logo
Исследование эффективности и динамики развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ

1.2 ОСАГО в России

На сегодняшний день страховщики ОСАГО в РФ покрывают 90% всего автопарка страны (для сравнения в США данная цифра составляет 75%). Ежегодный прирост по данным ФССН составляет 8-10%.

Таблица 1 - Динамика основных показателей по ОСАГО в 2006-09 гг.

Показатель

Год

2006

2007

2008

2009 (прогноз)

Страховая брутто-премия, начисленная в отчетном периоде

57,11

57,51

57,91

58,31

Отчисления от страховой брутто-премии в резервы компенсационных выплат (резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат) за отчетный период

1,71

1,73

1,74

1,75

Страховые выплаты, произведенные за отчетный период

в том числе

31,04

41,88

52,91

65,76

по страховым случаям текущего квартала

27,00

34,27

42,32

51,60

Резервы убытков на конец отчетного периода

в том числе

17,55

24,26

31,36

38,77

по страховым случаям текущего квартала

11,28

14,32

17,69

21,56

Резерв незаработанной премии на конец отчетного периода

22,73

22,89

23,05

23,21

Расходы по ведению страховых операций

11,42

11,50

11,58

11,66

Изменение РНП, РЗУ, РПНУ за отчетный период

7,41

6,87

7,26

7,57

Итого - доходы

57,11

57,51

57,91

58,31

Итого - расходы

47,54

61,06

72,69

85,76

Финансовый результат (превышение доходов над расходами или расходов над доходами)

9,57

-3,55

-14,79

-27,45

Коэффициент состоявшихся убытков, %

67,30

84,79

104,00

125,92

При этом с каждым годом отмечается значительное превышение динамики роста страховых выплат над страховыми премиями. Это очевидно может говорить о несоответствии используемой системы страховой премии текущей ситуации или об отсутствии системы мотивации водителей к безаварийной езде.

Рисунок 1 - Общий коэффициент выплат

Рисунок 2 - Поквартальная динамика средней выплаты и средней премии

За первый год действия системы ОСАГО коэффициент выплат вырос с 2% до 47%.

Необходимо также отметить очень высокий уровень концентрации данного сегмента страхового рынка. Первая пятерка компаний - лидеров сектора - контролирует половину всего рынка. Первая двадцатка компаний охватила 77% рынка по собранной премии и 81% - по количеству страхователей. Подавляющая часть компаний - московские сетевые страховщики, целенаправленно готовившиеся к введению данного вида страхования.

Таблица 2 - Распределение рынка ОСАГО по компаниям.

Обязательное страхование автогражданской ответственности принято во многих странах мира. При этом существует множество механизмов расчета стоимости страхового полиса. Почти все схемы расчета тарифных групп (кластеров значений признаков, водители внутри которых платят одинаковые суммы за полис) сводятся к тому, чтобы обеспечить в каждой из них примерно одинаковую аварийность и размер выплат.

Однако, несмотря на это, в каждом тарифном классе наблюдается ощутимая разница в качестве вождения. Следовательно, необходимо учесть индивидуальные качества каждого водителя, такие как агрессивность на дороге, знание правил, отношение к алкоголю. В самом деле, по данным исследований, в большинстве стран эти признаки выделяются как самые главные.

Если рассматривать состояние сегмента по ЮФО, то ситуация следующая:

Общий коэффициент убыточности по действующим договорам ОСАГО за период 01.01.2008-31.12.2008 составил 79,7%. Коэффициент убыточности с учетом комиссии за аналогичный период равен 98,7%:

Рисунок 3 - Поквартальная динамика начисленной и заработанной премии

Рисунок 4 - Динамика коэффициента убыточности

Большую часть портфеля ОСАГО занимает сегмент легковых автомобилей физических лиц. В данном сегменте преобладают транспортные средства с мощностью от 70 до 100 л.с. отечественного производства, традиционно, имеющие высокие показатели коэффициента убыточности. В следующей таблице приведены поквартальные коэффициента убыточности за 2007-2008 гг. по данным филиалам:

На следующих графиках изображены доли компаний в заработанной премии портфеля ОСАГО, а также коэффициент убыточности с учетом коэффициента выплат за период с 01.01.2008-31.12.2008.

Рисунок 5 - Структура портфеля ОСАГО по крупным регионам ЮФО

Рисунок 6 - Коэффициент убыточности с учетом коэффициента выплат

Динамика изменения структуры портфеля ОСАГО в разрезе типов страхователей, и динамика коэффициента убыточности по действующим договорам за соответствующие периоды приведены ниже:

Рисунок 7 - Динамика структуры портфеля в разрезе типов страхователей

Рисунок 8 - Динамика коэффициента убыточности по типам Страхователей

Как видно из первого графика, в последних периодах наблюдается тенденция к росту доли физических лиц. Коэффициент убыточности по действующим договорам физ. лиц за период 01.01.2008-31.12.2008 составил 86,3%. Коэффициент убыточности по действующим договорам юр. лиц за аналогичный период равен 53,1%.

На следующих графиках изображены динамика структуры портфеля ОСАГО в разрезе типов транспортных средств, а также динамика коэффициента убыточности:

Рисунок 9 - Динамика коэффициента убыточности по типам Страхователей

Рисунок 10 - Динамика коэффициента убыточности по типу ТС

Большую часть портфеля занимает сегмент «Легковые автомобили физ. лиц», его доля составляет в последнем периоде 72,4%. Доля сегмента «Легковые автомобили юр. лиц» уменьшилась по сравнению 01.07.2006-30.06.2007 на 1,1%. Необходимо отметить рост коэффициента убыточности в сегменте легковых автомобилей обусловленный, в основном, повышенной частотой наступления страхового события в данном сегменте.

Далее приведена динамика структуры портфеля ОСАГО в разрезе коэффициентов мощности ТС, а также динамика коэффициента убыточности по действующим договорам за плавающий год с шагом в один квартал:

Рисунок 11 - Динамика коэффициента убыточности по мощности ТС

Рисунок 12 - Динамика коэффициента убыточности по мощности с разбивкой

На следующих графиках изображены динамика структуры портфеля ОСАГО в разрезе коэффициентов территории преимущественного использования транспортных средств, а также динамика коэффициента убыточности по действующим договорам за плавающий год с шагом в один квартал:

Рисунок 13 - Динамика коэффициента убыточности по территории использования

Рисунок 14 - Динамика коэффициента убыточности по территории

использования с разбивкой

Наибольшие значения коэффициент убыточности соответствуют транспортным средствам с территорией преимущественного использования Кт = 0.5. Кроме того, наблюдается существенный рост коэффициента убыточности в сегменте транспортных средств с территорией преимущественного использования КТ = 1,3 (Краснодар).