Методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
Все инструменты денежно-кредитной политики Национального банка носят общепризнанный характер, т.е. в принципе своих функция и целях они не отличаются от инструментов проводимых другими странами, а только имеют свои особенности, связаны с состоянием экономики Республики Беларусь. Среди них можно выделить: операции на открытом рынке, изменение уровня процентной ставки и политика минимальных резервов. Особое внимание хочется отвести их классификации и особенностям. Все методы денежно-кредитной политики Национального банка можно сгруппировать по нескольким классификациям: исходя из сущности операции и от роли Национального банка в использовании различных инструментов денежно-кредитной политики при поддержании ликвидности и при проведении операций изъятия ликвидности.
Исходя из сущности операции инструменты денежно-кредитной политики Национального банка разделяются на :
1.Инструменты денежной эмиссии.
- Нецелевое рефинансирование банков в рамках механизмов регулирования текущей ликвидности банковской системы. Характерные черты: чрезвычайно короткий срок, ограниченный объем предоставления ликвидности, превышение процентными ставками рыночных. Данный канал ликвидности является полностью рыночным.
- Долгосрочное финансирование (взносы Национального банка в уставные фонды банков и чрезвычайные кредиты).
- Покупка Национальным банком иностранной валюты.
2.Инструменты антиэмиссионного характера. Все инструменты данной группы используются как на долгосрочной, так и на краткосрочной основе.
На долгосрочной основе:
- привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов
- продажа национальным банком иностранной валюты
- депозитная политика Национального банка (возврат депозитов органов
государственного управления в Национальный банк).
На краткосрочной основе:
- привлечение средств в депозиты Национального банка;
- эмиссия краткосрочных ценных бумаг Национального банка.
3. Инструменты регулирования уровня процентных ставок
4. Инструменты валютного регулирования
Среди основных задач инструментов валютного регулирования следует выделить: построение стабильной нормативной базы управления валютными потоками, оптимизация операций на валютном рынке с целью достижения стабильности курса национальной валюты.
5. Инструменты регулирования рынка ценных бумаг.
6. Установление принудительных нормативов для банков.
2.Взависимости от инициативы Национального банка в использование различных инструментов денежно-кредитной политики при поддержании ликвидности и при проведении операций изъятия ликвидности все инструменты делятся на :
1. постоянно доступные инструменты (т.е. могут быть использованы без получения согласия от Национального банка):
- внутридневной технический кредит, который может быть преобразован в однодневный расчетный кредит (овертайм)
- депозиты по фиксированным ставкам.
Эти операции дают возможность Национальному банку обеспечивать регулирование ликвидности на очень короткие сроки в автоматическом режиме (без вмешательства) .
2. Операции на открытом рынке:
- аукционные (т.е. инициируются Национальным банком и проводятся на аукционный основе);
- двухсторонние (т.е. непосредственно между Национальным банком и обьектом-кредитополучателем);
- операции структурной настройки ( продажа Национальным банком иностранной валюты или ценных бумаг на условиях “до погашения” c целью долговременной корректировки параметров денежного рынка).
Теперь перейдем к особенностям инструментов денежно-кредитной политики, используемой Национальным банком.
Операции на открытом рынке.
Операции на открытом рынке Национального банка республики Беларусь представлены аукционными и двухсторонними видами.
Аукционные операции на открытом рынке являются основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы со стороны Национального банка, инициируются им и проводятся на аукционной основе с целью сглаживания относительно долгосрочных колебаний ликвидности (до 30 дней по операциям поддержания, до 180 дней - изъятие ликвидности). Ставки же по аукционным операциям могут определятся либо Национальным банком, либо на конкурентной основе.
На аукционной основе проводятся следующие операции:
- покупка и продажа государственных бумаг и ценных бумаг Национального банка на условиях РЕПО (сделка покупки ценных бумаг с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене);
- эмиссия краткосрочных облигаций Национального банка;
- депозитный аукцион;
- ломбардный аукцион.
Двухсторонние операции на открытом рынке ориентированы на ограниченную поддержку ликвидности в банках в случаях ее непредвиденного значительного оттока: проводятся по индивидуальным заявкам банка сроком до 14 дней. Особенностью данных операций является необходимость согласования с Национальным банком объемов, срока рефинансирования, а также вида используемого инструмента. Ставка по двухсторонним операциям носит штрафной характер.
