logo search
5ballov-40069

1. Холдинговые компании.

В общем виде холдинг можно определить как компанию, специализирующуюся на прямых инвестициях в другие компании и получающую доходы в виде дивидендов, процентов или роялти. В широком смысле к холдингам относят так же фирмы, владеющими финансовыми активами, недвижимостью, другими видами ценностей и имущества (активами). Через холдинговые компании инвестиционного типа могут осуществляться инвестиции портфельного характера, т.е. такие, которые не ведут к приобретению контроля над другими предприятиями. С помощью холдинговых компаний проводятся коммерческие операции с пакетами акций дочерних фирм. Таким образом, посредническая холдинговая фирма связывает инвестора с его дочерними фирмами в разных странах мира. На базе холдинга может быть создан зарубежный «центр прибыли» иностранных филиалов международных фирм. Такие компании выступают в качестве организационного ядра системы управления внешнеэкономической деятельностью и зарубежными инвестициями материнской фирмы.

Рассмотрим, какими путями коммерческие организации могут объединяться в холдинговые компании:

а) Холдинговые компании могут создаваться, например, посредством последовательного присоединения или получения контроля над компаниями, которые объединены одним видом бизнеса (машиностроение, пищевая промышленность, с/х и т.д.). Это так называемая «горизонтальная интеграция». Основная цель таких холдингов - завоевание новых секторов рынка. В качестве примера здесь можно привести тот факт, что в начале года руководители ведущих Британских табачных компаний British-American Тobacco (BAT) и Rrothmans International, занимающих второе и четвертое места в мире по объемам продаж, объявили о планах создания единого концерна, который станет крупнейшим мировым производителем табачной продукции. Сумма сделки оценивается в 13 млрд. фунтов стерлингов. Новая компания с общим объемом продаж 21,32 млрд. долл. и мощностью 1 трлн. сигарет в год будет контролировать около 17% мирового рынка.

б) Второй путь образования холдинговых компаний - это объединение предприятий единого технологического цикла (от сырья до готовой продукции). Это так называемая «вертикальная интеграция». Главной целью такого объединения является снижение общих издержек, достижение ценовой стабильности, повышение стоимости компании. Примером может служить объединение электростанции и угольного разреза в Приморском крае в конце прошлого года. Из Приморской ГРЭС и Лучегорского разреза образовалась компания ЛуТЭК, контрольный пакет которой достался РАО ЕЭС России. Цели этого смелого эксперимента были вполне определенны - снизить себестоимость электроэнергии (а это серьезная проблема в Приморском крае) и справедливо распределить деньги между энергетиками и угольщиками. Благодаря этому объединению объем производства вырос на 6%, себестоимость угля снизилась на 3%, электроэнергии – на 17%, а прибыль возросла на 59%. в) Холдинговые компании могут создаваться и путем последовательного создания предприятий и последующего их присоединения к группе. Именно так действовал «стальной король» Эндрю Карнеги почти 130 лет назад. В своей автобиографии он пишет о том, что только после того, как созданное им предприятие доказывало свою эффективность, он включал его (тем или иным способом) в свою группу. Такая политика позволяла ему избежать больших потерь при неэффективной работе или банкротстве нового предприятия. Тактики последовательного присоединения придерживается и компания МакДональдс. В качестве вклада она передает торговую марку, технологию менеджмента и т.д.

г) На практике имеются примеры объединения не только отдельных коммерческих организаций, но и холдинговых компаний. Например, объединение известного сталелитейного концерна Германии и аналогичного в Нидерландах было реализовано следующим образом. Их владельцы: компании KN Hoogovens NV и Hoesch AG создали на паритетных началах (50% х 50%) управляющую компанию Estel NV в которую в качестве своих вкладов передали по 100% акций концернов.

д) Транснациональные и национальные компании объединяются по аналогичным схемам. При объединении крупнейших бельгийского и индийского пивных концернов была реализована следующая схема. Учредив на паритетных началах управляющую компанию SUN-Interbrew (на базе Sun-Brewing) каждый получил по 34% акций. В качестве вклада в уставной капитал бельгийцы передали акции заводов Россар, Десна, товарную марку пива «Stella Artois» плюс 40 млн. долл. Индийцы - акции заводов и сбытовую сеть. Кроме того, 32% акций новой компании будет продаваться по открытой подписке. е) Значительное количество холдинговых компаний образовалось и путем «деления» больших компаний при их реструктуризации. Такой способ был характерен для многих российских предприятий в начале 90-х гг. при переходе на самоокупаемость. Трансформация приводила к созданию большого числа дочерних компаний (бывших производств) со 100% участием материнской компании.

Все приведенные выше процедуры образования холдинговых компаний могут осуществляться следующим образом:

- путем скупки акций на вторичном рынке, которую осуществляет брокер, - путем обмена акциями, специально эмитированными для этого каждым предприятием.

Именно так поступил генеральный директор «Уралмаш заводов» Каха Бендукидзе для получения контроля над «Ижорскими заводами» (каждая группа являлась холдингом). Для этого он провел дополнительную эмиссию и обменял весь пакет дополнительной эмиссии на уже имевшийся пакет «Ижорских заводов». Из-за разницы в стоимости пакетов, он получил контроль над заводом за небольшой процент своих акций; - путем создания специальной управляющей компании, куда учредители передают пакеты акций предприятий, которые они хотят включить в холдинг. При этом передаваемые акции предприятий обменивались на эмитированные акции этой компании;

- путем передачи ключевых, для данного бизнеса, патентов, авторских прав, ноу-хау (пример - компания «МакДональдс»).

В основу формирования организационных структур холдинга может быть положен универсальный принцип формирования бизнес-единиц, применяемый в процессе реструктуризации любых диверсифицированных и многопрофильных структур. Соответственно он может быть положен и в основу бизнес-структуры холдинга.

Особенность холдинга в том, что бизнес-единица может функционировать на базе одной или нескольких дочерних фирм отраслевой группы, но дочерняя фирма не обязательно является бизнес-единицей. Например, она может выполнять вспомогательные функции и действовать на основе установленного «сверху» бюджета.

В рамках крупных бизнес-единиц могут формироваться бизнес-единицы низшего порядка. В этом отношении холдинг не отличается от любого многопрофильного или диверсифицированного предприятия с иерархической составной структурой.

Бизнес-единица (business-unit) – это автономное подразделение компании, осуществляющее более или менее законченный деловой цикл. В качестве отдельных бизнес-единиц обычно выступают подразделения компании, отвечающие за производство и сбыт основных видов продукции или услуг. Как правило, бизнес-единица имеет статус центра прибыли (центра финансовой ответственности). Однако бюджетный механизм бизнес-единицы может быть организован по-разному.

В зависимости от принципа формирования бюджета бизнес-единица может представлять собой центр продаж или инвестиций или играть роль центра финансового управления. Принцип бизнес-единиц приемлем как для крупных, так и для средних фирм и групп малых предприятий.

В крупных корпорациях иногда выделяются сотни центров прибыли и десятки бизнес-единиц с различным статусом. Они именуются также «стратегическими хозяйственными центрами» или «стратегическими хозяйственными единицами». Управление ими осуществляется при помощи группы центральных и административных штатных служб.

Особенность «архитектуры» холдинга состоит в том, что его бизнес-структура должна быть неразрывно связана с административно-правовой организацией и финансовой системой холдинга. В этом смысле организационно-правовая структура холдинга определяется его бизнес-структурой. Но организационно-правовые факторы имеют для холдинга существенное самостоятельное значение.

В состав холдингов обычно входят юридические лица двух категорий. В «ядро» холдинга входит группа основных «профильных» дочерних фирм. Другую категорию составляют специализированные «сервисные» фирмы. В этом качестве обычно используются оперативно-холдинговые компании1, финансовые и кредитные учреждения, включая малые банки и финансовые институты со специализированной лицензией. Они призваны быстро менять конфигурацию товарно-материальных потоков, оперативно перераспределять ресурсы. Через них нередко проходят цепочки административного контроля и полномочия управления дочерними фирмами. В зарубежной практике все финансовые, инвестиционные и страховые компании нередко выделяют в особую структуру – субхолдинг или группу финансовых операций.

Во вспомогательных дочерних фирмах могут находиться центры прибыли с особым режимом формирования бюджета. «Сервисная» система холдинга должна находиться в прямом административном подчинении высшего звена управления компанией, поскольку она обеспечивает функции оперативного управления, стратегического планирования и контроля над дочерними фирмами. Она – инструмент руководства всем холдингом в целом. Управление сервисными предприятиями холдинга подчинено общим задачам развития фирмы и входит в компетенцию его центральных служб (для этой цели в штабе компании может быть создано специальное подразделение).

Таким образом, планирование организационных структур холдинговой компании включает три основных элемента:

Доходы холдингового предприятия складываются из доходов материнской компании и ее дочерних фирм. В состав валового дохода каждой компании включаются не только доходы от реализации товаров, работ и услуг, но и доходы от продажи основных фондов, доходы от долевого участия в других предприятиях.

Дивиденды, проценты, полученные по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, облагаются налогом у источника доходов. В настоящее время ставка налога «у источника» для юридических лиц составляет 15%.В связи с действием налога «у источника» переводить прибыли в традиционной форме не всегда выгодно. С целью снижения облагаемой налогом прибыли компании избирают иной путь. Он заключается в проведении сделок между субъектами холдингового объединения на основе внутренних условно-расчетных (трансфертных) цен. Эти цены либо завышаются, либо занижаются в зависимости от ситуации.

Следует отметить, что создание холдинга требует наличие существенных финансовых средств, так как создание и поддержание объемных международных структур всегда означает крупные и долговременные затраты.

В зависимости от своего назначения, холдинговые компании подразделяются на обыкновенный холдинг и финансовый (финансово-инвестиционный) холдинг (рис.1, Приложение). Обыкновенный холдинг имеет право осуществлять следующие виды операций:

В тоже время холдинговым компаниям запрещено владеть землей и зданиями (за исключением прямых нужд холдинга), напрямую осуществлять прямую производственную и торговую деятельность, иметь в своей структуре подразделения, напрямую работающих с физическими лицами.

Финансовый холдинг – особый вид холдинга, который, в дополнение к вышесказанному, приобретает право осуществлять некоторые чисто банковские операции: предоставлять кредиты и гарантии, осуществлять факторинг долгов - для компаний, входящих в группу. При этом понятие группы устанавливается законодательно и, например, в Голландии в группу включаются компании по принципу только одноуровневого (прямого) владения, а в Люксембурге допускается двухуровневое (косвенное) владение. В качестве дополнительных критериев при определении группы могут применяться количественные показатели (соответствие размеров долей холдинга в принадлежащих ему компаниях определенным требованиям). Эти же показатели используются для определения налогового статуса холдинга.