logo search
дкб

104 Проблемы ликвидности и доходности банков России в современных условиях.

В начале 80-х гг. коммерческие банки в силу ряда причин (глоба­лизация рынков, усиление конкуренции, технологическая революция в банковском деле и др.) существенно расширили круг операций, от­давая приоритет развитию различных форм обслуживания клиентов. Началось формирование обновленного рынка банковских услуг, на котором наряду с традиционными видами операций получили раз­витие и новые услуги. В этот период маркетингу придавалось все большее значение по мере усиления конкуренции между самими ком­мерческими банками и между банками и другими кредитно-финан­совыми институтами.Под банковским менеджментом понимают управление деятельнос­тью банка по различным ее направлениям, в том числе: управление де­позитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, управление ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персо­налом. Основополагающий момент в менеджменте - правильная поста­новка цели и выбор соответствующих инструментов и методов ее дос­тижения. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры ба­ланса, направлений его деятельности. Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и квалифи­кацию менеджмента, его маркетинговую активность. В настоящее время понятие маркетинга в банковской сфере включает: выявление существующих и потенциальных рынков для предоставления услуг; выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов; установление кратко- и долгосрочных целей развития существую­щих и создания новых видов услуг; предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиен­тов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.Для привлечения новых клиентов в условиях ужесточающейся кон­куренции банки приступают к оказанию и нетрадиционных услуг, в том числе таких, как кредитование в форме овердрафта, кредитные линии, предоставление клиентам целых наборов информационных материалов. Ликвидность для коммерческого банка выступает как способность банка обеспечить своевременное выполнение в денежной форме своих обязательств по пассиву. Ликвидность банка определяется сбаланси­рованностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размешенных активов и привлеченных банком пассивов.Ликвидность - важнейшая качественная характеристика деятельно­сти банка, свидетельствующая о его надежности и стабильности. Для обеспечения ликвидности банку необходимо формировать такую струк­туру баланса, при которой активы могут своевременно преобразовы­ваться в денежные средства, не утрачивая при этом своей стоимости, по мере востребования пассивов.Основным методом управления ликвидностью и платежеспособно­стью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внеш­него аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Бан­ка России. Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Центральный банк РФ уста­навливает ряд экономических нормативов, в том числе: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых и минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков; норма­тивы достаточности капитала; нормативы ликвидности; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; максимальный размер крупных кредитных рисков и др.Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения ре­зультатов деятельности коммерческого банка, а. следовательно, и опен­ки эффективности его как коммерческого предприятия. Анализ резуль­тативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли.Внутренний аудит банка предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка самим банком, его представ­лений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и услуг, их доходности и прочее. Внешний аудит проводится Центральным банком РФ, другими коммерческими банками, налоговой инспекцией, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами коммерческого банка.