logo search
Лекции_1 / Ч

4. Товарно-комиссионные операции

Товарно-комиссионные операции – это приобретение и продажа по поручению, а также за свой счет различных ценностей, товаров, имущества, информации и научно-технической продукции.

Товарно-комиссионные операции банков регулируются действующими в настоящее время нормами гражданского права, регламентирующими содержа­ние и порядок исполнения договоров комиссии.

В 20-е годы 20 века вложения советских банков в товарно-комиссионные операции (включая торговлю за собственный счет) достигали на отдельные даты 8—10% общего объема учетно-ссудных операций. Особенно высок был удельный вес этих операций в Москве.

Основные формы товарно-комиссионных операций:

Объектом товарно-комиссионной операции может быть любой вид продукции, не подлежащий фондированному распределению.

Комиссионное поручение дает право банку-комиссионеру заключать сделки купли-продажи от своего имени за счет и в интересах комитента (юридического или физического лица). При заключении договора комиссии банк-комиссионер и комитент согласовывают количественные и качественные требования к това­ру — объекту сделки, сроки и условия его поставки, требования по страхованию товара, размеры комиссионного вознаграждения, размеры и порядок участия кре­дита в сделке, условия оплаты товара и др.

По условиям комиссионной сделки клиент банка обычно оплачивает все дополнительные расходы, связанные с куплей-продажей товара: транспортные и страховые затраты, расходы на оплату услуг связи, складские, рекламные рас­ходы и т.п. Таким образом, комиссионное вознаграждение банку, если договором не предусмотрен иной порядок распределения расходов, полностью относится на доходы банка. При невыполнении поручения банком по независящим от него причинам комитент обязан возместить банку все расходы, связанные с поруче­нием. Банк не несет ответственности за утрату товара, если товар не был застрахо­ван, а также, если это произошло по независящим от банка причинам.

Зачастую товарно-комиссионная сделка совмещается с кредитной и факто­ринговой операциями, что является важным преимуществом банка по сравне­нию с другими комиссионерами и позволяет, как показывает практика, успешно конкурировать с оптовой торговлей, быстро расширяя свое участие на товарных рынках.

В последние годы в мире спрос на комиссионные услуги растет в связи с приобретением научно-технической продукцией и основными фондами товарной формы, а также в результате роста количества самостоятельных субъектов хозяй­ствования, выступающих на рынке и базирующихся на разных формах собствен­ности. Увеличение объема товарных операций коммерческих банков обуслов­ливается также все более частой реализацией залогового права банков. Вложения в легкореализуемые ценности, принятые на комиссию, могут быть при дефицит­ном рынке более ликвидными активами, чем вложения банка в краткосрочные ссуды и фондовые ценности. Повышение доли материальных активов является средством страхования активов банка от обесценения в условиях инфляционной экономики.