2.2 Организационная структура Альфа – банка.
Важной функцией управления является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями предприятия, определении порядка и условий функционирования предприятия.
Организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель; работают в одной команде, группе; используют определенные знания и технические приемы; выступают как единый и целостный организм.
Организационная структура — это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей каждого руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.
Организационная структура направлена, прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.
Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Главными требованиями к организационной структуре являются:
- оптимальность – установление рациональных связей при наименьшем числе уровней управления;
- оперативность – недопущение необратимых изменений за время от принятия решения до его исполнения;
- надежность – гарантия достоверности передачи информации без искажений; бесперебойность связи в системе управления;
- экономичность – эффект от управления должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат;
- гибкость – способность не изменяться в соответствии с изменениями внешней среды;
- устойчивость структуры управления - неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Для того, чтобы организационная структура работала, она должна быть построена по определенным принципам:
1) Целесообразное число звеньев управления и максимальное сокращение времени прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного исполнителя;
2) Четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее подразделений, потоков информации и пр.);
-
Обеспечение способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
-
Предоставление полномочий на решение вопросов тому подразделению, которое располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
-
Приспособление отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Придерживаясь этих требований и принципов, организация сможет достичь цели и выполнить поставленные задачи с высокой эффективностью.
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие виды организационных структур: линейную, функциональную, линейно – функциональную, матричную и дивизиональную
В линейной структуре управления - распределение должностных обязанностей осуществлено таким образом, чтобы каждый служащий был максимально нацелен на выполнение производственных задач организации.
Все полномочия — прямые (линейные) — идут от высшего звена управления к низшему.
В числе преимуществ линейной структуры управления — ответственность, установленные обязательства, четкое распределение обязанностей и полномочий; оперативный процесс принятия решений; простота в понимании и использовании, возможность поддерживать необходимую дисциплину.
Этот тип управленческой структуры обычно ведет к формированию стабильной и прочной организации.
В числе недостатков линейного построения организации — негибкость, жесткость, неприспособленность к дальнейшему росту организации. Утрата (отставка, смерть) руководителя может привести к более серьезным последствиям, чем при гибком построении организационной структуры. Метод управления может быть бюрократическим, диктаторским, что уменьшает потенциальные возможности и сдерживает инициативу молодых руководителей; руководящие лица могут быть перегружены обязанностями, ответственностью, что может привести к стрессу и плохому управлению.
Функциональная структура управления – в ней создаются функциональные подразделения, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
Основными достоинствами такой структуры являются – уменьшение дублирования работ и потребности в специалистах широкого профиля, сокращение звеньев согласования, повышение профессионализма организации и постоянный контроль за деятельностью нижестоящих уровней.
Наряду с такими достоинствами выделяются и недостатки такой структуры: отсутствие единого руководства, дублирование распоряжений, организация с трудом реагирует на изменения, увеличение времени принятия решений, конфликты из – за несовпадения взглядов каждого руководителя.
Линейное - функциональное построение организации - представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций. При линейных руководителях создаются специальные подразделения (штабы), которые помогают линейному менеджеру в выполнении отдельных функций управления.
Эти подразделения могут:
-
Ограничиваться центральными уровнями управления (штабы руководства);
-
Находиться в нескольких уровнях управления;
-
Образовывать штабную иерархию на всех уровнях управления.
Штабы на нескольких уровнях иерархии должны давать консультации и участвовать в подготовке решений, но они не обладают правами принятия решений и руководства нижестоящими подразделениями или исполнителями.
Чем крупнее фирма и сложнее её управляющая структура, тем острее стоит вопрос координации деятельности функциональных служб или создания крупных специализированных подразделений с высококвалифицированными специалистами. Преимуществами и недостатками линейно-функциональной структуры можно назвать:
Преимущества:
-
Возможность получить высокую степень профессиональной специализации сотрудников
-
Точно определить места и необходимые ресурсы (особенно кадров)
-
Способствует стандартизации, формализации и программированию процесса
Недостатки:
-
Затрудняет горизонтальное согласование
-
С трудом реагирует на изменение
— разногласия между линейными и функциональными служащими. Линейные служащие часто противодействуют работе функциональных экспертов; возникающие разногласия могут выразиться в неправильном толковании полученной от экспертов информации, которая передается линейными служащими непосредственным исполнителям.
