logo search
lektsii_po_odkb

Факторинг

Факторинг – покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение.

Суть факторинга состоит в том, что факторинговая компания (или фактор-фирма) покупает у своих клиентов их платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части, за вычетом комиссионных и процентов за кредит в строго определенные сроки, независимо от поступления выручки от покупателей. Разумеется, поступающий затем платеж от покупателя зачисляется на счет фактор-компании.

В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 году Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет как минимум двум из четырех признаков:

1) наличием кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;

2) ведением бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

3) инкассированием его задолженности;

4) страхованием поставщика от кредитного риска.

Благодаря факторингу поставщик получает:

1) заблаговременную реализацию долговых требований;

2) освобождение от риска неплатежа, а при международном факторинге – и от валютного и процентного рисков;

3) упрощение структуры баланса;

4) экономию на бухгалтерских, административных и других расходах;

5) возможность быстрее рассчитаться со своими кредиторами и

поставщиками.

Все это способствует ускорению оборота капитала, снижению издержек обращения, расширению производства и росту прибыли. Факторинговое обслуживание особенно выгодно для вновь выходящих на рынок, а также малых и средних предприятий, которые:

а) не всегда располагают необходимой информацией о

платежеспособности своих покупателей;

б) имеют ограниченный доступ к кредитам.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться услугами факторинговой компании. Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

1. предприятия с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

2. предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

3. строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками;

4. предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные (бартерные) сделки;

5. предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и

выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до

осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятия. Банк также заинтересован в проведении факторинговых операций, так как он получает вознаграждение в виде комиссионных платежей за управление счетами клиента, включая кредитный риск и факторинговый сбор.

Комиссионный сбор обычно составляет 0,5-3% от общей суммы купленных счетов. Его размер зависит от торгового оборота клиента, степени риска и объема необходимой конторской работы. Степень риска зависит от платежеспособности должников клиента, а объем конторской работы - от количества счетов-фактур. Кроме того, клиент уплачивает банку ссудный процент с ежедневного остатка предварительного платежа по счетам.

Исторически факторинговые операции возникли на почве развитой системы коммерческого кредита, который предоставляется продавцами покупателям в виде отсрочки платежей за проданные товары. Постепенно в эти отношения между продавцом и покупателем внедрялись посредники -фактор-фирмы. Со временем сложились две разновидности факторинга. Одна берет свое начало от выделения специализированных факторинговых компаний, которые развивали универсальную систему торгово-посреднического обслуживания клиентов. Другая выросла из активного проникновения в отношения поставщиков и покупателей коммерческих банков, которые дополняют функции торговых посредников развитой системой кредитования оборотного капитала. В основе каждой из них лежит переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании.

Факторинговые операции подразделяются на:

- внутренний факторинг, если поставщик, покупатель и фактор-фирма находятся в одной стране, и международный, если какая-то из трех сторон находится в другом государстве;

- открытый факторинг, если должник уведомлен об участии в сделке факторинговой компании;

- закрытый факторинг, если никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке счетов-фактур факторинговому отделу банка;

- с правом регресса, т. е. обратного требования к поставщику вернуть уплаченную сумму, или без права регресса;

- с условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты или оплаты требований к определенной дате.

Заключая факторинговое соглашение, фактор-фирма берет на себя возможный риск неплатежей со стороны покупателя. Поэтому до заключения такого соглашения она должна провести предварительную работу по изучению платежеспособности клиентов обслуживаемого ею поставщика. Для этого поставщик сообщает компании-фактору (факторинговому отделу банка) список своих покупателей и предполагаемый объем поставок товаров. Фактор-фирма проверяет платежеспособность каждого из покупателей и сообщает поставщику возможные кредитные лимиты по каждому покупателю. В рамках этих кредитных лимитов поставщик может отгружать продукцию без всякого риска.

При открытом факторинге поставщик, отгружая продукцию и выставляя платежные требования, должен известить покупателя о том, что прибегает к посредничеству факторинговой фирмы и все платежи должны зачисляться на ее счет.

Мировая практика знает несколько типов факторинговых соглашений в зависимости от требований поставщика к фактор-компании. Соглашение о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) обычно заключается при регулярных и проверенных практикой контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает: полную защиту от появления сомнительных долгов и гарантированную оплату платежных документов; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты или к определенной дате. Как правило, полное обслуживание осуществляется при условии, что поставщик переуступает факторинговой компании долги всех своих клиентов, без отбора надежных - себе, ненадежных - факторинговой компании.

В случае соглашения о полном обслуживании с правом регресса факторинговая компания не страхует кредитный риск. Его продолжает нести поставщик. Компания имеет право вернуть поставщику долговые требования, не оплаченные клиентами в течение определенного срока. Кроме кредитных и учетно-контрольных операций фактор-компании оказывают юридические, информационные, складские и консультационные услуги.

Кредитный риск поставщика особенно возрастает при поставках товаров на экспорт. Работая с экспортером, факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны-импортера и передает ей часть своей работы и, в свою очередь, выполняет часть работ но поручению этой иностранной факторинговой компании. Такой встречный факторинг получил название взаимного или двухфакторного.

Преимущества взаимного факторинга заключаются в том, что для каждой из компаний, обслуживающих импортеров, долговые требования являются внутренними, а не внешними, а это упрощает всю работу по определению кредитоспособности импортера, страхованию риска, инкассированию долговых требований и т. п.

Договор о факторинговом обслуживании заключается между поставщиком и факторинговой компанией обычно на срок от одного до четырех лет.

Факторинг несет в себе ряд проблем, связанных с денежным обращением. Продукция только после «перепроверки» рынком становится товаром. А при факторинге средства за отгруженную продукцию продавец получает до оценки ее объема и качества покупателем.

Цессия (лат cessio — уступка) — передача или переуступка кредитором своего права требования денег, вещей или иных ценностей другому лицу.