logo
Кредитно-денежная политика Национального банка Республики Беларусь

2.2 Эффективность денежно-кредитной политики национального банка Республики Беларусь

В основе стабилизационных процессов экономики лежит изменения стратегии и принципов денежно-кредитной политики. В текущем году в экономике страны наблюдается быстрая стабилизация. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности, предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос на нее. Инфляция снизилась с гиперинфляционного уровня до умеренных размеров.

Среди наиболее значимых мер стабилизации экономики через денежно-кредитную политику можно выделить:

1.Отказ от эмиссионного кредитования государственных программ.

Рефинансирование банков осуществляется исключительно на рыночных условиях, на короткие сроки и только в рамках стандартных инструментов регулирования ликвидности. При необходимости Национальный банк может осуществлять изъятие ликвидности для недопущения избыточного роста денег в экономике.

2.Поддержание положительного уровня реальных процентных ставок.

Было осуществлено резкое повышение номинальных процентных ставок во второй половине 2011 г. Ставка рефинансирования Национального банка была повышена с 10,5% годовых на 1 января 2011 г. до 45% годовых на 1 января 2012 г. Средние процентные ставки межбанковского рынка были повышены с 10,6% годовых в декабре 2010 г. до 62,3% годовых в декабре 2011 г.:

3.Использование гибкого механизма курсообразования. [7, стр. 17]

Гибкий режим курсообразования позволяет обменному курсу реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры, осуществляя автоматическую корректировку внешнеэкономических дисбалансов. Поэтому Национальный банк стремится постепенно повышать гибкость обменного курса. В 2011 г. был осуществлен переход к режиму “управляемого плавания”. В рамках данного режима обменный курс белорусского рубля формировался при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Валютные интервенции проводятся Национальным банком в ограниченном объеме и исключительно в целях сдерживания резких колебаний курса. При этом устойчивость обменного курса поддерживается не напрямую - за счет валютных интервенций Национального банка, а косвенно - за счет мер эмиссионной и процентной политики.[2, глава 3]

В 2012 г. при проведении курсовой и денежно-кредитной политики Национальный банк сохранил приверженность отмеченным принципам. Низкий уровень инфляции и устойчивость курса национальной валюты являются важнейшими условиями стабильного экономического развития страны в среднем и долгосрочном периоде. Именно поэтому Национальный банк совместно с Правительством сосредоточил свои усилия на решении данной задачи.

Основной целью денежно-кредитной политики Национального банка совместно с экономическими мерами Правительства в 2012 г. определено снижение инфляции до 19--22%. При этом Национальный банк продолжает проводить курсовую политику в режиме “управляемого плавания” и не принимает никаких жестких ориентиров по величине обменного курса. Вместе с тем поддержание внутренней стабильности национальной валюты -- низкой инфляции -- создает фундаментальные предпосылки для обеспечения ее внешней устойчивости -- стабильности обменного курса.

Важнейшей задачей является также увеличение международных резервных активов. Это способствует повышению доверия к проводимой курсовой политике и расширяет возможности Национального банка для проведения валютных интервенций и сглаживания колебаний обменного курса.

Поэтому наряду со снижением инфляции Национальный банк и Правительство реализуют меры, направленные на постепенное доведение резервов до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны. С учетом предстоящих выплат по погашению внешнего долга задача-минимум -- не допустить снижения резервов по сравнению с уровнем на начало года.

Инструменты денежно-кредитной политики направлены на замедление инфляционных процессов с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

С конца февраля 2012 г. Национальный банк осуществляет изъятие у банков ликвидности для недопущения избыточного роста денежной массы. На 1 июля

2012 г. объем рублевых средств банков, размещенных в депозиты и краткосрочные облигации Национального банка, составил 2,7 трлн. руб.

Процентная политика Национального банка направлена на поддержание монетарной стабильности и обеспечение сбалансированного развития экономики. Такая процентная политика требует взвешенного подхода, учитывающего интересы, как заемщиков, так и вкладчиков.

Национальный банк обеспечивает поддержание положительного

уровня реальных процентных ставок в экономике. При этом снижение инфляции, стабилизация макроэкономической ситуации и состояния внешней торговли позволили Национальному банку начать понижение ставок. С начала 2012 г. ставка рефинансирования снижалась шесть раз. В результате ставка была снижена на 14 процентных пунктов, до 31% годовых. По оценкам Национального банка, уровень ставки в реальном выражении составляет 4--8% годовых.

