Валютные кредиты и займы
Валютное регулирование операций, связанных с кредитами и займами (кредиты отличаются от займов тем, что выдаются банками и другими кредитными организациями, имеющими соответствующую лицензию) определяется в основном двумя обстоятельствами:
- сроком кредита (до или свыше 180 дней);
- субъектным составом (резидент или нерезидент, физическое или юридическое лицо, имеет банковскую лицензию или нет, сторона по договору или третье лицо).
По определению, данному Законом «О валютном регулировании...», все финансовые кредиты и займы в валюте, выдаваемые на срок до 180 дней, относятся к текущим операциям и, соответственно, выдаются и получаются резидентами без особых разрешений (не говоря уже о нерезидентах). Никаких ограничений по субъектному составу в данном случае также не предусмотрено: вернуть валютный кредит может, в том числе, и третье лицо по договору (то есть не тот, кто занимал деньги, а, например, поручитель) (Информационное письмо ЦБР от 31 октября 2002 г. N 20, п.8).
Начиная с 2001 г. резидентам (юридическим лицам) также разрешено без ограничений, в уведомительном порядке, получать от нерезидентов кредиты и займы на срок свыше 180 дней (ну, и возвращать тоже можно). Разрешение на этот вид капитальных операций дано нормативным актом ЦБР, известным как Указание 1030-У (Указание ЦБР от 10 сентября 2001 г. N 1030-У «О порядке проведения валютных операций, связанных с получением и возвратом юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте, предоставляемых нерезидентами на срок более 180 дней, и об отмене и внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России»). Там же, как видно из названия, установлен и порядок осуществления таких операций.
Кроме того, некоторые виды капитальных операций, связанных с кредитами и займами, разрешены упоминавшимся выше Положением 39 ЦБР. Сюда относятся валютные кредиты от уполномоченных (российских) банков, получаемые резидентами на срок свыше 180 дней. Разрешены, естественно, и возврат такого кредита, выплата процентов и неустоек по нему, а также валютные выплаты по договорам поручительства по таким кредитам. Кроме того, там же разрешены без ограничений валютные выплаты резидентов нерезидентам по договорам поручительства (по любому кредиту или займу, предоставленному нерезидентом другому резиденту).
Итак, с точки зрения субъектного состава ситуация выглядит следующим образом.
- Если кредитор – уполномоченный банк, то никаких ограничений для кредитования в валюте нет (согласно Положению 39 и валютной лицензии банка). Должником может быть как резидент, так и нерезидент.
- Если кредитор – резидент (но не банк), он может предоставить заем в валюте любому субъекту (нерезиденту, резиденту, даже, при желании, банку) на срок до 180 дней, согласно Закону.
- Наконец, если кредитор – нерезидент, он может предоставить резиденту – юридическому лицу кредит или заем на любой срок (а резидент, соответственно, получить и возвратить его), в том числе свыше 180 дней, согласно Указанию 1030-У. А вот резидент – физическое лицо не может получать таких долгосрочных (свыше 180 дней) кредитов и займов от нерезидентов.
Во всех случаях резиденты осуществляют расчеты по кредиту непременно через свои счета в уполномоченных (российских) банках (это касается и физических лиц!). Для зачисления денег на зарубежный счет требуется особое разрешение ЦБР. Юридические лица зачисляют полученную в долг валюту на свои транзитные счета, но обязательной продаже они не подлежат (о режимах счетов ниже).
Отметим, что выплата резидентом процентов по валютному кредиту от нерезидента (или наоборот) – текущая валютная операция, а потому допускается без ограничений.
Неочевидный вопрос – может ли резидент вернуть полученный в российском банке валютный кредит рублями (нерезидент не может, согласно режиму своих рублевых счетов, о которых тоже ниже). Резиденту же это в принципе не возбраняется, хотя явно такая ситуация инструкциями и не предусмотрена. С другой стороны, он всегда может купить на эти рубли валюту и ею рассчитаться по кредиту (вариант, неформально рекомендуемый ЦБР).
Как отмечалось, допускается погашение долгосрочного валютного займа (кредита) не самим должником, а его гарантом (или поручителем). Однако при этом дальнейшие расчеты в валюте между самим должником (резидентом) и его гарантом (или поручителем) не предусмотрены. Соответственно, им придется рассчитываться в рублях, хотя это и не всегда удобно (например, когда гарант – нерезидент).