В случае если объем поданных заявок превышает объем рефинансирования Национального банка на текущий день, то при распределении дневного лимита принимаются во внимание следующие приоритеты:
- хронология поступления заявок в Национальны Банк;
- репутация банка в банковской системе относительно обеспечения бесперебойности расчетов;
- предоставление рефинансирования по возможности большему числу банков;
- учет прошлых взаимоотношений с коммерческим банком, т.е. своевременность и полнота исполнения обязательств перед Национальным банком.
Учетная политика, является одним из важнейших инструментов денежно-кредитной политики Национального банка. За счет изменения стоимости предоставляемого коммерческим банкам заимствования она позволяет Центральному банку влиять на уровень спроса и предложения кредитных ресурсов на денежном рынке, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков.
Национальный банк может устанавливать несколько официальных ставок:
- ставка рефинансирования для банков.
- учетная ставка
- ставка по основным операциям центрального банка
- ставка по нестандартным операция Центрального банка [6, стр. 135]
Процентные ставки по операциям предоставления и привлечения ресурсов Национального банка определяются исходя из уровня базовой ставки рефинансирования, а также кратко- и среднесрочных задач денежно-кредитной политики.
Процентная политика предполагает установление следующих целевых ориентиров:
- поддержание положительного уровня реальных процентных ставок с целью стимулирования накопления и инвестиций;
- обеспечение преимущественной доходности рублевых инструментов денежного рынка по сравнению с валютными инструментами (депозиты в иностранных валютах);
- расширение доступности кредитов для реального сектора экономики;
- использование ставки рефинансирования как ориентира минимальной “цены” заемных денег с учетом инфляции. [6, стр. 135]
Исходя из установленных целей, процентные ставки в белорусских рублях по операциям регулирования ликвидности устанавливаются Национальным банком на основе следующих основных принципов:
- формирование доходности по инструментам денежного рынка в белорусских рублях, устойчиво превышающий уровень девальвации по основным иностранным валютам;
- формирование доходности активов банков в белорусских рублях, способствующей привлечению на устойчивой основе ресурсов граждан и юридических лиц;
- формирование доходности по инструментам финансового рынка в белорусских рублях, предотвращающей приток значительных объемов спекулятивного капитала
Политика минимальных резервных требований.
Использование такой политики носит двойной характер:
- она является связующим звеном между совокупными банковскими резервами и более широкими денежными агрегатам, благодаря чему оказывает непосредственное воздействие на наращивание или сокращение кредитных ресурсов, находящихся в распоряжении банковской системы;
- она служит для регулирования общей ликвидности банковской системы
Различают прямой и косвенный методы формирования минимальных резервов.
Прямой метод заключается в установлении обязательных резервов по пассивным операциям коммерческих банков и ведет к снижению размера выдаваемых ссуд. Косвенный метод менее жестокий, так как предполагает прямую связь между динамикой потребности коммерческих банков в дополнительной ликвидности и созданием денежной массы. Управление данным процессом позволяет Национальному банку сглаживать колебания процентных ставок по однодневным кредитам при обязательстве банков держать определенный среднемесячный остаток резервов в центральном банке.
Можно выделять четыре основные функций минимальных обязательных резервов:
1.Функция монетарного контроля. Реализуется в прямом регулировании предложения денежных средств в экономике, а также величины банковского мультипликатора;
2.Функция управления банковской ликвидностью. Требование к резервам предопределяют спрос коммерческих банков на заемные ресурсы Национального банка.
3.Функция буфера процентной ставки. Реализуется при наличии законодательного разрешения на исполнение части депонированных специальных счетах средств в ежедневных расчетах. При этом сумма, подлежащая депонированию, рассчитывается как средняя хронологическая за расчетный период;
4.Квазинговая функция. Косвенное перераспределение альтернативных доходов между коммерческими банками и центральным банком. [6, стр. 137]
денежный кредитный банковский беларусь
- 1. Теоретические аспекты современной денежно-кредитной политики
- 1.1 Цели и задачи современной денежно-кредитной политики
- 1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики
- 2. Особенности денежно-кредитной политики Национального банка в условиях Республики Беларусь
- 2.1 Формы и методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь
- Методы денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
- 2.2 Эффективность денежно-кредитной политики национального банка Республики Беларусь
- 4. Эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 33 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
- 10.2 Национальный банк Республики Беларусь и его функции. Дальнейшее совершенствование денежно-кредитной политики
- 1.5. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь
- Стаття 4. Основы денежно-кредитной политики Республики Беларусь
- 13.3. Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь, ее содержание и основные направления
- Виды и эффективность денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика в Республике Беларусь.
- 6.6 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь