5.1. Понятие и структура платежной системы Банка России
Одной из основных задач деятельности Банка России является обеспечение
эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны.
Правовой основой реализации этой цели деятельности Банка России яв-
ляется Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Бан-
ке России)». В соответствии с этим законом Банк России:
• координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в
том числе клиринговых, систем в Российской Федерации;
• устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления
безналичных расчетов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, пред-
приятий, организаций и населения;
• проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.
К правовой базе регулирования платежной системы России относятся
также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Рос-
сийской Федерации «О банках и банковской деятельности» и нормативные акты
самого Банка России.
Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную сис-
тему страны. Под платежной системой понимается совокупность юридиче-
ских, организационных, экономических, технологических, технических и ин-
формационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей ме-
жду участниками платежной системы.
Участниками платежной системы, предоставляющими и использующими
платежные средства, являются, с одной стороны, конечные пользователи
(предприятия и частные лица), обменивающиеся безналичными деньгами и
имеющие счета в банках, и кредитные организации — с другой, предоставляю-
щие в распоряжение участников средства платежа и осуществляющие перевод
денежных средств.
Платежную систему России составляют:
1) платежная система Банка России, в рамках которой проводятся меж-
банковские расчеты через РКЦ;
2) частные платежные системы, к которым относятся:
• внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделе-
ниями одной кредитной организации;
• платежные системы кредитных организаций для расчетов по кор-
респондентским счетам, открытым в других кредитных организациях;
• платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций;
• системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной
организации.
84
Каждая платежная система относительно самостоятельна, но платежная
система Банка России в платежной системе страны является наиболее значи-
мой. Она обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с ис-
пользованием средств, хранящихся на счетах в Банке России.
В каждом территориальном учреждении Банка России функционируют
региональные компоненты платежной системы.
Платежная система Банка России является валовой системой, т. е. расче-
ты по всем платежам ведутся по счетам участников на индивидуальной основе.
Расчеты на валовой основе (брутто-расчеты) предполагают проведение отдель-
ной операции путем соответствующего перечисления средств по каждому по-
ручению или требованию. Платежи совершаются последовательно по мере по-
ступления платежных документов в течение дня.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет регулирование
системы расчетов и платежей по ряду направлений. Это:
• правовое регулирование (разработка инструкций, иных норматив-
ных документов);
• осуществление расчетных услуг (расчеты между коммерческими
банками);
• участие в урегулировании платежей по линии предоставления кре-
дитов на завершение расчетов;
• надзор за участниками платежных систем;
• управление рисками, в первую очередь расчетными;
• организация системы электронных платежей, защиты банковской
информации.
В рамках правового регулирования особое значение имеет Положение
Банка России от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской
Федерации». Положение разработано в соответствии с частью второй Граж-
данского кодекса Российской Федерации, Федеральными законами «О Цен-
тральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банков-
ской деятельности» и другими законами. Оно регулирует осуществление безна-
личных расчетов в валюте Российской Федерации и на ее территории в формах,
предусмотренных законодательством, определяет форматы, порядок заполне-
ния и оформления используемых расчетных документов, а также устанавливает
правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (суб-
счетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке Рос-
сии, и по счетам межфилиальных расчетов.
Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (фи-
лиалы) или Банк России по счетам, открытым на основании договора банков-
ского счета или договора корреспондентского счета (субсчета), если иное не ус-
тановлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Через кредитные организации (филиалы) расчетные операции могут осу-
ществляться с использованием:
• корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;
• корреспондентских счетов, открытых в других кредитных
организациях;
85
зациях;
• счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных
организациях, выполняющих расчетные операции;
• счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной
кредитной организации.
Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация, рас-
положенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка
России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего на-
хождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка
России. Основанием для открытия корреспондентского счета (субсчета) кре-
дитной организации (филиала) в Банке России является заключение договора
корреспондентского счета (субсчета).
Кредитным организациям (филиалам), открывшим корреспондентские сче-
та (субсчета) в подразделениях расчетной сети Банка России, в целях их одно-
значной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются
банковские идентификационные коды участников расчетов (БИК). Структура
банковского идентификационного кода и порядок его присвоения устанавлива-
ются отдельным нормативным документом Банка России (Положение о «Спра-
вочнике БИК РФ»).
Кредитная организация (филиал) самостоятельно определяет вид платежа
(«почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида
платежа представляет в РКЦ Банка России расчетные документы на бумажных
носителях или в электронном виде (на магнитных носителях, по каналам связи).
