logo search
Информ системы издано

8. Справочные правовые системы

8.1. Правовая информация и способы ее распространения

Правовая информация необходима в работе многим специалистам. Экономистам, как в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и кредита, так в остальных областях, приходится работать со многими нормативными актами – кодексами, законами, приказами Министерства финансов, инструкциями. Каждый день в нашей стране принимается правотворческими органами большое количество нормативных документов и изменений к ним. Объемность, сложность, а порой запутанность и противоречивость нормативно-законодательной базы вызывают необходимость комментариев, разъяснений. Справочные правовые системы представляют собой необходимый инструмент для работы бухгалтера, финансиста, экономиста. Они дают возможность найти ответы практически на все возникающие вопросы по использованию законодательства.

Правовая информация – массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно - технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности. К ней относится:

Официальная правовая информация - это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Нормативная часть правовой информации, составляющая ее ядро, - это совокупность нормативных правовых актов во всем их многообразии и динамике.

Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Нормативным правовым актом может быть как постоянно действующий, так и временный акт, рассчитанный на четко установленный срок, определяемый конкретной датой или наступлением того или иного события.

В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (кодексы, законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Информация индивидуально - правового характера, имеющая юридическое значение, - это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Способами распространения правовой информации в настоящее время являются средства массовой информации (в первую очередь печатные), компьютерные справочные правовые системы (СПС). Так же могут использоваться различные курсы, семинары и другие источники.

Использование печатных изданий является традиционным способом. Их предпочитают в силу привычки, из-за удобства работы с бумажными документами (возможность переносить и работать где угодно, делать пометки). Официальное опубликование нормативных актов осуществляется в печатных средствах массовой информации. В то же время затрудняют их использование ограниченность объема, трудность хранения и поиска больших объемов информации, низкая оперативность передачи информации.

Справочные правовые системы имеют преимущества в возможностях:

8.2. Развитие, виды и использование СПС

СПС появились в 60-х годах ХХ века в Австрии, Бельгии, США. Сейчас они существуют во всех развитых странах мира. В России СПС стали разрабатываться в 1976 году. Это была государственная СПС при Министерстве юстиции. Быстрое распространение СПС в России произошло с конца 1980-х годов. В настоящее время в России около 40 СПС. Практически все они производятся частными компаниями.

Компьютерная справочно-правовая система (СПС) – это программно-информационный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом. Сейчас СПС немыслимы без специальной обработки правовой информации и сервисной поддержки.

Самыми распространенными СПС являются:

КонсультантПлюс появился в 1992 году, имеет более 700 региональных центров, система содержит более 2 000 000 документов, 70% пользователей работают с КонсультантПлюс.

Гарант появился в 1991 году.

Распространены также СПС Кодекс, Референт, Юсис.

СПС с обновляемой информационной базой распространяются и обслуживаются сервисными центрами. Так же выпускаются СПС с автономной базой – на CD дисках. Они дешевле, но не имеют обслуживания, пополнения, низкая оперативность передачи информации за счет периодичности тиражирования. Возможно пользование СПС через сайты разрабатывающих их фирм в сети Internet.

СПС предоставляют не только официальную правовую информацию, но и комментарии, ответы на вопросы, материалы из печатных изданий, формы документов, календари бухгалтера и другую информацию.

В своем развитии СПС прошли несколько этапов:

Разработка и обслуживание СПС составляют современную отрасль информационного бизнеса. Благодаря им изменилась структура информационных потоков, достигнут новый уровень в открытости и доступности правовой информации.

СПС помогают быстро получить нужную информацию, но не заменяют специалиста-эксперта, так как ориентироваться в огромном объеме правовой информации неспециалисту трудно.

Тексты документов в СПС не являются официальными. Официальное опубликование нормативных документов осуществляется в официальных печатных средствах массовой информации – «Российской газете» и других изданиях. Создание официальной электронной СПС практически невозможно по следующим причинам:

8.3. Свойства информационных банков СПС

СПС используют для того, чтобы получить доступ к ее информационным банкам с правовой информацией. Свойствами информационных банков СПС являются:

    1. Полнота и достоверность. Полноту информационного банка субъективно оценивает пользователь. Поэтому разработчиками выпускаются несколько различных по полноте информационных банков. Разработчики, например, КонсультантПлюс, заключают договора с федеральными и другими органами власти, в соответствии с которыми разработчику СПС предоставляются все тексты принимаемых документов. Во избежание ошибок, тексты предоставляются на бумажных носителях. Затем их переводят в электронную форму, выявляются и исправляются ошибки с помощью программ и корректоров.

    2. Оперативность обновления информации. Включение документов в информационный банк может происходить через 1-2 дня после их принятия. Доставка пополнения до регионального сервисного центра производится ежедневно. Доставка до пользователя может производиться ежедневно, раз в неделю или в другие сроки по электронной почте, на дисках.

    3. Качество обработки информации и удобство поиска. Классификация документов по выходным данным, по теме и другим признакам влияет на удобство их поиска. Выявление взаимосвязей между документами так же удобно для поиска информации. Примечания, составленные разработчиком, могут содержать комментарии, данные о текущем статусе и изменениях действия документа и т.д.

8.4. Возможности программных продуктов СПС

Программная оболочка СПС должна выполнять в первую очередь функции СУБД, это хранение, поиск, отбор и предоставление данных. Не менее важны для пользователя быстрота, удобство выполнения этих функций, дружественность оболочки, простота и понятность в использовании. Кроме того, СПС могут не только качественно выполнять основные функции, но и предоставлять многие дополнительные возможности. Возможности СПС рассмотрены на примере КонсультантПлюс, как качественной и наиболее распространенной СПС.

  1. Хранение больших массивов правовой информации. В информационных банках КонсультантПлюс содержится более 1 миллиона документов, и все они могут храниться на диске компьютера.

  2. Удобный и простой, быстрый, разнообразный поиск по реквизитам документа, по теме, ключевым словам, тексту и т.д. Возможен поиск отдельных фрагментов текста. Так, в кодексах отдельные статьи отнесены к различным темам. Поиск конкретного слова или сочетания слов в текстах документов теперь позволяет их найти в разных формах, с разными окончаниями.

  3. Гипертекстовые и другие связи между документами позволяют переходить из документа в документ. В КонсультантПлюс реализованы не только прямые связи между документами, когда найденный документ ссылается на какой-то иной. Такие связи реализуются гипертекстовыми ссылками. Возможно также использование обратных связей, когда на найденный документ ссылаются другие документы из разных информационных банков. Такие связи подразделяются по их силе.

  4. Возможность создавать собственные подборки документов, так называемые папки. Папки могут содержать вложенные в них папки. Количество папок, объем и количество документов в них у КонсультантПлюс практически не ограничено, так как в папках находятся не тексты документов, а ссылки на информационный банк. Поэтому с такими папками можно работать, только имея КонсультантПлюс. Папки можно сохранять, переносить, их объем небольшой.

  5. Возможность ставить закладки в документах. Это актуально для объемных документов, чтобы быстро открыть нужный фрагмент. Закладки можно группировать, именовать. По поставленной закладке за один щелчок мыши быстро находится документ и открывается на нужном месте. Закладки могут содержать достаточно объемные комментарии пользователя. Эти комментарии могут отображаться как заметки в тексте документа. При печати их можно скрыть или распечатать вместе с текстом документа.

  6. Сохранение документов в файл осуществляется стандартно. Можно задать несколько типов расширений файла: .rtf, .txt и др. С файлами этих типов можно работать с помощью текстовых редакторов Word, Блокнот и др.

  7. Экспорт в текстовый редактор Word позволяет открыть текстовый редактор и перенести туда текст документа или его фрагменты. Далее работа с текстом осуществляется с помощью Word.

Формы документов в КонсультантПлюс созданы и могут быть открыты в Word или Excel, отформатированные и готовые к использованию. Их можно, не выходя из системы, заполнить, сохранить, распечатать.

  1. Печать документа или фрагмента может осуществляться прямо из КонсультантПлюс. Количество страниц в документе или фрагменте заранее определяется программой и отображается для пользователя.

  2. Возможность повторения поиска осуществляется через сохраненную историю последних 100 запросов к системе. Запросы можно сортировать, именовать, сохранить для дальнейшей работы с ними.

  3. Отслеживание изменений в нормативно-правовых документах в КонсультантПлюс происходит с помощью опции «Документы на контроле». Об изменениях, произошедших в этими документами пользователь будет проинформирован при входе в систему.

Возможности других СПС аналогичны, но могут несколько отличаться. Поэтому при выборе СПС нужно обратить внимание на все ее характеристики: