logo search
Лекции_1 / Ч

3. Кредитная политика банка

Кредитная политика необходима банкам, прежде всего потому, что позволяет рационально организовать и регулировать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последующим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. Поэтомукредитную политику можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций.Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка. Кредитная политика направлена на достижение цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается вопросам качества активов.

Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической.В основе выбора типа кредитной политики лежитстратегия банка,ориентированная на обеспечение его устойчивости, рост капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия.

Кредитная стратегия заключается в проведении анализа по следующим основным направлениям:

Чем более взвешенную политику диверсификации проводит банк, тем больше он снижает специфический (внутренний) банковский риск.

Стратегические направления деятельности банка предполагают выбор рынка, нормы риска, увеличение оборота банка, размера чистой (балансовой) прибыли.

Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет сформулировать ближайшие (тактические) цели, задачи его развития.

Конкретные, частные цели развития банка — это расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам, улучшение работы с состоятельными клиентами, «очистка» картотеки и т.д.

На микроуровне (на уровне конкретного коммерческого банка) кредитная политика представляет собой политику банка по реализации его кредитной функции. Поэтому кредитная политика в узком смысле — это система мер в области кредитования его клиентов, осуществляемых для реализации стратегии и тактики банка в данном регионе в определенный период времени.

Кредитная политика определяет:

Кредитная политика базируется на умении работников банка правильно и обоснованно выбрать: сектор экономики, на котором целесообразно проводить кредитные операции в данный момент времени; «своего клиента» исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления ссуды. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банк сегодня и которые предполагает внедрить завтра. Например, применительно к индивидуальным заемщикам это могут быть потребительские долгосрочные (на приобретение дома, квартиры) и краткосрочные (на покупку автомобиля, мебели, ювелирных изделий, организацию отдыха и т.д.).

Важным элементом кредитной политики является и организация контроля в банке:

Необходимо подчеркнуть, что не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокуп­ность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка.

При разработке кредитной политики банки анализируют множество факто­ров, непосредственно влияющих на их деятельность. Среди них можно выделить макроэкономические факторы, воздействующие на все банки, и микроэкономи­ческие факторы, влияющие на работу конкретного банка.

Факторы, определяющие кредитную политику банка:

Внешние факторы:

Внутренние факторы:

Важными элементами банковской политики помимо депозитной, кредит­ной, процентной политики являются политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций и оказанию услуг (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.). Особое место в составе банковской политики занимает политика в области управления рисками, рентабельностью, персоналом банка, поскольку наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, важно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Известно, что западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу. Акцент на современные методы управления, технологию, широкие связи с внешними структурами, бесспорно, может дать и банкам России мощный импульс к развитию. Недостатки культуры предпринимательства, подчас неэффективная система управления являются в настоящее время тормозом в банковском обслуживании россиян.

В целом банковская политика приобретает исключительную важность в условиях современного рынка, когда деятельность банка невозможна без научно обоснованного планирования и прогнозирования, управления, финансового анализа и инноваций.

33