logo
Кредит и валютные операции

2.1 Регулирование валютных операций банков

Валютное регулирование - деятельность государства, направленная на регламентирование расчетов и порядка совершения сделок с валютными ценностями. Страны с помощью валютного регулирования стремятся поставить под контроль государства валютные операции, предоставление иностранным юридическим и физическим лицам кредитов и займов, ввоз, вывоз и перевод валюты за границу и тем самым поддержать равновесие платежного баланса и устойчивость валюты.

По мере углубления кризисных явлений наблюдается тенденция расширения сферы валютного регулирования. Во многих странах установлены лимиты вывоза валюты за границу, введена специальная система разрешений на предоставление кредитов иностранным юридическим лицам и т.д. Валютное регулирование является преимущественно нормативным, т.е. осуществляется главным образом путем заключения международных валютных соглашений и издания нормативных актов. Большинство стран обязывает экспортеров своей страны сдавать вырученные ими суммы в иностранной валюте или депонировать ее в определенных банках. Валютное законодательство многих западноевропейских государств устанавливает регламентацию национальных валютных рынков. Банки этих государств обязаны или спрашивать специальные разрешения на предоставление иностранным заемщикам долгосрочных или среднесрочных валютных средств в национальных валютах. Во многих странах валютное законодательство периодически предусматривает установление режима валютных счетов, лимиты вывоза валюты.

Необходимость валютного регулирования заключается в стремлении стран и банков минимизировать валютные риски. Так, в январе 1996 г. Базельский комитет по банковскому надзору выработал новую методику расчетов валютного риска по каждой валюте в отдельности и валютного риска в смешанном портфеле по валюте и золоту.

Валютные ограничения - это законодательное или административное запрещение или лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения -- одна из форм валютной политики. Они закрепляются валютным законодательством страны, являются объектом межгосударственного регулирования, главным образом, через МВФ.

Валютные ограничения преследуют разнообразные цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрацию валютных ценностей для решения государственных текущих и стратегических задач.

Содержание валютных ограничений определяется их основными принципами: централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках; лицензирование валютных операций, требование предварительного разрешения органа валютного контроля для приобретения иностранной валюты; блокирование и введение разных категорий валютных счетов -- блокирование внутренних (в национальной валюте), клиринговых, свободно конвертируемых и т.д.; ограничение конвертируемости валюты.

В России новое валютное законодательство находится в стадии становления.

Основой валютного законодательства РФ является Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», принятый Верховным Советом РФ 9 октября 1992 г. В законе определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в соотношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Однако закон о валютном регулировании РФ определяет лишь основные положения регулирования валютной сферы. В этой связи большое значение имеют нормативные акты в области регулирования, разрабатываемые ЦБ РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

К текущим валютным операциям относятся:

- переводы в РФ и из страны иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;

- переводы в РФ и из страны процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из страны, включая переводы сумм, заработной платы, пенсии, алиментов, наследства и т.д.

Валютные операции, связанные с движением капитала включают:

- прямые инвестиции, т.е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;

- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;

- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;

- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;

- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

- все иные валютные операции, не являющиеся текущими.

Валютное законодательство позволяет резидентам осуществлять текущие операции без ограничений, между тем как операции, связанные с движением капитала, согласно установленному ЦБ РФ порядку, только при наличии его специального разрешения.

Органами валютного контроля (ЦБ РФ и Правительством Российской Федерации) и их агентами (уполномоченными банками) осуществляется валютный контроль с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

- определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличие необходимых для них лицензий и разрешений;

- проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

- проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

- проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

- Основным органом валютного контроля в РФ является ЦБ РФ, который:

- определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению резидентами и нерезидентами;

- проводит все виды валютных операций;

- устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченным банкам, а также порядок и сроки их предоставления;

- выполняет другие функции.

Либерализация валютного и внешнеторгового режима при отсутствии системы действительного валютного контроля способствовала ухудшению валютного положения страны. В результате усилилась утечка капиталов из России. Стремительное падение валютного курса рубля углубило инфляционные процессы.

Наиболее типичными нарушениями валютного законодательства в процентном соотношении:

25% нарушений связана с проведением валютных операций, минуя уполномоченные банки (расчеты между резидентами и нерезидентами, покупка и продажа иностранной валюты);

21% -- с проведением валютных операций без разрешения Банка России (предоставление резидентами займов, портфельные инвестиции, вклады в УК иностранных юр. лиц);

18% -- с получением и предоставлением на срок более 180 дней финансовых кредитов, отсрочек платежей по экспорту и импорту;

31% -- с отсутствием полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Учитывая наличие специфики функций валютных ценностей в процессе их обращения в этих областях, основные цели валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе реформирования экономики Российской Федерации заключается в следующих положениях:

- сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, работ, услуг, а также уменьшения авансовых платежей по импорту не обеспеченных своевременными поставками товаров;

- поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;

- создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;

- предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включая возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;

- противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.

