logo
Кредитно-денежная политика Национального банка Республики Беларусь

Методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.

Все инструменты денежно-кредитной политики Национального банка носят общепризнанный характер, т.е. в принципе своих функция и целях они не отличаются от инструментов проводимых другими странами, а только имеют свои особенности, связаны с состоянием экономики Республики Беларусь. Среди них можно выделить: операции на открытом рынке, изменение уровня процентной ставки и политика минимальных резервов. Особое внимание хочется отвести их классификации и особенностям. Все методы денежно-кредитной политики Национального банка можно сгруппировать по нескольким классификациям: исходя из сущности операции и от роли Национального банка в использовании различных инструментов денежно-кредитной политики при поддержании ликвидности и при проведении операций изъятия ликвидности.

Исходя из сущности операции инструменты денежно-кредитной политики Национального банка разделяются на :

1.Инструменты денежной эмиссии.

- Нецелевое рефинансирование банков в рамках механизмов регулирования текущей ликвидности банковской системы. Характерные черты: чрезвычайно короткий срок, ограниченный объем предоставления ликвидности, превышение процентными ставками рыночных. Данный канал ликвидности является полностью рыночным.

- Долгосрочное финансирование (взносы Национального банка в уставные фонды банков и чрезвычайные кредиты).

- Покупка Национальным банком иностранной валюты.

2.Инструменты антиэмиссионного характера. Все инструменты данной группы используются как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе.

На долгосрочной основе:

- привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов

- продажа национальным банком иностранной валюты

- депозитная политика Национального банка (возврат депозитов органов

государственного управления в Национальный банк).

На краткосрочной основе:

- привлечение средств в депозиты Национального банка;

- эмиссия краткосрочных ценных бумаг Национального банка.

3. Инструменты регулирования уровня процентных ставок

4. Инструменты валютного регулирования

Среди основных задач инструментов валютного регулирования следует выделить: построение стабильной нормативной базы управления валютными потоками, оптимизация операций на валютном рынке с целью достижения стабильности курса национальной валюты.

5. Инструменты регулирования рынка ценных бумаг.

6. Установление принудительных нормативов для банков.

2.Взависимости от инициативы Национального банка в использование различных инструментов денежно-кредитной политики при поддержании ликвидности и при проведении операций изъятия ликвидности все инструменты делятся на :

1. постоянно доступные инструменты (т.е. могут быть использованы без получения согласия от Национального банка):

- внутридневной технический кредит, который может быть преобразован в однодневный расчетный кредит (овертайм)

- депозиты по фиксированным ставкам.

Эти операции дают возможность Национальному банку обеспечивать регулирование ликвидности на очень короткие сроки в автоматическом режиме (без вмешательства) .

2. Операции на открытом рынке:

- аукционные (т.е. инициируются Национальным банком и проводятся на аукционный основе);

- двухсторонние (т.е. непосредственно между Национальным банком и обьектом-кредитополучателем);

- операции структурной настройки ( продажа Национальным банком иностранной валюты или ценных бумаг на условиях “до погашения” c целью долговременной корректировки параметров денежного рынка).

Теперь перейдем к особенностям инструментов денежно-кредитной политики, используемой Национальным банком.

Операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке Национального банка республики Беларусь представлены аукционными и двухсторонними видами.

Аукционные операции на открытом рынке являются основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы со стороны Национального банка, инициируются им и проводятся на аукционной основе с целью сглаживания относительно долгосрочных колебаний ликвидности (до 30 дней по операциям поддержания, до 180 дней - изъятие ликвидности). Ставки же по аукционным операциям могут определятся либо Национальным банком, либо на конкурентной основе.

На аукционной основе проводятся следующие операции:

- покупка и продажа государственных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях РЕПО (сделка покупки ценных бумаг с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене);

- эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка;

- депозитный аукцион;

- ломбардный аукцион.

Двухсторонние операции на открытом рынке ориентированы на ограниченную поддержку ликвидности в банках в случаях ее непредвиденного значительного оттока: проводятся по индивидуальным заявкам банка сроком до 14 дней. Особенностью данных операций является необходимость согласования с Национальным банком объемов, срока рефинансирования, а также вида используемого инструмента. Ставка по двухсторонним операциям носит штрафной характер.

В случае если объем поданных заявок превышает объем рефинансирования Национального банка на текущий день, то при распределении дневного лимита принимаются во внимание следующие приоритеты:

- хронология поступления заявок в Национальны Банк;

- репутация банка в банковской системе относительно обеспечения бесперебойности расчетов;

- предоставление рефинансирования по возможности большему числу банков;

- учет прошлых взаимоотношений с коммерческим банком, т.е. своевременность и полнота исполнения обязательств перед Национальным банком.

Учетная политика, является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Национального банка. За счет изменения стоимости предоставляемого коммерческим банкам заимствования она позволяет Центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков.

Национальный банк может устанавливать несколько официальных ставок:

- ставка рефинансирования для банков.

- учетная ставка

- ставка по основным операциям центрального банка

- ставка по нестандартным операция Центрального банка [6, стр. 135]

Процентные ставки по операциям предоставления и привлечения ресурсов Национального банка определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования, а также кратко- и среднесрочных задач денежно-кредитной политики.

Процентная политика предполагает установление следующих целевых ориентиров:

- поддержание положительного уровня реальных процентных ставок с целью стимулирования накопления и инвестиций;

- обеспечение преимущественной доходности рублевых инструментов денежного рынка по сравнению с валютными инструментами (депозиты в иностранных валютах);

- расширение доступности кредитов для реального сектора экономики;

- использование ставки рефинансирования как ориентира минимальной “цены” заемных денег с учетом инфляции. [6, стр. 135]

Исходя из установленных целей, процентные ставки в белорусских рублях по операциям регулирования ликвидности устанавливаются Национальным банком на основе следующих основных принципов:

- формирование доходности по инструментам денежного рынка в белорусских рублях, устойчиво превышающий уровень девальвации по основным иностранным валютам;

- формирование доходности активов банков в белорусских рублях, способствующей привлечению на устойчивой основе ресурсов граждан и юридических лиц;

- формирование доходности по инструментам финансового рынка в белорусских рублях, предотвращающей приток значительных объемов спекулятивного капитала

Политика минимальных резервных требований.

Использование такой политики носит двойной характер:

- она является связующим звеном между совокупными банковскими резервами и более широкими денежными агрегатам, благодаря чему оказывает непосредственное воздействие на наращивание или сокращение кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банковской системы;

- она служит для регулирования общей ликвидности банковской системы

Различают прямой и косвенный методы формирования минимальных резервов.

Прямой метод заключается в установлении обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков и ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Косвенный метод менее жестокий, так как предполагает прямую связь между динамикой потребности коммерческих банков в дополнительной ликвидности и созданием денежной массы. Управление данным процессом позволяет Национальному банку сглаживать колебания процентных ставок по однодневным кредитам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток резервов в центральном банке.

Можно выделять четыре основные функций минимальных обязательных резервов:

1.Функция монетарного контроля. Реализуется в прямом регулировании предложения денежных средств в экономике, а также величины банковского мультипликатора;

2.Функция управления банковской ликвидностью. Требование к резервам предопределяют спрос коммерческих банков на заемные ресурсы Национального банка.

3.Функция буфера процентной ставки. Реализуется при наличии законодательного разрешения на исполнение части депонированных специальных счетах средств в ежедневных расчетах. При этом сумма, подлежащая депонированию, рассчитывается как средняя хронологическая за расчетный период;

4.Квазинговая функция. Косвенное перераспределение альтернативных доходов между коммерческими банками и центральным банком. [6, стр. 137]

денежный кредитный банковский беларусь