4.6. Экономическая политика банка
Для успешной работы и получения прибыли коммерческому банку недостаточно знать законы о банках, другие законодательные и административные нормы и правила. Они не дают ответа на многие вопросы, относящиеся к обеспечению безопасности, надежности и прибыльности операций. Поэтому для банка особенно важно сформировать экономическую политику, которая позволяла бы определять направления использования средств акционеров и вкладчиков, регулировать состав и объем депозитного, кредитного, фондового портфеля, прогнозировать и преодолевать риски, а также выявлять обстоятельства, при которых целесообразно проводить те или иные операции.
В целом под экономической политикой принято понимать установленный курс, которого придерживается правительство, организация или частное лицо и который характеризуется как взвешенность суждений в управлении делами и процедурами.
На макроэкономическом уровнебанковскую экономическую политикуможно определить как политику, проводимую банками страны во главе с центральным банком, по поддержанию устойчивости банковской системы и обеспечению нормального функционирования экономики.
На микроэкономическом уровне, т.е. на уровне конкретного банка, экономическую банковскую политикуможно определить как стратегию и тактику банка в области организации и осуществления его операций и оказания услуг с целью обеспечения его рентабельности, устойчивости и ликвидности.
Основополагающим моментом при разработке экономической политики банка является правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Цель коммерческого банка определяется с позиции доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи. Поскольку банк является социальной системой, а люди в своей деятельности руководствуются собственными целями, намерениями, интересами, то постановка целей банка осуществляется с учетом частных целей его владельцев, руководителей, персонала, а также клиентов и органов банковского надзора. Очевидно, что для владельцев наиболее важная цель — развитие банка (увеличение активов, собственного капитала, числа клиентов, количества и спектра операций, а главное — рост доходов и цены акций). Управляющие банком имеют наиболее широкий спектр целей, так как они отвечают за эффективность работы банка в целом. Определяющей же их целью является рост прибыли. Для клиентов банка (кредиторов и заемщиков) цели будут различны с точки зрения получения дохода, поскольку их интересы противоположны, но они солидарны в своем желании иметь в качестве партнера надежный банк. Основная цель служащих банка - повышение уровня текущих доходов. Государство интересует прежде всего надежность и устойчивость банка.
Важно также выбрать необходимый ракурс для определения целей банка. Например, с точки зрения маркетинга конечные цели развития банка, принятые для исполнения его руководителями или владельцами, будут определять позиции банка по отношению к клиентам и партнерам. При этом предпочтения банка будут зависеть от его корпоративной культуры, связанной с основными ценностями акционеров и с прошлым опытом развития, места, роли и значения банка на рынке, характера и распределения ресурсов, которыми располагает банк, степени риска и т.д.
Согласование частных целей и интересов представляет собой сложную многофакторную задачу координации, взаимоувязки целей (а не простого их объединения) в результате договоренности, компромисса между заинтересованными сторонами. Поэтому основной целью коммерческого банка является его развитие как коммерческого предприятия с точки зрения его количественного роста и повышения эффективности работы (качественный рост), а также развитие банка как социального института с позиций обеспечения интересов клиентов, удовлетворения интересов персонала и органов банковского надзора.
Сочетание стратегических целей и оперативных задач, стратегического и текущего планирования позволяют коммерческим банкам избежать неудач, полнее реализовать свой коммерческий интерес. Ясная стратегическая ориентация дает банку импульс для развития предпринимательской деятельности.
В современных условиях обострения межбанковской конкуренции, усиления влияния рисков (внешних и внутренних) большая часть российских банков не могут проводить свою политику в рамках узкой специализации. Независимо от названия сберегательные, ипотечные, инвестиционные и другие банки вынуждены диверсифицировать риски, фактически став универсальными и работая на разных финансовых рынках. Например, Сбербанк России начиная с 1989 года стал проводить курс на универсализацию. И сегодня доля Сбербанка на рынке кредитования предприятий и в целом обслуживания юридических лиц возрастает. Цель банка была сформулирована так: сохранение приоритета (работа с населением) и развитие по другим направлениям.
Итак, экономическая политика банка — это совокупность методов, приемов, способов достижения поставленных целей по всем направлениям банковской деятельности.
Экономическая политика банка, рассматриваемая как совокупность предпочтительных направлений развития, обычно воплощается в проектах руководства банка (общая политика и общие направления), чаще всего разъясняемые в перечне целей (задач банка), составленном в иерархическом порядке. Эта общая политика банка может быть близкой к отраслевой политике.
Цели банка — это количественное выражение (в показателях и сроках) направлений развития.При этом выделяют генеральные и второстепенные (промежуточные) цели.
Стратегия банка предполагает логически выстроенное описание средств, необходимых для достижения целей.
Тактика банка — средства и ноу-хау, позволяющие реагировать на трудности, встречающиеся на пути к достижению целей.
«Экономическая политика банка» — обобщающее понятие, включающее ряд элементов. Основными элементами экономической политики банка являются:
депозитная политика;
кредитная политика;
политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов;
процентная политика, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.);
политика в области управления рисками, рентабельностью банка, персоналом.
Экономическая политика банка формируется под воздействием ряда факторов:
состояние рынка, на котором работает банк (риски, уровень инфляции, конкуренция, спрос на банковские операции и услуги и т.д.);
приоритеты развития банка на ближайшую и отдаленную перспективу (доходность, ликвидность, расширение клиентуры, завоевание новых рынков, внедрение новых видов операций и услуг и др).
Для оценки современного состояния рынка банковских операций и услуг и перспектив его развития банки проводят маркетинговые исследования рынка, которые позволяют выработать наиболее экономически обоснованную банковскую политику.
Рассмотрим более подробно основные составляющие экономической политики банка.
- Часть 3. Банки
- Тема 4. Коммерческие банки и основы их деятельности
- 4.1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики
- 4.2. Взаимоотношения банка с клиентом
- 4.3. Операции коммерческого банка
- Пассивные операции
- Ресурсы банка
- Активные операции
- 1. Ссудные (учетно-ссудные) операции.
- 1.1. По субъектам кредитной сделки:
- 1.2. По обеспечению:
- 1.3. По срокам кредитования:
- 1.4. По характеру кругооборота средств:
- 1.5. По направлениям использования (объектам кредитования):
- 1.6. По порядку выдачи ссуд:
- 1.7. По методу погашения ссуды:
- 1.8. По методу взимания процентов:
- 1.9. По степени риска:
- 1.10. По участию посредников в кредитной сделке:
- 2. Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами.
- 3. Кассовые операции— это операции по приему и выдаче наличных денежных средств.
- 5. Валютные операции — это операции по купле-продаже иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках.
- Активно-пассивные операции
- 4.4. Современные банковские услуги
- 1. Учредительская деятельность банка, или долевое участие в собственности.
- 2. Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
- 3. Трастовые услуги банка.
- 4. Товарно-комиссионные операции
- 5. Факторинговые операции банка
- 6. Форфейтинг
- 7. Лизинговые операции банка
- 1. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:
- 2. В зависимости от арендуемого объекта различают:
- 3. В зависимости от вида лизинговой сделки:
- 4. В зависимости от взаимоотношений субъектов сделки (заемщика и арендодателя):
- 5. По типу финансирования:
- 6. По отношению к арендуемому имуществу:
- 8. Складские операции банка
- 9. Осуществление банком научно-технических разработок
- 10. Фондовые операции
- 11. Дополнительные (прочие) услуги банка
- Направления развития банковских операций и услуг
- 4.5. Обеспечение устойчивости развития коммерческих банков
- 4.6. Экономическая политика банка
- 1. Депозитная политика банка
- 2. Процентная политика банка
- 3. Кредитная политика банка