3. Кредитная политика банка
Кредитная политика необходима банкам, прежде всего потому, что позволяет рационально организовать и регулировать взаимоотношения между банком и его клиентами по поводу предоставления денежных средств в ссуду с последующим возвратом как основного долга по ссуде, так и причитающихся процентов. Поэтомукредитную политику можно определить как стратегию и тактику банка в области кредитных операций.Важно также подчеркнуть, что кредитная политика является основой управления рисками в деятельности банка. Кредитная политика направлена на достижение цели роста активов и повышения их качества. При этом предпочтение отдается вопросам качества активов.
Кредитная политика может быть агрессивной и традиционной, классической.В основе выбора типа кредитной политики лежитстратегия банка,ориентированная на обеспечение его устойчивости, рост капитала, увеличение доходов или смешанная стратегия.
Кредитная стратегия заключается в проведении анализа по следующим основным направлениям:
отбор и подготовка персонала (корпоративная культура персонала в области проведения кредитной политики);
оценка и контроль за состоянием кредитного портфеля;
ценообразование с учетом степени риска;
диверсификация операций банка по секторам экономики, регионам, видам операций и услуг для снижения общего кредитного риска банка.
Чем более взвешенную политику диверсификации проводит банк, тем больше он снижает специфический (внутренний) банковский риск.
Стратегические направления деятельности банка предполагают выбор рынка, нормы риска, увеличение оборота банка, размера чистой (балансовой) прибыли.
Определение стратегических направлений деятельности банка позволяет сформулировать ближайшие (тактические) цели, задачи его развития.
Конкретные, частные цели развития банка — это расширение спектра услуг, предоставляемых клиентам, улучшение работы с состоятельными клиентами, «очистка» картотеки и т.д.
На микроуровне (на уровне конкретного коммерческого банка) кредитная политика представляет собой политику банка по реализации его кредитной функции. Поэтому кредитная политика в узком смысле — это система мер в области кредитования его клиентов, осуществляемых для реализации стратегии и тактики банка в данном регионе в определенный период времени.
Кредитная политика определяет:
объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за оформление займов и управление ими;
основу действий совета директоров, лиц, принимающих стратегические решения;
возможность оценки внешними и внутренними аудиторами степени и качества управления кредитами в банке.
Кредитная политика базируется на умении работников банка правильно и обоснованно выбрать: сектор экономики, на котором целесообразно проводить кредитные операции в данный момент времени; «своего клиента» исходя из его кредитоспособности и других факторов, имеющих первостепенное значение для банка при решении вопроса о возможности предоставления ссуды. Кредитная политика определяется также теми кредитными продуктами, которыми располагает банк сегодня и которые предполагает внедрить завтра. Например, применительно к индивидуальным заемщикам это могут быть потребительские долгосрочные (на приобретение дома, квартиры) и краткосрочные (на покупку автомобиля, мебели, ювелирных изделий, организацию отдыха и т.д.).
Важным элементом кредитной политики является и организация контроля в банке:
контроль за правильным применением критериев при решении вопроса о возможности кредитования потенциального заемщика;
контроль за соблюдением полномочий отдельными кредитными работниками;
общий контроль за состоянием кредитного портфеля банка, в частности за проблемными ссудами.
Необходимо подчеркнуть, что не существует единой кредитной политики для всех банков. Каждый конкретный банк определяет свою кредитную политику, учитывая экономическую, политическую, социальную ситуацию в регионе его функционирования или, что более правильно, принимая во внимание всю совокупность внешних и внутренних рисков, влияющих на работу данного банка.
При разработке кредитной политики банки анализируют множество факторов, непосредственно влияющих на их деятельность. Среди них можно выделить макроэкономические факторы, воздействующие на все банки, и микроэкономические факторы, влияющие на работу конкретного банка.
Факторы, определяющие кредитную политику банка:
Внешние факторы:
общее состояние экономики страны, инфляция, темпы роста ВВП, бюджетный дефицит и т.д.;
уровень независимости центрального банка, вовлеченность банков в политическую жизнь страны и пр.;
уровень доходов населения, способность потреблять банковские услуги, наличие социальных льгот и т.п.;
влияние денежно-кредитной политики центрального банка;
сфера деятельности, регион;
уровень конкуренции;
уровень цен на банковские продукты и услуги на рынке.
Внутренние факторы:
кредитный потенциал банка;
стабильность депозитов;
профессиональная подготовленность, уровень квалификации и опыт персонала;
спектр выполняемых операций и услуг;
обеспечение ссуд;
клиентура банка;
качество кредитного портфеля;
ценовая политика банка;
уровень риск-менеждмента.
Важными элементами банковской политики помимо депозитной, кредитной, процентной политики являются политика в области организации расчетно-кассового обслуживания клиентов, валютная политика, политика по проведению отдельных банковских операций и оказанию услуг (консалтинговых, трастовых, фондовых, электронных и пр.). Особое место в составе банковской политики занимает политика в области управления рисками, рентабельностью, персоналом банка, поскольку наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, важно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Известно, что западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу. Акцент на современные методы управления, технологию, широкие связи с внешними структурами, бесспорно, может дать и банкам России мощный импульс к развитию. Недостатки культуры предпринимательства, подчас неэффективная система управления являются в настоящее время тормозом в банковском обслуживании россиян.
В целом банковская политика приобретает исключительную важность в условиях современного рынка, когда деятельность банка невозможна без научно обоснованного планирования и прогнозирования, управления, финансового анализа и инноваций.
- Часть 3. Банки
- Тема 4. Коммерческие банки и основы их деятельности
- 4.1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики
- 4.2. Взаимоотношения банка с клиентом
- 4.3. Операции коммерческого банка
- Пассивные операции
- Ресурсы банка
- Активные операции
- 1. Ссудные (учетно-ссудные) операции.
- 1.1. По субъектам кредитной сделки:
- 1.2. По обеспечению:
- 1.3. По срокам кредитования:
- 1.4. По характеру кругооборота средств:
- 1.5. По направлениям использования (объектам кредитования):
- 1.6. По порядку выдачи ссуд:
- 1.7. По методу погашения ссуды:
- 1.8. По методу взимания процентов:
- 1.9. По степени риска:
- 1.10. По участию посредников в кредитной сделке:
- 2. Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами.
- 3. Кассовые операции— это операции по приему и выдаче наличных денежных средств.
- 5. Валютные операции — это операции по купле-продаже иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках.
- Активно-пассивные операции
- 4.4. Современные банковские услуги
- 1. Учредительская деятельность банка, или долевое участие в собственности.
- 2. Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
- 3. Трастовые услуги банка.
- 4. Товарно-комиссионные операции
- 5. Факторинговые операции банка
- 6. Форфейтинг
- 7. Лизинговые операции банка
- 1. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:
- 2. В зависимости от арендуемого объекта различают:
- 3. В зависимости от вида лизинговой сделки:
- 4. В зависимости от взаимоотношений субъектов сделки (заемщика и арендодателя):
- 5. По типу финансирования:
- 6. По отношению к арендуемому имуществу:
- 8. Складские операции банка
- 9. Осуществление банком научно-технических разработок
- 10. Фондовые операции
- 11. Дополнительные (прочие) услуги банка
- Направления развития банковских операций и услуг
- 4.5. Обеспечение устойчивости развития коммерческих банков
- 4.6. Экономическая политика банка
- 1. Депозитная политика банка
- 2. Процентная политика банка
- 3. Кредитная политика банка