logo search
ekonomika_otvety

9.Спрос, закон спроса. Неценовые факторы рыночного спроса.

Спрос – желание и способность людей покупать Т.иУ.

Спрос в виде графика, который показывает кол-во продукта, который потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени.

Закон спроса: на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса, предъявляемой покупателю на товар.

Для покупателя цена это барьер для покупки (если высокая цена, то он ничего не купит).

Принцип убывающей предельной полезности: каждая последующая единица продукта приносит все меньше удовлетворения.

Эффект дохода – снижение цены увеличивает покупательную способность нашего денежного дохода.

Эффект замещения: при росте цены люди стараются заменить подорожавший товар на более дешевый.

Кривая спроса:

P

D

D

Q

D

Увеличение спроса

Снижение спроса

D - кривая спроса

Точка на графике – величина спроса

Кривая – сам спрос

Q – количество товаров

P – цена товара

Неценовые факторы спроса:

1.Потребительские вкусы (мода, реклама).

2.Число покупателей.

3.Доход. Товары на которые растет спрос с ростом дохода – товары высшей категории или нормальные товары. Товары на которые при росте дохода спрос падает -низшие товары – спрос на арендуемое жилье т.к. человек может позволить себе купить квартиру.

4. Цены на сопряженные товары. Взаимозаменяемые товары – субституты (сливочное масло и маргарин, чай и кофе …). Между ценой на один взаимозаменяемый товар и спросом на другой существует прямая связь.

Взаимодополняемые товары- комплементы (бензин и моторное масло, клюшки и шайбы).

Цена на один взаимодополняемый товар и спрос на другой – обратная связь.

Невзаимосвязанные товары – сливочное масло и шайбы.

5.Ожидания (в изменении цены или скидки), ожидание дохода. Напр., спрос на автомобили в данном месяце будет выше, если ожидается рост цены на них в следующем месяце.

Ценовая эластичность спроса – кол-во на которое люди увеличат или уменьшат свои покупки при изменении цены.

∆Q%/∆P% > 1 – спрос эластичен.

∆Q%/∆P% < 1 – спрос не эластичен