Достижение указанных целей должно осуществляться поэтапно с учетом специфики использования иностранной валюты в различных сферах ее обращения и текущего состояния валютного регулирования и валютного контроля по этим направлениям. В этой связи, политика валютного регулирования и валютного контроля должна строиться наследующих принципах:

§ Ограничение использования иностранной валюты во внутреннем обороте.

§ Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.

§ Расширение учетно-аналитических функций Банка России.

§ Усиление роли и ответственности уполномоченных банков как агентов валютного контроля и хозяйствующих субъектов за нарушения валютного законодательства.

§ приведение валютного законодательства Российской Федерации в соответствие с требованиями, обеспечивающими ее вступление в международные валютно-финансовые учреждения.

§ Реализация принципа вытеснения иностранной валюты из внутреннего обращения состоится с учетом схем взаимоотношений участников операций на основании положения, что все расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации могут осуществляться только через уполномоченные банки.

1. Сделки «клиент-клиент»

1.1 Любые расчеты в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами, нерезидентами) на территории Российской Федерации должны быть максимально ограничены или запрещены на уровне Закона. Введение этого правила, на первом этапе, может содержать некоторые исключения, связанные с экономической целесообразностью. Банку России как органу валютного регулирования предоставляется право вводить такие исключения. На ближайший период такими исключениями можно рассматривать деятельность магазинов беспошлинной торговли, а также выплата комиссионных вознаграждений и расчеты с субпоставщиками.

Введение требования о проведении расчетов исключительно в рублях должно сопровождаться установлением специальных правил для нерезидентов. В этой связи, вносятся изменения в Инструкцию Банка России № 16, которые принципиально заключаются в следующем: для юридических лиц - нерезидентов открываются два счета-типа «К» (конверсионный) и типа «Н» (неконверсионный). Зачисление средств на тот или иной счет осуществляются в зависимости от вида проведенной операции. Перечень конверсионных операций устанавливается Банком России. Кредитные организации, обслуживающие рублевые счета нерезидентов, должны вести специальное досье (картотеку), позволяющее определить источники поступления рублевых средств. За счет средств, находящихся на счете типа «К», нерезидентом может быть куплена и переправлена за границу иностранная валюта. Кроме специальных исключений (купля-продажа иностранной валюты, государственных ценных бумаг) списание средств на любые цели осуществляется с любого счета. Изменение режимов этих счетов должно происходить параллельно со снятием ограничений на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала.

1.2 Любые расчеты в иностранной валюте на территории Российской Федерации между физическими и юридическими лицами должны быть запрещены. Исключение может применяться только для магазинов беспошлинной торговли в таможенных зонах.

1.3 Любые расчеты в иностранной валюте между физическими лицами (резидентами, резидентами и нерезидентами), совершаемые на территории Российской Федерации через уполномоченные банки должны быть запрещены.

2. Сделки «банк-клиент»

2.1 Расчеты с юридическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются только в безналичной форме, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России. Разрешены следующие виды операций:

ь открытие и ведение счетов и депозитов в иностранной валюте. В перспективе введение запрета для юридических лиц на размещение депозитов в иностранной валюте;

ь осуществление банками доверительного управления средствами в иностранной валюте по поручению клиента;

ь конверсионные операции по поручению клиента;

ь кредитование и займы;

ь переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Банком России.

2.2 Расчеты с физическими лицами (резидентами и нерезидентами) осуществляются как в безналичной, так и в наличной форме. Разрешены следующие операции:

ь открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, ведение операций по счетам и вкладам. В перспективе введение запрета для физических лиц на вклады в иностранной валюте;

ь покупкапродажа иностранной валюты за рубли, конверсионные операции в иностранных валютах;

ь переводы иностранной валюты в Российскую Федерацию (свободно), из Российской Федерации в порядке устанавливаемом Банком России.

3. Сделки «банк-банк»

Межбанковские операции в иностранной валюте должны быть максимально либерализованы. Ограничения должны распространяться только на внесение валюты в уставный капитал банков-резидентов. Участие российских банков в капитале банков-нерезидентов и открытие их филиалов за границей регулируется Банком России.

4. Ввозвывоз наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации осуществляется только уполномоченными банками и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) при постепенном снятии ограничений на ввозвывоз наличных российских рублей. При этом, должна быть разработана система накопительного учета вывоза больших объемов иностранной валюты (более 10 тыс. дол.) и ввозавывоза российских рублей (в эквиваленте равном 10 тыс. дол).

5. Счета за рубежом. Сохраняется ограничение на открытие юридическими или физическими лицами счетов в иностранной валюте за рубежом, за исключением случаев, устанавливаемых Банком России.

6. Рынок корпоративных ценных бумаг. Эмитированных резидентами и нерезидентами в иностранной валюте, и биржевые сделки в иностранной валюте. Разработка документа определяющего общий порядок обращения, ввоза и вывоза ценных бумаг, эмитированных в иностранной валюте, а также документа регулирующего проведение биржевых сделок в иностранной валюте.

