6. Форфейтинг
Форфейтинг (от фр. a forfait) — это покупка долга, выраженного в оборотном документе, таком, как, например, переводной или простой вексель, у кредитора на безвозвратной основе.
Покупатель долга (форфейтер) принимает на себя обязательство об отказе (форфейтинге) от своего права на обращение регрессивного требования к кредитору при невозможности получения удовлетворения у должника. Покупка оборотного обязательства происходит, естественно, со скидкой.
Механизм форфейтинга используется в сделках двух видов:
в финансовых сделках — в целях быстрой реализации долгосрочных финансовых обязательств;
в экспортных сделках — для содействия поступлению наличных денег экспортеру, предоставившему кредит иностранному покупателю.
Основными оборотными документами, используемыми в качестве форфейтинговых инструментов, являются векселя.Однако объектом форфейтинга могут стать и другие виды ценных бумаг (например, аккредитивы). Важно, чтобы эти бумаги были «чистыми» (содержащими абстрактное обязательство).
В настоящее время один из основных центров форфейтинга — Лондон; значительная часть форфейтингового бизнеса находится также в Германии. Количество подобных сделок ежегодно растет.
Форфейтинг обладает существенными достоинствами,что делает его привлекательной формой среднесрочного финансирования. Основным достоинством является то, что форфейтер берет на себя все риски, связанные с операцией. Кроме того, привлекательность форфейтинга увеличивается в связи с отказом в некоторых странах от фиксированных процентных ставок, недостатком валюты для оплаты импортируемых товаров (во многих развивающихся странах), усилением политических рисков и по некоторым иным обстоятельствам.
В последние годы расширение сферы форфейтинговых услуг в странах с развитой рыночной экономикой шло по линии инвестиций в форфейтинговые активы.
Покупая активы, форфейтер осуществляет инвестирование. Возможно, он не хочет держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиций другому лицу, также становящемуся фррфейтером. В результате последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.
Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или несколько таких векселей могут быть проданы.
Для форфейтера вторичный рынок обладает двумя привлекательными чертами:
1) доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых сроках и валюте);
2) любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков — самое лучшее обеспечение платежа.
Несмотря на всю привлекательность инвестиций в форфейтинговые буиаги, объемы таких операций и число форфейтеров пока невелики. Форфейтинговый рынок еще не развился до размеров брокерского рынка. Многие форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.
Развитие рынка форфейтинговых услуг в последние годы шло по линии синдицирования— то есть объединения покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит обычным образом: форфейтеры договариваются друг с другом о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Как правило, разные бумаги покупают разные форфейтеры. Но если суммы велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами по договору участия. Правда, данный способ усложняет обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Поэтому на практике к такому способу прибегают редко.
- Часть 3. Банки
- Тема 4. Коммерческие банки и основы их деятельности
- 4.1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики
- 4.2. Взаимоотношения банка с клиентом
- 4.3. Операции коммерческого банка
- Пассивные операции
- Ресурсы банка
- Активные операции
- 1. Ссудные (учетно-ссудные) операции.
- 1.1. По субъектам кредитной сделки:
- 1.2. По обеспечению:
- 1.3. По срокам кредитования:
- 1.4. По характеру кругооборота средств:
- 1.5. По направлениям использования (объектам кредитования):
- 1.6. По порядку выдачи ссуд:
- 1.7. По методу погашения ссуды:
- 1.8. По методу взимания процентов:
- 1.9. По степени риска:
- 1.10. По участию посредников в кредитной сделке:
- 2. Расчетные операции - это операции по зачислению и списанию со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами.
- 3. Кассовые операции— это операции по приему и выдаче наличных денежных средств.
- 5. Валютные операции — это операции по купле-продаже иностранной валюты и иных валютных ценностей, включая драгоценные металлы в монетах и слитках.
- Активно-пассивные операции
- 4.4. Современные банковские услуги
- 1. Учредительская деятельность банка, или долевое участие в собственности.
- 2. Прием банком на себя поручительства и выдача гарантий.
- 3. Трастовые услуги банка.
- 4. Товарно-комиссионные операции
- 5. Факторинговые операции банка
- 6. Форфейтинг
- 7. Лизинговые операции банка
- 1. В зависимости от срока различают следующие виды аренды:
- 2. В зависимости от арендуемого объекта различают:
- 3. В зависимости от вида лизинговой сделки:
- 4. В зависимости от взаимоотношений субъектов сделки (заемщика и арендодателя):
- 5. По типу финансирования:
- 6. По отношению к арендуемому имуществу:
- 8. Складские операции банка
- 9. Осуществление банком научно-технических разработок
- 10. Фондовые операции
- 11. Дополнительные (прочие) услуги банка
- Направления развития банковских операций и услуг
- 4.5. Обеспечение устойчивости развития коммерческих банков
- 4.6. Экономическая политика банка
- 1. Депозитная политика банка
- 2. Процентная политика банка
- 3. Кредитная политика банка