logo search
Лекции_1 / Ч

4.6. Экономическая политика банка

Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недо­статочно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать экономическую политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции.

В целом под экономической политикой принято понимать установленный курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характеризуется как взвешенность суждений в управлении делами и процедурами.

На макроэкономическом уровнебанковскую экономическую политикуможно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики.

На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, экономическую банковскую политикуможно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.

Основополагающим моментом при разработке экономической политики банка является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Цель коммерческого банка определяется с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то постановка целей банка осуществляется с учетом частных целей его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель — развитие банка (увеличение активов, собственного капитала, числа клиентов, количества и спектра операций, а главное — рост доходов и цены акций). Управляющие банком имеют наиболее широкий спектр целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом. Определяющей же их целью является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с точки зрения получения дохода, поскольку их интересы противоположны, но они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка - повышение уровня текущих доходов. Государство интересует прежде всего надежность и устойчивость банка.

Важно также выбрать необходимый ракурс для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от его корпоративной культуры, связанной с основными ценностями акционеров и с прошлым опытом развития, места, роли и значения банка на рынке, характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк, степени риска и т.д.

Согласование частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) в результате договоренности, компромисса между заинтересо­ванными сторонами. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие как ком­мерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социаль­ного института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения инте­ресов персонала и органов банковского надзора.

Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориента­ция дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности.

В современных условиях обострения межбанковской конкуренции, усиле­ния влияния рисков (внешних и внутренних) большая часть российских банков не могут проводить свою политику в рамках узкой специализации. Независимо от названия сберегательные, ипотечные, инвестиционные и другие банки вынужде­ны диверсифицировать риски, фактически став универсальными и работая на раз­ных финансовых рынках. Например, Сбербанк России начиная с 1989 года стал проводить курс на универсализацию. И сегодня доля Сбербанка на рынке креди­тования предприятий и в целом обслуживания юридических лиц возрастает. Цель банка была сформулирована так: сохранение приоритета (работа с населением) и развитие по другим направлениям.

Итак, экономическая политика банка — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности.

Экономическая политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.

Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития.При этом выделяют генеральные и второстепенные (промежуточные) цели.

Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей.

Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на труд­ности, встречающиеся на пути к достижению целей.

«Экономическая политика банка» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами экономической политики банка являются:

Экономическая политика банка формируется под воздействием ряда факторов:

Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.

Рассмотрим более подробно основные составляющие экономической политики банка.