Постепенное снятие ограничений на валютные операции, связанные с международной торговлей и международным движением капитала.

В области регулирования и контроля текущих валютных операций поэтапное снятие ограничений как для резидентов, так и для нерезидентов на их осуществление, при усилении учетных и контрольных функций уполномоченных банков за состоянием расчетов и платежей по таким операциям. В этой связи:

1. Расширяется сфера применения системы таможенно-банковского контроля за исполнением внешнеторговых контрактов на:

- все таможенные режимы, в соответствии с которыми товары перемещаются через таможенную границу Российской Федерации по сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;

- операции, связанные с выполнением работ, оказанием услуг и предоставлением прав на результаты интеллектуальной деятельности;

- операции, предусматривающие осуществление расчетов по продаже товаров, приобретенных вне таможенной территории Российской Федерации, без их завоза на таможенную территорию Российской Федерации, а также по приобретению и переработке сырья за пределами таможенной территории Российской Федерации с последующей реализацией продуктов переработки в стране переработки (приобретения), в третьи страны либо с последующим ввозом готовой продукции на таможенную территорию Российской Федерации;

- сделки. Предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет погашения государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации;

- операции по ввозу (вывозу) товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также перемещение товаров собственного производства предприятий с иностранными инвестициями или в счет дивидендов от инвестиционной деятельности, не предусматривающие проведение расчетов в денежной форме;

- перемещение товаров в соответствии с договорами аренды (лизинга);

- сделки, расчеты по которым осуществляются в валюте Российской Федерации.

Необходимо отметить, что распространение механизма валютного контроля на экспортные и импортные контракты. Предусматривающие осуществление таких платежей возможно только после принятия Федерального Закона «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле», проект которого направлен Банком России в Государственную Думу и предусматривает отнесение национальной валюты, при использовании ее в расчетах между резидентами и нерезидентами, к валютным ценностям.

При доработке документов предполагается уделить особое внимание установлению четкого порядка привлечения уполномоченных банков и хозяйствующих субъектов к ответственности за нарушения валютного законодательства.

2. Создается централизованная система банковской отчетности о совершенных, по поручениям клиентов, платежах и расчетах за поставки товаров, работ и услуг.

3. Снижается норматив обязательной продажи экспортной валютной выручки. На первом этапе, до 30% с одновременной отменой всех льгот по освобождению от обязательной продажи и расширением перечня операций, для совершения которых предоставляется право свободной покупки юридическими лицами резидентами и нерезидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

В дальнейшем, в зависимости от состояния спроса и предложения на валютном рынке, а также состояния золотовалютных резервов страны, проводится отмена обязательной продажи валютной выручки, которая одновременно должна сопровождаться предоставлением юридическим лицам-резидентам права свободной покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.

Основной тенденцией трансформации валютного регулирования и валютного контроля за капитальными операциями в России станет постепенная либерализация движения капитала.

В то же время необходимо в виду, что на современном этапе национальным интересам России отвечает, прежде всего, либерализация импорта ссудного капитала в целом и импорта инвестиционного капитала - в промышленность, сельское хозяйство, строительство, связь и транспорт. Поэтому многие на сегодняшний день еще сохраняющиеся ограничения по этим капитальным операциям должны быть в самое ближайшее время сняты. Представляется, что Банку России следует пойти в этой области по пути перевода подавляющего большинства этих операций в режим регистрационного порядка. При этом, основной объем регистрационной работы должен быть сконцентрирован в территориальных учреждениях Банка России. кредит банк валютный операция

Что касается экспорта капитала, то процесс этот, в виду явной скудности российского рынка заемного капитала и сохраняющейся проблемы утечки капитала из страны (в том числе нелегальной), и в дальнейшем потребует соответствующего регулирования и контроля. В этих условиях главной задачей Банка России является должное обеспечение последовательности и плавности процесса перестройки сложившегося механизма валютного регулирования и валютного контроля за экспортом и импортом капитала.

Таким образом, осуществление Банком России валютного регулирования и валютного контроля в дальнейшем должно будет в дальнейшем все больше смещаться в область решения непосредственной компетенции Банка России с тем, чтобы обеспечить управляемость и стабильность банковской системы, курса национальной валюты и финансовых рынков России. Представляется, что основными «краеугольными камнями» системы валютного регулирования и валютного контроля Банка России будут следующие направления работы:

1. Осуществление валютного регулирования и валютного контроля в отношении экспорта и импорта банковского акционерного капитала.

2. Осуществление валютного контроля за экспортом и импортом капитала в целом (включая методологическое обеспечение).

3. Регулирование и контроль процесса открытия и ведения счетов российских резидентов за границей.

4. Контроль за выполнением российскими коммерческими банками функций агентов валютного контроля по капитальным операциям.

Кроме того, Банку России вероятно будет необходимо разработать механизм экстренного введения режима активного регулирования движения капитала в условиях чрезвычайных ситуаций, временно складывающихся в экономике России.