5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
Управление золотовалютными резервами являются важной составной частью валютной политики, проводимой уполномоченными органами власти любого государства. Структура резервов и методы управления ими подчинены целям и задачам экономической и финансовой политики страны. На фоне эволюции мировой валютной системы состав резервов со временем расширялся. Сейчас наряду с понятием «золотовалютные резервы» используется термин «международная ликвидность», являющийся более точным. Данные резервы являются макроэкономической категорией и служат инструментом государственного регулирования хозяйственного механизма.
Участие в международных экономических отношениях ставит перед каждой страной проблему платежеспособности, ее возможностей осуществлять свои платежи по внешним обязательствам международными ликвидными средствами.
В структуру международных ликвидных ресурсов входят: золото, иностранная валюта, резервная позиция в Международном валютном фонде, СДР и ЕВРО.
Объемы золотовалютных ресурсов, которые хранятся в центральном банке и финансовых органах страны, дополняются валютными авуарами на счетах иностранных банков и международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организации, предназначенными для международных расчетов.
Центральное место в международных ликвидных средствах принадлежит золотовалютным ресурсам государств. В категории валютных ресурсов лидирующее место принадлежит современным резервным валютам, которые являются свободно конвертируемыми - без ограничений обмениваемыми на любые иностранные валюты.
Резервная позиция в МВФ означает, что страна-член имеет право систематически получать безусловные кредиты в иностранной валюте в пределах 25% квоты, а также суммы, которую она ранее предоставила МВФ взаймы.
Небольшая доля в ликвидных средствах приходится на коллективную расчетную единицу - СДР, специальные права заимствования (Special Drawing Rights). СДР существуют в виде записи на текущем счете участника МВФ, но их можно разменять на любую национальную валюту.
Относительно новым (с 1979 г.) международным ликвидным средством является европейским валютная единица – ЕВРО (ранее European Currency Unit - ЭКЮ).
Значительную роль в структуре международных ликвидных средств продолжает сохранять за собой золото в качестве золотых запасов государства (в форме слитков и монет).
Номинально собственником активов выступает государство, однако отношения собственности между государственными ведомствами на резервы могут складывать по-разному.
Исторически государственные золотые запасы хранились в центральных банках и предназначались для регулирования внутреннего денежного оборота и сальдирования международных расчетов. Несмотря на то, что эти функции золота канули в лету, во многих странах именно центральный банк является распорядителем золотовалютных резервов, обладая широкими полномочиями при принятии решений о структуре резервов и путях их использовании. Характерным примером действия данной схемы является Бундесбанк.
В другом случае центральный банк осуществляет лишь технические операции на основании распоряжений других государственных ведомств, являющихся собственником металла (Министерство финансов или казначейство).
Наконец, в третьем случае резервы распределяются между рядом государственных ведомств (центральным банком, правительством). Подобным образом распределены резервы в Японии, США, До середины 90-х гг. XX в. такая же схема действовала в ряде европейских стран, однако в дальнейшем на европейском континенте возобладало использование немецкого варианта. Причиной послужил процесс унификации стандартов валютной и денежной политики в рамках Европейской системы. Практика управления резервами Бундесбанком считается наиболее эффективной. Концентрация валютных резервов в центральном банке и наделение его широкими полномочиями по управлению и распоряжению резервами самостоятельно от правительства способствует более эффективному их использованию. Прежде всего, это связано с обособлением текущих бюджетных нужд от имеющихся резервов, что означает проведение более эффективной антиинфляционной и денежной политики - задачи, считающейся основной для монетарных властей.
При управлении резервами одной из главных проблем является выбор между отдельными их компонентами. Так как резервная позиция в МВФ и запас СДР составляет незначительную долю в общей величине резервов, то на практике данная проблема сводится к установлению оптимального соотношения между валютой и золотом, а точнее - к целесообразности хранения части резервов в золоте и квоте, которую оно должно занимать.
Объемы операций по добыче золота определяются сочетанием факторов, среди которых можно выделить интересы стабильности национальных валют и конъюнктуру мирового рынка золота. Для стран, добывающих золото, мировая практика выработала критерий управления золотовалютными резервами. Его суть заключается в том, что денежным властям страна, занимающих ведущие места в табели о рангах среди производителей золота, не рекомендуется иметь существенные запасы монетарного золота (они могут измеряться, например, объемом добычи за период 1 квартал - 1 год), ибо в этом случае удваивается риск обесценения золота: в недрах и хранилищах. В случае же, если золотовалютных резервов не хватает для поддержания курса национальной валюты, а в стране золото не добывается, либо добывается в недостаточном количестве, для предотвращения валютного кризиса золото может быть изъято из частного сектора, что продемонстрировали события в Южной Корее к разгар экономического кризиса 1997 - 1998 гг.
Страны, испытывающие экономический кризис или сталкивающиеся с проблемой покрытия дефицита платежного баланса, могут использовать золото для получения внешних валютных кредитов. В 70 - 80 гг. ряд стран депонировали золото под залог получаемых кредитов. Так, в 1974 г. Италия получила кредит у ФРГ в 2 млрд. дол. на покрытие дефицита платежного баланса сроком на 2 года под золотое обеспечение, исходя из среднерыночной цены долота на тот период, при этом золото по требованию ФРГ было депонировано в Бундесбанке. В 1976 г. Банк Португалии получил кредит и 580 млн. дол. у банков ФРГ и Швейцарии под залог 20% своего золотого запаса; в 1983 г. Португалия получила от Банка Международных расчетов заем в 300 млн. дол. на 3 месяца под залог 30 тонн золота. Тем не менее данная форма залога не получила широкого распространения и силу так называемой «залоговой оговорки». Сущность ее состоит в следующем: если заемщик предоставляет дополнительное обеспечение по другим кредитам, то кредитор может потребовать такого же обеспечения по данной ссуде. Таким образом, если страна получает кредит под залог золота, у нее могут потребовать золотого обеспечения ранее полученных ссуд. В этой связи монетарные власти используют другие пути коммерциализации своих золотых запасов. Эта тенденция получила мощный импульс в 90-х гг. XX в. В настоящий момент можно выделить следующие основные направления, по которым золото постепенно перемещается из государственных запасов в частный сектор.
Чеканка монет.
Данная форма коммерциализации запасов золота обладает тем достоинством, что в результате металл не попадает на открытый рынок и тем самым не оказывает прессингового воздействия на конъюнктуру мирового рынка. Однако такой вариант не может применяться в том случае, если необходимо провести серьезную реструктуризацию золотовалютных резервов (например, конвертировать в валюту несколько сот тонн золота). Как правило, на одну программу чеканки монет власти отпускают десятки тонн золота. Всего же по подсчетам экспертов Morgan Stanley Dean Witter для оглашенных на рубеже XX-XXI вв. планов по чеканке монет может потребоваться более 1000 тонн желтого металла.
Золотые займы (лизинг золота)
Данный вид коммерциализации золотых резервов является относительно молодым. Несмотря на то, что золотые кредиты начали впервые предоставляться еще в начале 80-х гг., официальный сектор долгое время практически не принимал участия в данных операциях. Причины этого кроются в политических и законодательных ограничениях. В частности, в некоторых странах и международных организациях до сих пор существует запрет на операции с золотыми займами, оформленный законодательно, либо уставом соответствующего органа денежных властей. В качестве примера такого подхода могут быть приведены США, где существует законодательный запрет на подобные операции, а также МВФ, которому это запрещено по уставу.
Существуют и политические ограничения для проведения ссудных операций с драгоценными металлами для официального сектора. Так, одним из условий проведения данных операций может быть необходимость вывоза металлов за пределы страны и их депонирование за пределами национальной юрисдикции. Такое требование повышает риск невозврата золота при определенных обстоятельствах (например, при введении санкций против страны), что является определенным ограничителем операций, в которых задействован официальный сектор.