Рублевые кредиты и займы, предоставляемые резидентом нерезиденту (или наоборот) формально относятся к валютным операциям, но они осуществляются без ограничений в соответствии с режимом рублевых счетов нерезидентов (о чем ниже). А именно, получать их нерезидент (юридическое лицо) может только на «неконвертируемый» счет (типа «Н»); выдавать же с любого, но получать возврат долга - только на счет того же типа.
Порядок валютного контроля в отношении валютных кредитов и займов (на любой срок), получаемых резидентами от нерезидентов (и наоборот), описан в Инструкции 101-И ЦБР (Инструкция ЦБР от 10 сентября 2001 г. N 101-И «О порядке учета уполномоченными банками валютных операций резидентов, связанных с получением от нерезидентов кредитов и займов в иностранной валюте и предоставлением нерезидентам займов в иностранной валюте»).
Важный принцип, заложенный в Инструкции 101-И, - то, что ответственность за сбор необходимых документов лежит прежде всего на самом резиденте (а не на его банке – агенте валютного контроля).
Еще до начала операций клиент предоставляет в свой банк сведения о заключенном договоре. Если нужно, предоставляется и разрешение ЦБР (в частности, на долгосрочный кредит от нерезидента физическому лицу). При этом банк приобретает статус «банка заемщика» (или займодавца). По каждой проведенной валютной операции по договору клиент предоставляет в банк справку по установленной форме. Расчеты по договору могут проводиться через любой банк, не обязательно через «банк заемщика» (займодавца), но в этот последний предоставляются реестры платежей (ежемесячно) и справка о состоянии задолженности (ежеквартально). На основании полученных документов банк ведет базу данных по договору, а о нарушениях информирует территориальное учреждение ЦБР. При этом за непредставление документов резидент несет ответственность как за нарушение валютного законодательства.
Долг может быть погашен не только платежом, но и другими операциями (например, прощением долга), сведения о которых также предоставляются в банк. Однако прощение валютного долга (а равно и получение такого прощения) формально является капитальной операцией и требует разрешения ЦБР!
Физическое лицо, как отмечалось, не может без разрешения ЦБР вернуть полученный от нерезидента кредит или заем по истечении 180 дней. Однако оно имеет право передать исполнение договора юридическому лицу – при этом срок в 180 дней уже не действует!
- 1. Внешнеторговые тенденции.
- Стратегия развития внешней торговли.
- 1. Сущность и проблемы вэд.
- Билет12
- Билет13
- Билет14
- Билет16
- Билет17
- Билет18
- Билет19
- Биелт20
- 2.2 Этапы и тактика переговоров по заключению внешнеторгового контракта
- Билет21
- Билет24
- 25. Междунар биржевая торговля.
- Билет25 Биржевые операции (сделки)
- Биржевые приказы Виды биржевых приказов (заказов)
- Биржевые сделки.
- Билет26
- Билет27
- Билет 28 Федеральный закон о лизинге. Формы, типы и виды лизинга
- Билет 33 Предмет международного контракта
- 1. Предмет контракта
- Предмет контракта
- Билет29
- Внешнеторговый договор купли-продажи:
- Билет30
- Билет31 Введение.
- Внешнеторговый договор купли-продажи:
- Билет32 Сущность и содержание международного контракта
- Общие положения
- Базисные условия поставки
- Билет34 Сроки поставки
- Качество товара
- Билет35 Цена и общая сумма контракта
- 2. Цена
- Билет36 Сдача-приемка по количеству и качеству
- 6. Приемка товара по количеству и качеству
- Билет37
- Билет38
- Билет39
- Билет40
- Билет46 Сущность и цели таможенного тарифа, его структура.
- Билет51
- Билет52
- Билет53
- Билет43 Сущность валютных операций
- Билет54 Система валютного регулирования и валютного контроля в рф
- Валютные кредиты и займы
- Билет56
- Билет42
- Валютные операции резидентов в Российской Федерации
- Валютные операции нерезидентов в Российской Федерации
- Валютный контроль