logo search
DKB

Виды безналичных расчетов: расчетные банковские операции (инкассо, аккредитив), система электронных платежей.

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные органи­зации (филиалы) и/или Банк России по счетам, открытым на осно­вании договора банковского счета или договора корреспондентско­го счета (субсчета).

Основными формами безналичных расче­тов являются:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты чеками;

- расчеты по инкассо.

Расчет платежными поручениями.

Платежным поручением яв-ся распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

Платежными поручениями могут производиться:

- перечисление ден. средств за поставленные товары, вып-ные работы, оказанные услуги;

- перечисление денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

- перечисление денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов) депозитов и уплаты процентов по ним;

- перечисление денежных средств в др. целях.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плетельщика.

Схема расчетов платежными поручениями при предварительной оплате ТМЦ.

Предприятие-

поставщик

Предприятие-

покупатель

1

2 4

Банк

покупателя

Банк

поставщика

3

  1. Поставка ТМЦ после получения платежа

  2. Таксировка пакета платежных поручений и их инкассации в банк для совершения платежа

  3. Перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщика

  4. Сообщение поставщику о поступлении денежных средств плательщика.

Вместе с тем платежи поручениями по договоренности сторон могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Схема расчетов платежными поручениями при последующей оплате товарно-материальных ценностей.

Предприятие-

покупатель

Предприятие-

поставщик

1

2 4

Банк

покупателя

Банк

поставщика

3

  1. Поставка ТМЦ заключенными хозяйственными договорами «купли-продажи»

  2. Сообщение поставщику о зачислении на его счет средств

  3. Перевод денежных средств покупателя для зачисления на расчетный счет поставщика

  4. Передачи платежного поручения в банк для списания средств и зачисления на счет поставщика.

Преимущества:

- они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот

- максимальное сближение моментов получение покупателем товаров и совершения платежа

- возможность для плательщиков предварительный проверки качества оплаченных товаров и услуг.

Недостаток:

- у поставщика нет гарантий оплаты.

Аккредитивная форма расчетов. Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получате­ля средств по предъявлении последним документов, соответствую­щих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему) произвести такие платежи.

Порядок расчетов с использованием аккредитива состоит в сле­дующем (рис. 2.4):

1) заключение договора о расчетах с использованием аккреди­тива с предварительным депонированием средств в банке на от­дельном счете;

2) передача в банк заявления на открытие аккредитива;

3) перевод средств в банк поставщика и зачисление их на счет

«Аккредитивы»;

4) сообщение поставщику об открытии аккредитива;

5) поставка товара или оказание услуг;

6) направление в банк поставщика расчетных документов, под­тверждающих отгрузку товара (оказание услуг), списание средства со счета «Аккредитивы» и зачисление их на счет поставщика;

7) направление в банк покупателя сообщения об использовании

аккредитива;

8) сообщение об использовании аккредитива покупателю. В соответствии с Положением банками могут открываться сле­дующие виды аккредитивов:

• покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантирован­ные);

• отзывные или безотзывные (могут быть подтвержденными).

Покупатель

1

Поставщик

5

8 2

4 6

Банк покупателя

Банк поставщик

3

7

При использовании покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предос­тавленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоря­жение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При использовании непокрытого (гарантированного) аккреди­тива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право спи­сывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. При этом списание средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредити­ву (порядок списания) определяется по соглашению между банками.

Отзывным считается аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Если к моменту завершения платежа испол­няющим банком не получено уведомление об изменении условий или отмене аккредитива, то платеж должен быть осуществлен. Ак­кредитив является отзывным, если в его тексте прямо не указано иное.

Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств, в пользу которого он был открыт.

Преимущество:

- гарантия платежа и возможность получить этот платеж после отгрузки товаров.

Недостаток:

- средства у покупателя в сумме ак-ва отвлекается из его хоз.оброта на срок действия ак-ва

- замедляется товарооборот, потому что поставщик до получения извещения не отгружается уже готовой продукции, он вынужден хранить на своих складах, увеличивая затраты на хранение.

