logo
Исследование эффективности и динамики развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в РФ

3.1 Выявление убыточных сегментов системы ОСАГО

Для получения информации о стоимости договоров при пролонгации, а соответственно и эффективности работы системы мотивации водителя к безубыточности мною для изучения была использована выборка договоров ОСАГО, заключенных одной из страховых компаний. В моем распоряжении было 1500 полисов. Все они были разбиты на классы по сроку действия. Так как система бонус-малус применима только для договоров длительностью один год, то из исследования были исключены транзитные полисы и полисы сроком от 6 до 10 месяцев. Оставшиеся 1029 полисов были распределены на ценовые группы:

Рисунок 20 - Распределение страховых договоров ОСАГО по цене

На графике видно, что основную массу договоров составляют те, которые были заключены без использования «малуса». Доля договоров с примененным повышающим коэффициентом незначительна. При этом очевидно смещение графика в обратную сторону, то есть к более дешевым, заключенным с применением скидок. Это подтверждает рассуждения о бессилии страховщиков в борьбе с недобросовестными страхователями. Данная ситуация впоследствии приводит к потере страховщиками значительной части страховой премии, что впоследствии приводит замедлению сборов. При этом у страхователей исчезает дополнительный экономический стимул к безаварийности, что в свою очередь может привести к росту количества и размера выплат. В совокупности эти два аспекта оказывают наиболее значительное влияние на сегодняшний рынок ОСАГО. При этом данная система полностью теряет эффективность при отсутствии единой информационной базы данных на всех страхователей.