logo search
лекции страховое дело

8.3. Страхование гражданской ответственности перевозчика

Перевозчик – это транспортное предприятие, которое выдает перевозочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет перевозку грузов и/или пассажиров. Ответственностью перевозчика является мера принудительного имущественного воздействия, применяемая к перевозчику, нарушившему правила или договорные условия перевозки. Ответственность перевозчика выражается во взыскании штрафа либо в возмещении ущерба.

Страхование гражданской ответственности перевозчика ориентировано на имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя (транспортной компании) за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам (например, грузополучателям).

При страховании гражданской ответственности потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые были взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события.

Применительно к гражданской авиации субъектом гражданской ответственности перед третьими лицами является владелец воздушного судна (ВС), использующий его в момент причинения вреда. Страхователями при страховании гражданской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздушные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.

Объектом страхования являются имущественные интересы Страхователя, связанные с обязанностью Страхователя в порядке, установленном гражданским законодательством, возместить причиненный им в процессе эксплуатации ВС вред личности или имуществу физического лица, а также вред имуществу юридического лица.

При страховании гражданской ответственности авиаперевозчика страховые организации принимают обязательства возместить убытки, которые страхователь обязан компенсировать:

а) третьим лицам (гражданам и юридическим лицам), исключая пассажиров и грузовладельцев.

Страховым случаем является факт предъявления третьими лицами (либо их наследниками или правопреемниками) претензий Страхователю о возмещении причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС. указанного в договоре страхования.

Под вредом понимают телесные повреждения, ранения, расстройство здоровья, включая потерю трудоспособности, смерть, как последствие страхового случая (вред личности) или гибель, повреждение или потерю реальной собственности, как последствие страхового случая (вред имуществу) третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в результате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.

Страхователь может застраховать риски на всех или на отдельных этапах эксплуатации ВС: а) в полете; б) при рулении; в) на стоянке (на якоре).

Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все суммы, которые Страхователь должен выплатить третьим лицам (исключая пассажиров и грузовладельцев) как компенсацию за убытки вследствие причинения вреда личности или имуществу, если будет доказано, что этот вред был причинен застрахованным ВС или любым лицом или предметом, выпавшим из этого ВС.

Указанное страховое возмещение (обеспечение) выплачивается в случаях и размерах, установленных законодательством страны, на территории которой имело место причинение ущерба, но не больше установленного договором страхования лимита ответственности.

б) пассажирам – в случае телесного повреждения (включая смерть), причиненного любому пассажиру, как во время нахождения на борту воздушного судна, так и при посадке или выходе из него, а также в случае гибели или повреждения багажа и личных вещей пассажира в результате авиационного происшествия или инцидента с воздушным судном.

Страховым случаем является факт предъявления пассажирами (либо их наследниками или правопреемниками (претензий Страхователю о возмещении причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС, указанного в договоре страхования.

Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все суммы, которые Страхователь должен выплатить пассажиру (или наследнику, правопреемнику) как компенсацию за убытки вследствие причинения вреда личности или имуществу, включая имущество, в отношении которого делается специальная декларация ценности сверх установленного лимита.

Указанная страховая выплата производится в соответствии с лимитом ответственности и франшизой, предусмотренными в договоре страхования.

Франшиза устанавливается в отношении причиненного вреда имуществу пассажира в абсолютном размере по каждому страховому случаю. Если наступает несколько страховых случаев, франшиза вычитается по каждому из них.

Контроль за правильным оформлением перевозочных документов (билетов, багажных квитанций и т.п.) возлагается на Страхователя.

в) владельцам груза – в случае гибели, недостачи или повреждения зарегистрированного груза в период перевозки на борту воздушного судна.

Страховым случаем является факт предъявления грузовладельцем (либо его наследником или правопреемником) претензий Страхователю о возмещении причиненного им вреда вследствие эксплуатации ВС, указанного в договоре страхования.

Страховщик возмещает Страхователю (Выгодоприобретателю) все суммы, которые Страхователь обязан заплатить за убытки вследствие причинения вреда имуществу (грузу), за которое Страхователь несет ответственность по контракту на перевозку груза или, если такого контракта не существует, имуществу во время его официального нахождения на борту ВС или во время погрузки (разгрузки) ВС, включая имущество, в отношении которого делается специальная декларация ценности сверх установленного лимита.

Указанное возмещение выплачивается в соответствии с лимитом ответственности и франшизой, предусмотренной в договоре страхования.

Договором страхования могут быть установлены:

а) страховая сумма (совокупный лимит ответственности), т.е. сумма всех произведенных страховых выплат, по всем страховым случаям, за весь период действия договора страхования, не может превысить этого лимита;

б) отдельные страховые суммы (лимиты ответственности) по каждому страховому случаю или серии случаев в результате одного происшествия.

Договором страхования может быть предусмотрено установление отдельных страховых сумм (лимитов ответственности) за:

а) причинение вреда личности одному лицу;

б) причинение вреда личности нескольким лицам;

г) причинение вреда имуществу любому количеству лиц.

Если договором страхования установлен совокупный лимит ответственности, то в случае выплаты Страховщиком страхового возмещения в размере, меньшем установленного лимита, ответственности договор страхования продолжается до даты его окончания в размере разницы между лимитом ответственности и размером произведенных страховых выплат или перезаключается на новых условиях.

Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика регулируются нормами международного воздушного права, в частности, Римской конвенцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, в которой участвует и Россия.

На морском транспорте проводится страхование ответственности судовладельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхования. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцманов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В перечень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров и иных лиц, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства навигационной безопасности в акватории порта и др.).

К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательства:

• связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разлива нефти в результате кораблекрушения);

• возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администрации, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;

• по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);

• расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или определению размера убытка.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. в связи с бурным развитием морской торговли. Клуб взаимного страхования – это особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб представляет собой общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, образуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы является Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тоннаж, застрахованный в Бермудской ассоциации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн.

По правилам Бермудской ассоциации в России работает страховое общество Ингосстрах.

На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности автоперевозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией автотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о компенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком договор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автоперевозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной перевозки грузов по дорогам).

Страхование ответственности автоперевозчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной гарантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автоперевозчиком.

В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:

• ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или гибель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие таких обстоятельств;

• ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (перед клиентами за финансовые убытки последних);

• ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нарушение таможенного законодательства);

• ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда грузам.