Матричная организационная структура управления - является более сложной организационной структурой управления, которая создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно – целевой. Программно – целевая структура акцентируется на выполнении определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
Такая схема распределения полномочий предназначена для объединения в группу специалистов компании с целью работы над специальным проектом
Такая структура управления нацелена на подъем творческой инициативы руководителей и специалистов и выявление возможностей значительного повышения эффективности производства.
Положительными основными качествами такой организации являются – четкое разграничение по продуктам (проектам), гибкость и адаптивность основных подразделений, хозяйственная и административная ответственность подразделений, повышение личной ответственности за выполнение программы в целом ее составных элементов.
Наряду с этими положительными характеристиками организации имеются и отрицательные – высокие требования к коммуникациям, к линейным и функциональным руководителям, трудности при согласовании во время принятия решений, возможность возникновения конфликта между линейными и функциональными руководителями ввиду двойной подчиненности первых.
Дивизионная структура управления– это совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отделенных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.
Дивизионную структуру имеют крупные современные организации.
Достоинствами такой структуры являются – четкое разграничение ответственности, гибкость и адаптивность системы, самостоятельность структурных единиц, кадровая автономия, высокая мотивация.
Отрицательными качествами являются - повышение затрат за счет дублирования функций, разобщенность персонала, высокая потребность в руководящих кадрах.
ОАО «Альфа Банк», как и каждая организация имеет свою структуру управления. В ОАО «Альфа Банк» применяется линейно-функциональная структура управления, представленная в приложении 1.
Высшим органом управления банка является общее собрание акционеров, которое созывается в установленном порядке, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
В исключительной компетенции общего собрания акционеров находятся следующие вопросы деятельности банка:
• утверждение и изменение Устава банка;
• избрание Совета директоров банка;
• утверждение годового отчета банка;
• распределение доходов банка и решение о формировании фондов банка;
• создание и ликвидация филиалов банка;
• утверждение аудиторов банка.
В промежутках между собраниями акционеров общее руководство деятельностью банка осуществляет Совет директоров банка, в компетенции которого находится решение любых стратегических вопросов деятельности банка, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров банка.
Руководство деятельностью Совета директоров банка осуществляет Председатель Совета директоров банка, который избирается из состава Совета директоров банка.
Совет директоров банка назначает исполнительный орган — Правление банка и его руководителя — Председателя Правления банка, который организует всю текущую деятельность банка.
К компетенции Правления Банка относятся следующие вопросы:
-
организация и осуществление руководства текущей деятельностью Банка;
-
обеспечение выполнения решений Общего собрания акционеров и Совета директоров Банка;
-
определение кадровой политики Банка и контроль ее выполнения;
-
руководство деятельностью филиалов, представительств, операционных, кредитно-кассовых офисов и иных внутренних структурных подразделений Банка;
-
организация разработки и принятие решения о внедрении новых видов банковских услуг;
-
установление порядка оперативного регулирования размеров процентных ставок по активным и пассивным операциям Банка;
-
обеспечение соблюдения Банком законодательства Российской Федерации;
-
утверждение порядка принятия решений в отношении операций Банка, касающихся предоставления кредитов, вложения средств или иного финансирования российских и иностранных клиентов;
-
определение основных условий привлечения вкладов и предоставления кредитов; к) определение численности работников Банка, его организационной структуры, организационной структуры и численности его филиалов, представительств, операционных, кредитно-кассовых офисов и иных внутренних структурных подразделений, а также размеров расходов на содержание и развитие Банка;
-
определение политики управления банковскими рисками и максимизации доходности;
-
утверждение Кредитной политики и осуществление контроля за соответствием деятельности по предоставлению кредитных продуктов Кредитной политике и стратегии кредитного риска, разработка политик и процедур по выявлению, измерению, мониторингу и контролю кредитного риска, предоставление кредитных продуктов на срок свыше пяти лет;
-
принятие регулирующих решений при наличии отклонений от установленного в Банке порядка реализации кредитного процесса;
-
принятие решений о классификации кредитных требований Банка в целях формирования резервов на возможные потери по ссудам в случаях, предусмотренных нормативными актами Банка России и внутренними регламентными документами Банка;
-
определение и утверждение лимитов и условий кредитования, ограничивающих вероятность понесения Банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с Банком лицами;
-
утверждение порядка списания кредиторской задолженности на доходы Банка;
-
принятие решений об открытии операционных, кредитно-кассовых и дополнительных офисов Банка;
-
утверждение кандидатов на должности главного бухгалтера и заместителя главного бухгалтера Банка, управляющего, заместителя управляющего, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера филиала Банка;
-
решение вопросов, связанных с внутренним контролем:
- установление ответственности за выполнение решений Совета директоров Банка, реализацию стратегии и политики Банка в отношении организации и осуществления внутреннего контроля;
- делегирование полномочий на разработку правил и процедур в сфере внутреннего контроля руководителям соответствующих структурных подразделений и контроль за их исполнением;
- оценка соответствия деятельности Банка внутренним документам, определяющим порядок осуществления внутреннего контроля, и оценка содержания указанных документов характеру и масштабам деятельности Банка,
- распределение обязанностей подразделений и работников, отвечающих за конкретные направления (формы, способы осуществления) внутреннего контроля,
- создание эффективных систем передачи и обмена информацией,
обеспечивающих поступление необходимых сведений к заинтересованным в ней пользователям,
- рассмотрение результатов проверок состояния системы внутреннего контроля,
- организация системы контроля за устранением выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля и оценка эффективности принятых мер;
-
принятие решений о совершении банковских операций и других сделок, порядок и процедуры проведения которых не установлены внутренними документами Банка, а также при наличии отклонений от порядка и процедур совершения банковских операций и сделок, установленных внутренними документами Банка;
-
утверждение положений о комитетах и иных коллегиальных органах Банка;
-
утверждение списка потенциальных контрагентов Банка в России, СНГ и странах Балтии;
-
решение других вопросов, не отнесенных к компетенции Общего собрания акционеров и Совета директоров Банка.
Ключевой задачей Альфа-Банка является достижение высоких международных стандартов в корпоративном управлении и деловой этике. Процессы и процедуры управления в Банке структурированы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение всех законов, норм и правил, и создать оптимальные условия для принятия дальновидных и ответственных решений. В ближайшей и среднесрочной перспективе нашими приоритетами являются введение независимых членов в состав Совета директоров, повышение уровня эффективности корпоративного управления путем создания Комитетов при Совете директоров в дополнение к существующему Аудиторскому комитету, получение рейтинга корпоративного управления от международного рейтингового агентства и дальнейшее обеспечение прозрачности бизнеса Альфа-Банка.
Наряду с повышением уровня корпоративного управления жизненно важная роль в Банке отводится развитию корпоративной культуры. Именно корпоративная культура, задаваемая руководством и поддерживаемая на должном уровне всеми сотрудниками Банка, определяет корпоративную этику. Неукоснительное соблюдение этических норм и верность основным ценностям служат формированию и сохранению корпоративной культуры в Альфа-Банке.
Альфа-Банк прививает своим сотрудникам культуру открытости и доверия, в рамках которой поощряется здоровая борьба мнений. Коллектив Альфа-Банка верен этим принципам, так как они являются залогом доверия общества к нашей организации.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические вопросы анализа финансового состояния банка
- 1.1. Особенности и специфика банковской деятельности
- 1.2. Методы анализа финансового состояния банка
- 2. Финансовое состояние факб «Абсолют Банк» зао в г. Санкт-Петербурге
- 2.1. Общая характеристика банка и основные показатели деятельности
- 2.2 Организационная структура Альфа – банка.
- 2.3. Анализ показателей финансового состояния банка
- 1. Коэффициент работоспособности активов, efficiency of assets (ea)
- 2. Коэффициент кредитной экспансии, loans expansion ratio.
- 1. Коэффициент клиентской базы, client base ratio (cbr).
- Уровень внешнего финансирования (external finance level) определяется как отношение нетто-займов к клиентской базе (то есть «внешнего» долга к «внутреннему»):
- 2. Коэффициент рентабельности активов roa (return on assets)
- 3. Разработка базы данных финансового состояния банка
- 3.1. Структура базы данных
- 3.2. Инструкция пользователю
- Анализ состояния и Количественная оценка условий труда экономической группы работников банка.
- Карта условий труда на рабочем месте экономиста Альфа-банка.
- Заключение
- Список Литературы
- В процессе написания работы были использованы материалы следующих Internet-сайтов: