4.5. Обеспечение устойчивости развития коммерческих банков
В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов — банков.
Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов.Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения.Виды устойчивости можно классифицировать по ряду признаков:
1. По характеру устойчивости:
экономическая,
политическая,
моральная.
2. Исходя из общей оценки устойчивости:
реальная,
мнимая.
3. По времени обеспечения:
долгосрочная,
краткосрочная.
По характеру сбалансированности:
Сбалансированная,
с неустойчивым равновесием.
5. По структуре:
финансовая,
организационная,
кадровая,
операционная,
коммерческая.
6. По проводимой политике в рамках концепции:
постоянная,
часто меняющаяся.
7. С позиции равномерности развития банков:
быстро развивающаяся,
равномерно развивающаяся,
неравномерно развивающаяся устойчивость.
8. С позиции общественной полезности:
общественно полезная,
эгоистичная устойчивость.
Экономическая устойчивостьбанка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.
Ликвидность (от лат.liquidus— жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства. Ликвидность банка нередко определяют как способность банка приобретать наличные средства в центральном банке или банках-корреспондентах по разумной цене. В целом ликвидность банка предполагает возможность продавать ликвидные активы, приобретать денежные средства в центральном банке и осуществлять эмиссию акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых инструментов.
Термин платежеспособность несколько шире: подразумевается не только и не столько возможность превращения активов в быстрореализуемые, сколько способность юридического или физического лица своевременно и полностью выполнять свои платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера. Таким образом, ликвидность выступает как необходимое и обязательное условие платежеспособности, контроль за соблюдением которой уже берет на себя не только само юридическое или физическое лицо, но и определенный внешний орган надзора и контроля.
Ликвидность для коммерческого банка — это его способность обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву.Ликвидность банка определяется сбалансированностью активов и пассивов его баланса, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.
Нормы ликвидности банка обычно устанавливаются как отношение различных статей активов баланса ко всей сумме или к определенным статьям пассивов или, наоборот, пассивов к активам. Ликвидность банка — основа его платежеспособности.
Платежеспособность – это способность банка в должные сроки и в полной сумме отвечать по своим обязательствам (перед вкладчиками по выплате депозитов, перед акционерами — по выплате дивидендов, перед государством — по уплате налогов, перед персоналом — по выплате заработной платы).
На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов:
макроэкономические факторы- геополитическая и макроэкономическая обстановка в стране; совокупность законодательных, юридических и правовых норм банковской деятельности; структура и стабильность банкой системы; состояние денежного рынка и рынка ценных бумаг;
микроэкономические факторы- ресурсная база банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональная структура и мотивация деятельности банка.
Следует отметить, что указанные группы факторов оказывают воздействие в комплексе, причем взаимосвязь наблюдается как в отдельных группах, так и между группами.
В зарубежной практике общий резерв ликвидности подразделяется первичный и вторичный.
Первичный резерв ликвидностирассматривается как главный источник ликвидности банка. В балансовых отчетах в роли первичных резервов фигурируют активы, включаемые в статью «Наличность и задолженность других банков», куда входят средства на счетах обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах (вкладах) в других коммерческих банках, наличные деньги в сейфе и чеки, а также иные платежные документы в процессе инкассирования. Доля первичных резервов оценивается отношением наличных активов к сумме вкладов или к сумме всех активов.
Вторичный резерв ликвидности— высоколиквидные доходные активы, которые с минимальной задержкой и незначительным риском потерь можно превратить в наличные средства. К ним относятся активы, которые обычно составляют портфель правительственных ценных бумаг, и в некоторых случаях — средства на ссудных счетах. Основное назначение вторичных резервов — служить источником пополнения первичных резервов.
Общий резерв ликвидности коммерческого банка зависит от нормы обязательного резерва, устанавливаемого центральным банком, и уровня резерва ликвидности, определяемого банком самостоятельно для себя. Каждый коммерческий банк стремится создать минимальный резерв ликвидных средств и обеспечить максимальный кредитный потенциал исходя из своей ликвидности, надежности, прибыльности.
Ликвидность — важнейшая качественная характеристика деятельности банка, свидетельствующая о его надежности, стабильности, устойчивости. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую структуру баланса, при которой активы, не утрачивая своей стоимости, могут своевременно преобразовываться в денежные средства по мере востребования пассивов.
Ликвидность тесно связана с доходностью банка, но в большинстве случаев желание достижения высокой ликвидности противоречит необходимости обеспечения более высокой прибыльности. Наиболее рациональная политика коммерческого банка в области управления ликвидностью состоит в обеспечении оптимального сочетания ликвидности и прибыльности. Следовательно, анализ ликвидности, прибыльности и уровня риска банка нужно проводить в комплексе.
За последние годы наблюдалось существенное возрастание рисков,связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему «риск — ликвидность» в центр управления банковскими операциями. Наиболее распространенными финансовыми рисками являются риск неплатежеспособности заемщика, кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск несбалансированной ликвидности.
Риск постоянно сопутствует банковской деятельности. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь для банка при наступлении определенных событий.
Риски могут быть как собственно банковскими (внутренними), связанными с функционированием кредитного института, так и внешними или общими. Важнейшим способом преодоления или минимизации рисков является их регулирование, т.е. поддержание оптимального соотношения ликвидности и платежеспособности банка в процессе управления его активами и пассивами. Высокий уровень прибыльности, как правило, связан с высокорисковыми операциями. В банковской практике под рисковыми понимаются или очень выгодные, или весьма невыгодные операции.Причем потенциальная вероятность получить максимально возможную выгоду возрастает по мере увеличения степени риска. Анализируя степень рисковости выполнения тех или иных операций, банки используют различные приемы с тем, чтобы максимально снизить возможные убытки. Например, банки создают консорциумы, тем самым распределяя риски среди нескольких субъектов отношений; покрывают возникшие убытки от проведения рисковых операций за счет прибыли по другим видам операций; проводят страхование рисков.
Политика банка должна заключаться в том, чтобы стремиться достичь равновесия (оптимального соотношения) между риском и доходом банка. Равновесие в ближайшей перспективе (или так называемое краткосрочное равновесие) представляет собой соотношение между ликвидностью и прибыльностью. Чем выше ликвидность банка, тем ниже прибыльность и, наоборот, чем ниже ликвидность, тем выше ожидаемая прибыль и обязательно риск. Равновесие в отдаленной перспективе (или долгосрочное равновесие) предполагает, что чем выше ликвидность, тем прочнее финансовое состояние банка, его капитальная база, и наоборот, чем ниже ликвидность, тем менее устойчив банк с точки зрения капитальной платежеспособности.
Доходность и ликвидность банков не достигаются автоматически. Очевидным решением проблемы привлечения дешевых и размещения дорогих ресурсов является проведение такой политики банка, которая может принести наивысший доход при разумном, с точки зрения руководства банка, уровне риска. Руководство банка — акционеры (пайщики) — заинтересованы в более высоких доходах, которые могут быть получены за счет вложения средств в долгосрочные проекты, ценные бумаги сомнительного качества и т.п. Однако подобные действия серьезно ухудшают ликвидность банка, необходимую при изъятии вкладов и для удовлетворения законного спроса на кредит. Неспособность же банка удовлетворить обоснованные и законные потребности клиентов приведет к немедленной потере банком выгодных контрактов, ослаблению его конкурентных позиций и, в конечном счете, к возможному краху банка как жизнеспособного субъекта рыночных отношений. Таким образом, подобные операции коммерческих банков могут поставить под сомнение платежеспособность, ликвидность и устойчив банковской системы в целом.
Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России. В настоящее время для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Банк России устанавливает следующие экономические нормативы деятельности коммерческих банков:
минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;
нормативы достаточности капитала;
нормативы ликвидности;
максимальный размер риска на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков;
максимальный размер крупных кредитных рисков;
максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых кредитной организацией своим участникам (акционерам, пайщикам) и инсайдерам;
максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения;
нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц.
Анализ ликвидности и управление ею в коммерческом банке проводится одновременно с анализом доходности его деятельности.
Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.
Прибыль — это главный показатель результативности работы банка. Количественная и качественная оценка прибыльности проводится с целью выяснения финансовой устойчивости банка. В целом речь идет о качественной стороне дела, а не о массе той прибыли, которая получена банком. Данные о прибыли, которые используются для оценки работы банка,— это итоговые показатели, но вопрос заключается в том, за счет каких факторов она получена и как используется в дальнейшем: на накопление или на потребление. Бытующее представление о том, что надежность банка определяется размером его прибыли и выплачиваемых дивидендов, более чем спорно. Напротив, высокий дивиденд при всей его привлекательности для акционеров еще не свидетельствует о высокоэффективной деятельности кредитной организации.Прибыль должна рассматриваться с позиции ее достаточности для роста банковского капитала, в связи с чем ее рациональнее уберечь от чрезмерного распределения на потребительские цели. Масса прибыли сама по себе — не исчерпывающий показатель.Ее необходимо сравнивать с другими показателями, характеризующими деятельность банка. Анализ финансовой деятельности банка проводится одновременно с анализом ликвидности баланса банка и на основе полученных результатов делают вывод относительно надежности банка в целом.
Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использование современных приемов менеджмента и маркетинга.
Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом.Основополагающими моментами в менеджменте являются правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов для ее достижения. Для каждого банка прежде всего должны быть ясны его цели.Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.
Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделитькачество и квалификацию менеджмента,егомаркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.
Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством обмена. Маркетинг — это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов или услуг. Банковский маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом.Основной мотив банковского маркетинга — удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.
В банковской сфере основными задачами маркетинга являются:
выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг;
выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их оказания.
Зарубежный опыт свидетельствует, что маркетингу в целом придается все большее значение по мере усиления конкуренции между коммерческими банками и между банками и другими финансово-кредитными институтами. В некоторых странах с этой целью даже были созданы исследовательские учреждения, специализирующиеся на изучении проблем рекламы и маркетинга (например, Институт Маркетинга в Великобритании).
В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно. Подтверждением является, например, факт, что лишь в последней российской инструкции по проведению аудиторской проверки предусматривается обязательная оценка аудиторами состояния менеджмента в банке.
Финансовое состояние банка— это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
Внутренний аудитпредполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и оказания услуг, их доходности и пр.
Внешний аудитпроводится центральным банком, другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.
Весьма важен для банка не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.
В международной практике используются разные методики составления банковских рейтингов. Обычно оценку надежности банков, или банковский проводят центральные банки или государственные органы надзора за работой банков.
Следует сказать, что правительственные органы во многих странах мира в отличие от специализированных рейтинговых агентств не публикуют результаты исследований, чтобы не повлиять на отношение к этим банкам со стороны акционеров и клиентов (реальных и потенциальных).
Рейтинг банков— это система оценки их деятельности, основанная на финансовых показателях работы и данных баланса банка. Осуществление рейтинга банка в целом состоит в выведении свободной оценки по всем направлениям, которые подверглись анализу.
Рейтинговая оценка может быть проведена специальным рейтинговым агентством на основании соглашения с банком. Она призвана защитить интересы банка и его клиентов. По банковскому рейтингу можно судить о финансовом положении кредитного института, его месте и роли в банковской системе.
Единой универсальной методики анализа устойчивости, надежности банка не существует (не только в России, но и за рубежом), поскольку банки различаются по функциональному признаку, набору выполняемых операций и услуг, составу клиентов, территориальному признаку, проводимой политике на финансовых рынках и т.д.
В мировой банковской практике существуют два основных подхода к оценке деятельности коммерческих банков:
1) на основе анализа системы показателей конкретного банка и их сравнения с аналогичными показателями первоклассных банков;
2) на базе рейтинговой оценки, производимой надзорными органами.
В России пока сложно полноценно использовать эти подходы в анализе. В первую очередь потому, что в нашей стране практически нет экспертных служб, которые профессионально могли бы в масштабах государства заниматься сбором, обобщением, систематизацией и публикацией материалов, отражающих деятельность коммерческих банков, как это делается в экономически развитых странах. Более того, ряд показателей, применяемых в международной практике, не адаптирован для российских банков.
- Часть 3. Банки
- Тема 4. Коммерческие банки и основы их деятельности
- 4.1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики
- 4.2. Взаимоотношения банка с клиентом
- 4.3. Операции коммерческого банка
- Пассивные операции
- Ресурсы банка
- Активные операции
- 1. Ссудные (учетно-ссудные) операции.
- 1.1. По субъектам кредитной сделки:
- 1.2. По обеспечению:
- 1.3. По срокам кредитования:
- 1.4. По характеру кругооборота средств:
- 1.5. По направлениям использования (объектам кредитования):
- 1.6. По порядку выдачи ссуд:
- 1.7. По методу погашения ссуды:
- 1.8. По методу взимания процентов:
- 1.9. По степени риска:
- 1.10. По участию посредников в кредитной сделке:
- 2. Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами.
- 3. Кассовые операции— это операции по приему и выдаче наличных денежных средств.
- 5. Валютные операции — это операции по купле-продаже иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках.
- Активно-пассивные операции
- 4.4. Современные банковские услуги
- 1. Учредительская деятельность банка, или долевое участие в собственности.
- 2. Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
- 3. Трастовые услуги банка.
- 4. Товарно-комиссионные операции
- 5. Факторинговые операции банка
- 6. Форфейтинг
- 7. Лизинговые операции банка
- 1. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:
- 2. В зависимости от арендуемого объекта различают:
- 3. В зависимости от вида лизинговой сделки:
- 4. В зависимости от взаимоотношений субъектов сделки (заемщика и арендодателя):
- 5. По типу финансирования:
- 6. По отношению к арендуемому имуществу:
- 8. Складские операции банка
- 9. Осуществление банком научно-технических разработок
- 10. Фондовые операции
- 11. Дополнительные (прочие) услуги банка
- Направления развития банковских операций и услуг
- 4.5. Обеспечение устойчивости развития коммерческих банков
- 4.6. Экономическая политика банка
- 1. Депозитная политика банка
- 2. Процентная политика банка
- 3. Кредитная политика банка