Дальнейшая динамика ставок будет зависеть от развития инфляционных процессов в экономике, изменения ситуации в денежно-кредитной сфере и на валютном рынке. Однако в любом случае уровень ставок будет нацелен на защиту рублевых сбережений от инфляции и превышение их доходности по сравнению с иностранной валютой.

Основным итогом проводимой денежно-кредитной политики стало повышение сбалансированности экономики. В частности, можно отметить повышение внутренней сбалансированности. Наблюдается снижение инфляции, что является основной целью денежно-кредитной политики. За полгода прирост цен на потребительские товары составил 10,5%. Данный уровень инфляции соответствует верхней границе целевого коридора -- 22% в годовом выражении.

Наряду с внутренней, обеспечивается и внешняя сбалансированность экономики. Сальдо внешней торговли cкорректировалось и достигло положительного уровня. По итогам января -- мая 2012 г. с учетом перечисления в российский бюджет пошлин за экспорт нефтепродуктов сальдо составило (+1,2) млрд.долл. США, или (+5,2)% к ВВП. Сальдо текущего счета также сложилось положительным и за январь -- май 2012 г. Составило 798,0 млн. долл. США, или 3,5% к ВВП. При этом с точки зрения внешнего финансирования и макроэкономического развития устойчивым для Республики Беларусь считается дефицит текущего счета не выше 5% к ВВП. В условиях макроэкономической стабилизации и улучшения внешней торговли повышается сбалансированность внутреннего валютного рынка. За первое полугодие 2012 г. предложение иностранной валюты превысило спрос на нее и сформировалась чистая продажа иностранной валюты в размере 1,2 млрд. долл. США.[7, стр. 18]

В ближайшие годы денежно-кредитная политика должна сохранить стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике. Общие усилия Правительства и Национального банка должны быть направлены на устойчивое замедление инфляции.

Для достижения обозначенной цели Национальный банк намерен сохранить те принципы денежно-кредитной политики, которые позволили стабилизировать ситуацию в прошлом году и действуют в настоящее время: краткосрочное рефинансирование банков, положительные реальные процентные ставки, гибкий механизм курсообразования.

Другой стратегической задачей остается формирование золотовалютных резервов государства до уровня, обеспечивающего экономическую безопасность страны, за счет мер Национального банка и Правительства. Важнейшее условие для этого -- поддержание положительного сальдо внешней торговли, что предполагает ориентацию на внешние рынки и особую роль экспорта как источника устойчивого роста белорусской экономики. Увеличение золотовалютных резервов осложняется необходимостью значительного погашения Правительством и Национальным банком в ближайшие годы обязательств перед внутренними и внешними кредиторами.

В этой связи необходимо отметить роль прямых иностранных инвестиций. В условиях значительных внешних обязательств иностранные инвестиции могут стать источником наращивания международных резервных активов. Кроме того, прямые иностранные инвестиции должны стать основой модернизации и структурной перестройки белорусской экономики. Одних только внутренних финансовых ресурсов белорусской экономики для этого недостаточно.

В заключение необходимо отметить: от того, насколько тесно будут взаимодействовать Правительство и Национальный банк по вопросу обеспечения макроэкономической стабильности, от активности предприятий по завоеванию внешних рынков, от эффективности принимаемых мер по повышению инвестиционной привлекательности белорусской экономики и привлечению прямых иностранных инвестиций зависит будущее экономическое развитие нашей страны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ

1. БАНКОВСКИЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 октября 2000 г. № 441-З.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2012г. № 591 «Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год».

3.Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / В.И Тарасов. -2-е издание, стереотип.- Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. -512 c/

4.Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие / Э.А Лухутина, В.В Козловский, В.Н Бусько и др. Под редакцией Э.А Лутохиной.- Мн.: Тесей, 2003.- 193-195 с.

5.И.М Лемешевский :Национальная экономика Беларуси: основные стратегии развития. Курс лекций для студентов экономических специальностей вузов / Минск: “ФУАинформ”, 2012. 560 c.

6. Организация деятельности центрального банка: учебное пособие/ С.С Ткачук, О.И Румянцева, И.Н Тищенко и др; под редакцией С.С Ткачук, О.И Румянцевой.- Минск : БГЭУ, 2006. - 295 c.

7. Юрий Алымов “Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе” Журнал "Банкаўскі веснік" №22[567] август 2012.

8. www.nbrb.by. - Дата доступа 04.12.2012