Суть данных операций заключается в том, что центральные банки ссужают металл золотым дилерам (обычно, это крупные банковские институты; как правило - маркетмейкеры мирового рынка золота), которые, в свою очередь, кредитуют им золотодобывающие корпорации. Последние сразу продают металл на открытом рынке, получая необходимые для работы средства. В дальнейшем производители золота возвращают металл из своей добычи, уплачивая определенный процент. В итоге государственные резервы выступают в качестве источника средств для горных компаний, принося властям доход.
Поскольку центральные банки стремятся минимизировать свои риски, часть из них работает на рынке золотых займов через посредников, к коим можно отнести Банк Англии. Отсутствие отношений с частным сектором в данном случае призвано обеспечить более высокий уровень надежности. Однако большинство центральных банков работают напрямую с банками-маркетмейкерами, которые, в свою очередь, ссуживают металл потребителям.
Продажи металла на открытом рынке
В рамках продаж золото может реализовываться двумя путями. Во-первых, речь идет о продаже на открытых рынках по складывающимся ценам. Такие операции, как правило, проводятся с привлечением агентов (в их числе могут выступать Банк Англии, коммерческие банки-маркетмейкеры). В этом случае весь металл попадает на открытый рынок, вызывая практически мгновенное снижение цен, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
Другим способом реализации крупных партий металла является использование операций «своп». По существу данные операции означают получение валютного кредита под золотое обеспечение, при этом банки-заемщики сохраняют право собственности на закладываемое золото. Хотя в этом случае они им не пользуются, и металл по истечении срока свопа остается у контрагента. Данный способ реализации металла является более предпочтительным для рыночной конъюнктуры, ибо далеко не весь металл после окончания срока действия свопа попадает на открытый рынок. В этом случае у банка, ссудившего валюту под залог металла, появляются альтернативы его использования (золото может быть задействовано в текущих сделках банка). Расширению объемов операций по залогу золота в той или иной форме способствует повышение его рыночной цены.
- Уо «частный институт управления и предпринимательства»
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
- 1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
- 1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
- 1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 2. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки
- 2.2. Методы регулирования деятельности коммерческих банков Центральным банком Республики Беларусь
- 2.3. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.4. Организация эмиссионной деятельности центральных банков
- 2.5. Анализ состояния и прогнозирования Национальным банком наличного денежного оборота
- 2.6. Денежная масса и методы ее оценки
- 2.7. Рефинансирование банков
- 2.8. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Тема 3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Нормативы безопасного функционирования банков
- 3.2.1.Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков
- 3.2.2. Размеры уставного фонда и нормативного капитала банка
- 3.2.3. Нормативы ликвидности банка
- 3.2.4. Нормативы достаточности нормативного капитала банка
- 3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 3.2.6.Нормативы ограничения валютного риска
- 3.2.7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 3.3. Вспомогательные методы:
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- 4. 1. Банковский кодекс Республики Беларусь как основа денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования
- 4.2. Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.2.1.Цель денежно-кредитной политики
- 4.2.2.Промежуточные монетарные ориентиры
- 4.3.Инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.3.1.Денежно-кредитные показатели
- 4.4. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2007 году
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- 5.1. Валютная система и валютная политика
- 5.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- 5.3. Спрос в предложение валюты
- 5.4. Паритет покупательной способности
- 5.5. Платежный баланс
- 5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- 6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
- 6.2. Опыт параллельного хождения иностранной валюты в Республике Литва
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.1.Основные направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.2.Связь курсовой и экономической политики в условиях подготовки к созданию валютного союза
- 7.3. Нормативно-правовое обеспечение валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.4. Валютное регулирование и валютный контроль
- 7.5. Механизм реализации политик регулирования валютного курса
- Основные цели, функции, инструменты