logo search
Экономика

Банковский менеджмент

Банковский менеджмент – система управления кредитной организацией как коммерческим предприятием. Банк аккумулирует сбережения юридических и физических лиц. Поэтому, помимо задачи получения прибыли, не меньшее значение имеет обеспечение сохранности средств кредиторов.

В банковском менеджменте принято выделять четыре составляющие.

Во-первых, планирование, которое позволяет заглянуть в будущее кредитной организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Результатом банковского планирования должно стать создание общего бизнес-плана и отдельных оперативных планов по различным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т. д.).

Во-вторых, анализ, направленный на оценку деятельности банка. Сравнение достигнутых результатов в целом и по отдельным направлениям с планами и прогнозами.

В-третьих, регулирование, которое включает совершенствование организационной структуры банка, подготовку новых и доработку действующих инструкций, снижение объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка и всей кредитной организации в целом. В рамках регулирования происходит корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, определяются меры по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

В-четвертых, контроль, состоящий из внешнего, осуществляемого Центральным банком, и внутреннего, направленного на проверку соблюдения внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов.

Основные направления менеджмента банка:

– разработка банковской политики с конкретизацией по отдельным видам деятельности кредитной организации: депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т. д.;

– маркетинг банковских продуктов и услуг;

– управление активами и пассивами банка;

– управление ликвидностью;

– управление доходностью;

– управление собственным капиталом;

– управление кредитным портфелем;

– управление банковскими рисками.

Менеджмент банка – многогранная наука, в которой единых методов для всей кредитной системы не существует. Каждый банк вырабатывает собственную систему менеджмента, периодически пересматривает ее, приводит в соответствие с условиями на конкурентном рынке банковских услуг, а также корректирует в связи с изменениями законодательства.

Оценивая банковский менеджмент, специалисты Мирового банка предлагают использовать следующие компоненты для его оценки:

  1. Компетенция.

  2. Лидерство.

  3. Выполнение регулятивных норм.

  4. Способность к планированию.

  5. Способность реагировать на изменения конъюнктуры.

  6. Адекватность проводимой политики положению банка на рынке.

  7. Способность к самоконтролю.

  8. Качество команды менеджеров и их приемников.

  9. Отношения с инсайдерами.

Органы банковского надзора должны убедиться в том, что банки располагают управленческими системами информации, позволяющими менеджменту банка идентифицировать концентрации кредитно-инвестиционного портфеля. Также органы надзора должны устанавливать пруденциальные нормативы, ограничивающие риск потенциальных убытков от отдельных заемщиков или групп связанных между собой заемщиков [2, с.25].

Плохой менеджмент и неадекватный контроль являются причиной финансового краха не только отдельных учреждений. В случае возникновения кризиса на финансовом рынке они могут усилить его воздействие на рынок и привести к поражению всей банковской системы.

Для анализа качества менеджмента необходимо учитывать следующие основные параметры:

  1. Поддержание достаточного уровня капитала, качества активов, доходов и ликвидности.

  2. Компетентность и способность руководить.

  3. Честность и деловая репутация руководящего состава банка.

  4. Квалификация, опыт и способность брать на себя ответственность.

  5. Качество надзора со стороны руководства банка.

  6. Достаточность подготовки персонала банка

  7. Наличие системы подготовки смены для руководящих работников.

  8. Выполнения норм действующего законодательства.

  9. Достаточность внутренних процедур и положений. Качество их исполения в банке.

  10. Наличие механизмов внутреннего контроля, системы документации и внутреннего учета.

  11. Наличие системы планирования и контроля за результатами деятельности.

  12. Кадровая политика, достаточность системы вознаграждения и механизмов продвижения по службе.

  13. Выполнение кредитной и инвестиционной политики, требований к активам и пассивам.

  14. Отношения с инсайдерами:

а) предоставление кредитов крупным акционерам, членам правления, руководителям банка и с ними связанным предприятиям без соответствующих предпосылок или на льготных условиях;

б) выплата чрезвычайно высоких окладов, гонораров и дивидендов;

в) использование средств банка для покрытия неоправданных личных расходов сотрудников и членов правления.

  1. Способность предусматривать изменения внешних условий работы банковского учреждения и реагировать на экономическую, правовую и политическую среду.

  2. Способность или неспособность пользоваться такими изменениями и корректировать работу банка.

  3. Соответствие высшего руководства занимаемой должности:

а) состав правления банка;

б) посещаемость членами правления его заседаний;

с) наличие достаточно документированных протоколов заседаний правления, отражающих активное участие всех членов правления в процессе определения стратегии и политики развития банка;

д) наличие доминирующей роли некоторых членов правления в процессе принятия решений, которая отрицательно сказывается на деятельности банка;

е) достаточность и эффективность работы специализированных комитетов (кредитного, инвестиционного, по ценным бумагам, аудиторского);

  1. Наличие достаточного числа квалифицированных сотрудников в службе внутреннего контроля банка, степень ее независимости, наличие процедур внутреннего контроля в банке.