Платеж, осуществляемый кредитной организацией (филиалом) через рас-
четную сеть Банка России, считается:
• безотзывным – после списания средств с корреспондентского счета
(субсчета) кредитной организации (филиала);
• окончательным – после зачисления средств на счет получателя в под-
разделении расчетной сети Банка России.
В выше названном положении достаточно подробно регулируется:
• порядок открытия и закрытия корреспондентских счетов (субсчетов)
кредитных организаций (филиалов);
• порядок оформления и ответственность за правильность составления
расчетных документов;
• порядок представления кредитной организацией (филиалом) расчетных
документов на бумажных носителях и электронных платежных документов;
• порядок отзыва расчетных документов из картотеки неоплаченных рас-
четных документов в РКЦ Банка России;
• порядок осуществления расчетов через корреспондентские счета кре-
дитных организаций (филиалов), открытых в других кредитных организациях
(филиалах);
• порядок осуществления расчетных операций по счетам межфилиальных
расчетов между подразделениями одной кредитной организации.
Осуществление расчетных и платежных услуг Банком России предусмат-
ривает соблюдение следующих основных положений:
86
1) прием расчетных документов Банком России осуществляется незави-
симо от остатка средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной ор-
ганизации (филиала) на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в
пределах средств, имеющихся на момент оплаты, и с учетом средств, посту-
пающих в течение операционного дня;
2) при наличии на корреспондентском счете (субсчете) кредитной органи-
зации (филиала) денежных средств, достаточных для удовлетворения всех тре-
бований, предъявленных к счету, эти средства списываются в порядке поступ-
ления распоряжений владельца счета и других расчетных документов в течение
операционного дня, если иное не предусмотрено законодательством и догово-
ром счета. Под достаточностью средств на счете понимается наличие остатка
денежных средств на корреспондентском счете (субсчете) кредитной организа-
ции (филиала) не ниже суммы всех требований к нему либо выполнение усло-
вий, предусмотренных договором счета, которые позволяют проводить расчет-
ные операции по всем требованиям, предъявленным к счету, сумма которых
превышает сумму остатка денежных средств на счете;
3) операции по списанию и зачислению денежных средств, осуществляе-
мые по корреспондентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиа-
ла), отражаются на балансе кредитной организации (филиала) датой их про-
ведения в подразделении расчетной сети Банка России;
4) при недостаточности денежных средств на корреспондентском счете
(субсчете) кредитной организации (филиала) средства, списанные со счета пла-
тельщика, отражаются по балансовому счету учета средств, списанных со сче-
тов клиентов, но из-за недостаточности средств, не проведенных по корреспон-
дентскому счету (субсчету) кредитной организации (филиала). Расчетные до-
кументы помещаются в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных
документов;
5) Банк России взимает плату за расчетные услуги в виде установленных
твердых тарифов. Тарифы дифференцированы в зависимости от способов осу-
ществления платежей, способов передачи клиентами Банка России расчетных
документов в платежную систему Банка России, а также в зависимости от вре-
мени передачи документов в пределах установленного операционного дня.
В соответствии с законодательством Российской Федерации часть опера-
ций Банк России проводит бесплатно. В основном это операции со средствами
бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов, в том
числе налоговые перечисления, операции органов федерального казначейства.
С кредитных организаций (филиалов) и других клиентов Банка России
плата взимается и в случае списания средств без распоряжения владельца счета,
а также при частичной оплате расчетных документов в случае недостаточности
средств на счете.
В рамках оказания расчетных услуг (расчетов между коммерческими
банками) регулирование расчетов и платежей Банком России осуществляется
также с использованием кредитов Банка России в случаях, установленных нор-
мативными документами Банка России и заключенными между Банком России
и кредитными организациями договорами. Эти кредиты позволяют кредитным
87
организациям своевременно и в полном размере выполнять свои платежные
обязательства.
С 1 июня 2007 года Банк России ввел в эксплуатацию систему проведения
валовых расчетов в режиме реального времени (RTGS). Территориальные уч-
реждения подключены к коллективным центрам обработки, которые выдают
результат по регионам в головные расчетно-кассовые центры. Вся информация
хранится в одном месте, в хранилище данных Банка России. Виртуально это
единый центр, физически же он разделен, чтобы система была устойчива к
внешним воздействиям. Вычислительные центры, входящие в систему, связаны
между собой и один всегда поддерживает работу другого.