Расчеты по инкассо. При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить действия (за счет клиента) по получению от плательщика платежа и (или) ак­цепта платежа.

Банк-эмитент имеет право привлекать для выполнения поруче­ний клиента иной банк.

Покупатель

4

Поставщик

7

6 5

3 8

Банк покупателя

Банк поставщик

1

2

Процедура расчетов по инкассо состоит из следующих этапов:

1) заключение договора о купле-продаже товаров, в котором предусматриваются расчеты по инкассо;

2) поставщик производит отгрузку товара в сроки, установлен­ные договором;

3) отгрузив продукцию и оформив все необходимые по услови­ям договора документы, поставщик представляет их в обслуживаю­щий его банк;

4) банк поставщика пересылает полученные документы в ис-шолняющий банк (банк покупателя);

5—6) банк покупателя передает полученные документы покупа­телю против оплаты платежного требования-поручения;

7) денежные средства, полученные от покупателя, переводятся в

банк поставщика;

8) банк поставщика зачисляет полученные суммы на расчетный

счет поставщика.

Возможность осуществления расчетов по инкассо должна быть предусмотрена в договоре с банком на расчетно-кассовое обслужи­вание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступив­шие платежные документы.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряже­нию плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безак­цептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых произ­водится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Преимущество:

- простота в исполнении не требует больших затрат на проведение расчетов, но (-) скорость расчета ниже, чем по плат. Поручениям.

- покупатель находится в выгодном положении, т.к. может контролировать условие договора.

Недостатки:

- не гарантирует поставщику оплаты отгруженной продукции, если нет средств на расчетном счете покупателя, тогда плат. треб. помещается в картотеку, оплатить потом в порядке установленном законодательством.

- замедляется документооборот.

Расчеты чеками. Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести пла­теж указанной в нём суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В итоге чекодержатель может не получить причитающуюся ему де­нежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимо­го количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.

Для обеспечения платежей по выданным чекам чекодатель мо­жет депонировать на отдельный счет в обслуживающем банке необ­ходимую сумму

Схема расчетов чеками.

Предприятие-

покупатель

Предприятие-

поставщик

1

2 4

Банк

покупателя

Банк

поставщика

3

  1. Отгрузка заказанных ТМЦ. Оплата заказанных ТМЦ посредством вручения чека поставщику.

  2. Таксировка и инкассация пакета документов для депонирования денежных средств на счете покупателя (чекодателя).

  3. Извещение банка покупателя о списании денежных средств с депонентного счета плательщика.

  4. Инкассация чека и зачисление денежных средств на счет поставщика (чекодержателя).

Преимущество:

- покупатель рассчитывается только после получения товаров, а поставщик получает гарантию платежа.

- сокращается разрыв между сроком отгрузки товаров и его оплаты.

Недостатки:

- средство изымается из оборота на неопределенный срок

- если выписывается чек сверхлимита, то банк имеет право наказывать чекодателя, лишив права наказать пользователя чековой книжки.

Расчеты с использованием банковских карт.

Банковские (пласти­ковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов.

Банковская карта — это именно денежный документ, удостове­ряющий личность владельца счета в банке и дающий право на при­обретение товаров и услуг без использования наличных денег или на получение наличных денег. При всем многообразии в мире бан­ковский карточек их можно классифицировать по способу записи информации: с магнитной полосой и микропроцессором.

На карточке с магнитной полосой в закодированном виде записывается специальная информация: номер карточки, срок действия, фамилия, имя и отчество держателя, наносится специальный код (ПИН-код).

Следующим шагом к созданию микропроцессорной карточки яв­ляется создание «электронных кошельков», которые представляют собой пластиковые карточки, имеющие встроенный микропроцес­сор, содержащий определенную денежную стоимость.

В последнее время все большее распространение получают рас­четы в сети Интернет.