассматриваться на заседаниях правительственной комиссии.

Сроки предоставления экстренной помощи. Сегодня взят за основу "итальянский" вариант: 72 часа от получения сигнала до поступления средств. Этого достаточно, чтобы получить из отелей и от туроператоров подтверждение о проблемах и принять меры по их урегулированию. Законодатели рассчитывают на то, что отельеры быстро привыкнут к гарантированному получению денег в любом случае. Ведь не выселяют же они европейских туристов - клиентов банкротящегося туроператора. Насколько приживется итальянская практика в России, покажет время.

Критикуя идею создания "некоммерческого фонда экстренной помощи туристам", представители туристкой общественности обращают внимание на "сырость" нововведения. Конечно, создание механизма экстренной помощи российским туристам, которые оказались за рубежом в момент краха отправляющего туроператора, - задача не из простых. Ее решение требует времени и больших коллективных усилий. Надо не просто узаконить единый федеральный фонд, из которого и финансировать размещение пострадавших клиентов за рубежом и при необходимости - их вывоз на родину, а создать реально работающий механизм, сформулировать схемы взаимодействия между этой новой структурой, государством и бизнесом во всех возможных кризисных ситуациях.

Вместе с тем разработчики законопроекта в первом приближении договорились по ключевым вопросам, касающимся фонда. Обозначена компетенция фонда. Эта организация не должна заниматься формированием стандартов бизнеса, выполнять контролирующие функции. Ее миссия - финансирование экстренной помощи российским туристам, которые из-за несостоятельности туроператоров испытывают за рубежом проблемы с размещением в отелях или с выездом на родину. В случае военных конфликтов, природных катаклизмов необходимо задействовать другие механизмы, подключать государственные органы - МИД, МЧС. Туроператоры не будут платить за это. Создание фонда, конечно, повлечет за собой дополнительную финансовую нагрузку на бизнес, но гораздо меньшую, чем при обязательном членстве в СРО.