Организация Банком России эффективного регулирования системы без-
наличных расчетов и платежей сегодня невозможна без управления рисками, в
том числе расчетными. Последние сопряжены с традиционным банковским
бизнесом по обслуживанию денежных потоков в форме безналичных расчетов
по банковским счетам как по поручению клиента, так и от имени самого банка
при выполнении им своих обязательств на финансовых рынках.
К основным расчетным рискам относятся:
• риски неплатежа или нарушения сроков платежа;
• риски несоответствия выбранной формы расчетов, способов плате-
жа и документооборота характеру сделки и экономическому содержанию
расчетной операции;
• операционные или технологические риски, связанные с качеством
работы всех подразделений, участвующих в расчетных операциях;
• риски несоблюдения и нарушения законодательных и нормативных
требований к организации расчетов;
• риски межбанковских расчетных технологий.
Большинство из названных рисков активно управляется менеджментом
самого банка в рамках различных банковских целей и стратегий. Управление
данными рисками Центральный банк Российской Федерации осуществляет в
рамках общей надзорной деятельности и при выявлении низкого качества
управления применяет к банку соответствующие предупредительные и прину-
дительные меры.
Особое внимание Банк России уделяет рискам несоблюдения и наруше-
ния законодательных и нормативных требований к организации расчетов и
рискам межбанковских расчетных технологий.
Надзор Банка России за участниками платежной системы страны
предполагает деятельность по следующим направлениям:
• надзор за кредитными организациями;
• надзор за функционированием частных платежных систем.
Регулирование Банком России системы безналичных расчетов и плате-
жей, проводимых кредитными организациями, осуществляется в рамках общей
надзорной деятельности.
Надзор Банка России за функционированием частных платежных сис-
тем, элементами которых являются кредитные организации (банковские и не-
88
банковские), проводится по линии как общей надзорной деятельности за функ-
ционированием банковского сектора, так и мониторинга состояния расчетов и
платежей в стране, проходящих с использованием частных платежных систем.
5.2. Организация Банком России системы электронных платежей
Электронные расчеты представляют собой систему выполнения меж-
банковских расчетных операций на основании распоряжений клиентов, переда-
ваемых в электронной форме с помощью электронных средств связи.
Цель совершения платежей электронным способом состоит в том, чтобы
ускорить оборачиваемость денежных средств и сократить их объемы в расче-
тах, повысить качество банковского обслуживания с помощью современных
электронных средств связи.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
• ускорение выполнения банковских операций для пользователей
системы за счет устранения бумажных документов при платежах внутри систе-
мы и замены их на электронные;
• оперативное предоставление руководству Банка России синтетиче-
ских и аналитических данных о ходе проводимых платежей;
• обеспечение требуемой безопасности совершения денежных расче-
тов между пользователями системы;
• усиление контроля за соблюдением кредитными организациями
платежной дисциплины.
Правовую базу функционирования системы электронных межбанков-
ских расчетов формируют: Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы
№1-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» и №24-ФЗ от
20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»,
нормативные акты, регламентирующие банковскую деятельность в области
электронных расчетов, в частности, Положение Банка России «Об электронных
расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России», государствен-
ные лицензии и сертификаты о соответствии банка в части оказания электрон-
ных банковских услуг, договора между клиентом и банком в части оказания
электронных банковских услуг.
Основными элементами системы электронных межбанковских расчетов
являются Главные управления Центрального банка Российской Федерации по
регионам (областям, краям и республикам), а также сеть РКЦ (ГРКЦ, полевые
учреждения), которые отвечают следующим требованиям:
• применяют порядок учета и технологию совершения электронных
расчетов согласно требованиям нормативных документов Банка России;
• имеют в наличии соответствующие программно-технические сред-
ства и квалифицированный персонал;
• выполняют требования Банка России по безопасности технологий
обработки электронных платежных документов.
89
Пользователями системы могут быть кредитные организации, их филиа-
лы и другие учреждения и организации (органы федерального казначейства, ор-
ганы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, мини-
стерства и ведомства), имеющие корреспондентские или расчетные счета в РКЦ –
участниках системы.
Особенностью электронных платежей является их гарантированность и
безотзывность на всем пути следования при подготовке электронного платеж-
ного документа.
Под гарантированностью электронного платежа понимается целостность
его передачи по каналам телекоммуникаций от исходного пункта платежа до
пункта назначения. Гарантия обработки и передачи платежа обеспечивается
любому другому участнику в течение суток.
Безотзывность означает недопустимость возврата электронного платежа
на всем пути его следования.
Для проведения операций по счетам клиентов в системе Банка России уча-
стники системы могут использовать электронные платежные документы (ЭПД)
следующих типов:
• полноформатные ЭПД, содержащие все реквизиты платежного до-
кумента, включая текстовые. В настоящее время усилия Банка России направле-
ны на увеличение доли платежей, совершаемых именно электронными платеж-
ными документами полного формата, содержащими всю информацию о платеже;
• ЭПД сокращенного формата (ЭПДСФ), содержащие реквизиты,
обязательные для совершения операций по счетам в учреждении Банка России;
• электронные служебно-информационные документы (ЭСИД).
Перечисленные документы подписываются электронной цифровой под-
писью (ЭЦП) и имеют равную юридическую силу с платежными документами
на бумажных носителях, скрепленными собственноручными подписями упол-
номоченных на это лиц и заверенными печатью.
Электронная цифровая подпись представляет собой вид аналога собст-
венноручной подписи и является средством защиты информации, обеспечи-
вающим возможность контроля целостности и подтверждения подлинности
электронных документов. ЭЦП позволяет подтвердить ее принадлежность заре-
гистрированному владельцу. Положительный результат проверки на правиль-
ность ЭЦП электронного платежного документа является основанием для про-
ведения последующих этапов обработки документа.
Обмен электронными платежными документами между кредитными орга-
низациями, иными клиентами Банка России и обслуживающим подразделением
его расчетной сети осуществляется пакетами (посылками), которые состоят из
одного или нескольких ЭПД, подписанных одной ЭЦП. При этом каждый до-
кумент в отдельности ЭЦП не подписывается.
Внесение каких-либо изменений в электронные платежные документы,
поступившие в расчетную сеть Банка России, не допускается.
Списание денежных средств со счета плательщика и зачисление их на
счет получателя в подразделениях расчетной сети Банка России осуществляется
90
программным путем в соответствии с указанными в документе значениями
цифровых реквизитов плательщика и получателя.
Операции выполняются независимо от содержания текстовых реквизитов
ЭПД. Претензии, возникающие при неверном зачислении денежных
средств на счета получателей из-за несоответствия цифровых и текстовых рек-
визитов, регулируются непосредственно между плательщиком и получателями,
минуя подразделения расчетной сети Банка России.
Изготовление и оформление ЭПД на бумажном носителе производится в
подразделении расчетной сети Банка России (как правило, при условии, если
клиент или кредитная организация не участвуют в электронном обмене пла-
тежными документами). Если же электронные платежные документы доводятся
до кредитной организации в электронном виде, возможны распечатка и оформ-
ление документа кредитной организацией-получателем.
Помимо электронной цифровой подписи в целях защиты документообо-
рота от несанкционированного доступа, соблюдения конфиденциальности и
возможности обмена информацией в автоматизированном режиме при совер-
шении расчетов электронным способом Банк России установил определенные
требования к технологиям, системам и средствам обработки, передачи и хранения ЭПД.
Система электронных межбанковских платежей состоит из систем внут-
рирегиональных электронных платежей и межрегиональных электронных платежей.
Для участия расчетно-кассовых центров региона во внутрирегиональных
электронных расчетах в территориальном учреждении Банка России на основа-
нии Типового положения Банка России о совершении внутрирегиональных
электронных платежей в системе Центрального банка Российской Федерации
разрабатывается собственное, действующее на региональном уровне, Времен-
ное положение о совершении внутрирегиональных электронных платежей. В
нем учтены порядок и технология автоматизированной обработки банковской
информации в регионе.
Включение региона для участия во внутрирегиональных электронных
расчетах оформляется приказом по территориальному учреждению Банка Рос-
сии. Решение о включении РКЦ региона в систему внутрирегиональных элек-
тронных платежей принимает руководство территориального учреждения Бан-
ка России. Готовность расчетно-кассовых центров определяется на основании
анализа программно-технических, телекоммуникационных средств, средств за-
щиты информации, степени подготовки персонала и устанавливается специаль-
ной комиссией, в которую входят специалисты управлений информатизации,
бухгалтерского учета, а также управления безопасности и защиты информации.
Внутрирегиональные электронные платежи должны выполняться «день в
день», т. е. денежные средства, списанные со счетов отправителей расчетного
подразделения Банка России в течение операционного дня, должны быть зачис-
лены на счета получателей расчетного подразделения Банка России. В регионе
разрабатывается график доставки, передачи и приема электронных платежей и
обмена служебно-информационными сообщениями.
Различают следующие способы обработки учетно-операционной информации:
91
1) централизованный (учетно-операционная информация учреждений
Банка России региона полностью обрабатывается на технических средствах в
подразделении информатизации региона);
2) децентрализованный (учетно-операционная информация учреждений
Банка России региона обрабатывается локально на собственных технических
средствах);
3) децентрализованный с созданием единого центра коммутации сообщений.
При наличии локальной обработки информации в учреждениях Банка
России региона в составе региональных головных РКЦ создается подразделе-
ние – центр коммутации расчетов, функциями которого являются обеспечение
транспорта электронных платежей внутри региона с использованием средств
телекоммуникаций, а также контроль и выверка электронных расчетов.
Введенная в электронную систему межбанковских расчетов информация
передается средствами телекоммуникаций с помощью специальных программ-
но-технических средств защиты, принятых к использованию в регионе.
В расчетно-кассовом центре-получателе при принятии электронных доку-
ментов проверяются реквизиты получателя денежных средств, затем на основа-
нии поступивших электронных платежей изготавливаются и оформляются бу-
мажные копии электронных документов. Если изготовление и оформление ука-
занных бумажных копий выполняются самой кредитной организацией, РКЦ
распечатывает для себя реестр принятых электронных документов, который
подшивается и хранится в соответствии с требованиями Банка России по сшиву
и хранению мемориальных документов дня. В тот же день по завершении обра-
ботки поступивших электронных документов с помощью средств телекоммуни-
каций в РКЦ – отправитель платежа направляется подтверждение о получении
платежа и принятии его к проводу. При централизованном способе обработки
учетно-операционной информации подтверждения не направляются.
На основании поступивших подтверждений РКЦ – отправитель платежа
выполняет квитовку отправленных ранее электронных платежных документов.
При децентрализованном способе обработки учетно-операционной информа-
ции без создания подразделения информатизации квитовка электронных пла-
тежей осуществляется непосредственно в РКЦ. В процессе квитовки программ-
ным путем сравниваются все реквизиты начального ЭПД, кроме текстов назна-
чения платежа, наименований клиента и его корреспондента, с соответствую-
щими реквизитами подтверждения. К таким реквизитам относятся:
• порядковый номер электронного документа и дата его ввода;
• банковский идентификационный код кредитной организации-
плательщика и номер ее корреспондентского счета;
• номер счета плательщика;
• банковский идентификационный код кредитной организации-получа-
теля и номер ее корреспондентского счета;
• номер счета получателя;
• номер исходного платежного поручения и дата его выписки;
• вид операции;
92
• сумма документа.
Электронный платежный документ считается сквитованным при полном
совпадении указанных реквизитов.
В случае неполучения в течение операционного дня подтверждения РКЦ – от-
правитель платежа формирует и посылает в адрес РКЦ – получателя запрос на
подтверждение. При непоступлении от последнего подтверждения в течение
рабочего дня электронные расчеты с этим РКЦ временно приостанавливаются и
принимаются оперативные меры по выявлению причин сбоя.
Межрегиональные электронные платежи совершаются в зависимости от
удаленности часовых поясов регионов, в которых располагаются плательщик и
получатель, как правило, в течение дня или не позднее следующего.
Правила осуществления межрегиональных электронных платежей едины
для всех регионов.
В каждом регионе одно учреждение Банка России выступает головным
участником расчетов, на которое возложены функции учета и контроля межре-
гиональных электронных расчетов. Определение готовности подразделений
расчетной сети Банка России к проведению межрегиональных электронных
платежей и принятие решения об их включении в состав участников данного
вида расчетов проводятся на основании выводов комиссии, созданной для про-
верки готовности региона к совершению электронных платежей.
Функции организации и учета межрегиональных электронных платежей
выполняет головной участник межрегиональных электронных платежей, кото-
рым, как правило, является Головной расчетно-кассовый центр. Головной уча-
стник расчетов отправляет и получает электронные платежные документы по
системе межрегиональных телекоммуникаций и осуществляет учет данного ви-
да операций.
Регламент обработки отправляемых и получаемых межрегиональных элек-
тронных платежей в регионе утверждается территориальным учреждением
Банка России. Порядок проведения и учета операций по межрегиональным
электронным платежам, передаваемым из подведомственных РКЦ и направ-
ляемых в адрес последних, определяется в зависимости от реализованного в ре-
гионе способа обработки учетно-операционной информации (централизован-
ный или децентрализованный).
Сформированные в пакеты электронные платежные документы передают-
ся расчетно-кассовым центром в ГРКЦ с использованием средств внутрирегио-
нальных телекоммуникаций и средств защиты информации.
Полученные и прошедшие в ГРКЦ соответствующий контроль электрон-
ные платежные документы расчетно-кассовых центров, а также обслуживаемых
кредитных организаций и других клиентов ГРКЦ сортируются по регионам-
получателям в пакеты и передаются в ГРКЦ-получатель средствами телекомму-
никаций по установленному графику.
Принятые к обработке межрегиональные электронные платежи
учитываются на балансе ГРКЦ. Не позднее следующего рабочего дня ГРКЦ-
получатель должен подтвердить получение электронных платежных документов.
93
Подтверждения используются в ГРКЦ для квитовки отправленных элек-
тронных платежей. Для создания в РКЦ бумажного документа (подтверждения
о приеме электронных платежных документов ГРКЦ-получателем) ГРКЦ-
отправитель передает ему информацию о поступивших подтверждениях сред-
ствами телекоммуникаций.
По получении пакетов межрегиональных электронных платежей ГРКЦ-
получатель производит их соответствующий программный и логический контроль.
Пакеты, не прошедшие программный контроль, автоматически отбраковы-
ваются и возвращаются в ГРКЦ-отправитель без исполнения.
Логический контроль осуществляется в случае положительного результата
программного контроля и заключается в программной проверке реквизитов по-
ступивших электронных документов на отсутствие ряда ошибок.
По электронным платежам, получателями которых являются клиенты
Банка России – кредитные организации, обслуживаемые в РКЦ или ГРКЦ и не
использующие для обмена электронными документами средства телекоммуни-
каций, копии электронных платежных документов распечатываются в подраз-
делении расчетной сети Банка России. Когда в договоре с кредитной организа-
цией или другими клиентами учреждения Банка России предусмотрена переда-
ча ЭПД по каналам телекоммуникаций, в их адрес направляется пакет элек-
тронных платежных документов, подписанный электронной цифровой подпи-
сью РКЦ или подразделения информатизации. Копии электронных документов
на бумажном носителе при этом распечатываются непосредственно в кредит-
ной организации или клиентом Банка России.
На поступившие в ГРКЦ-получатель межрегиональные электронные пла-
тежи создаются пакеты подтверждений о принятии электронных платежных до-
кументов к проводу. Сформированный пакет подтверждений направляется в ре-
гионы-отправители платежей в день получения ЭПД или на следующий рабо-
чий день, но не позднее 10 часов местного времени.
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- Глава 2. Денежно-кредитная политика центрального банка.................... 32
- Глава 3. Методы и инструменты денежно-кредитной политики............. 41
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых операций......................... 70
- Глава 5. Организация системы безналичных расчетов
- Глава 1. Общеэкономические и правовые основы
- 1.1. Сущность центрального банка
- 1.2. История развития центральных банков
- 1.4. Цели и задачи центрального банка
- 1.5. Функции Банка России
- 1.6. Операции и сделки Банка России
- 1.7. Организационная структура Банка России
- Глава 2. Денежно-кредитная политика
- 2.1. Содержание и цели денежно-кредитной политики
- 2.2. Концепции денежно-кредитной политики
- 2.4. Разработка денежно-кредитной политики Банком России
- Глава 3. Методы и инструменты
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Инструменты денежно-кредитной политики
- 3.2.1. Система резервных требований
- 3.2.2. Процентная политика
- 3.2.3. Рефинансирование кредитных организаций
- 3.2.4. Операции на открытом рынке
- 3.2.5. Валютные интервенции
- 3.3. Факторы, определяющие эффективность использования
- Глава 4. Регулирование эмиссионно-кассовых
- 4.3. Выпуск наличных денег в обращение
- Глава 5. Организация системы безналичных
- 5.1. Понятие и структура платежной системы Банка России
- 5.3. Меры по обеспечению безопасности и защите информации
- Глава 6. Валютное регулирование и валютный контроль
- 6.1. Понятие и цели валютной политики
- 6.3. Организация Банком России валютного контроля
- Глава 7. Международная и внешнеэкономическая
- Глава 8. Функция финансового агента
- 8.1. Банк России как орган государственного
- Глава 9. Банковское регулирование и надзор
- 9.2. Содержание банковского надзора
- 9.3. Лицензионная деятельность Банка России
- 9.4.1. Содержание дистанционного надзора