logo search
шпоры по Экономике

10. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса.

Реакция велич. спроса или предложения на измен. цены (дохода) наз-ся эластич. спроса или предлож. и колич. измеряется коэфф.:

Показатели:

1) прямая эласт. спроса по цене:(при малых ценах и объем.)

ΔQD% - граничное изменение величины спроса

ΔP% - Граничное изменение цены

прямая точечная эластичность: (при малых ценах и объемах)

Q1,Q2 – величина спроса в текущем базисном периоде

Р12 – цена в текущем базисном периоде

прямая дуговая эластичность(при больших ценах и объемах)

Е=0 – спрос абсолютно неэластичный

Е=∞ - спрос абсолютно эластичный

Е=1 – единичная эластичность, т.е. однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение спроса

Е>1 – эластичный спрос, т.е. однопроцентное изменение цены, вызывает изменение спроса больше, чем на 1%.

Е<1 – неэластичный спрос, т.е. однопроцентное изменение цены, вызывает изменение спроса меньше, чем на 1%.

Если спрос эластичен, то изменение цены ведет к противоположному изменению выручки.

Если спрос неэластичен, то изменение цены ведет к одинаково направленному изменению выручки.

2) Перекрестная эластичность

Показывает изменение спроса на данный товар при изменении цены другого товара на 1%.

Е>0 – товары – субституты (заменители)

Е<0 – товары – комплименты (взаимодополняющие друг друга)

Е=0 – нейтральные товары.

3) Эластичность по доходу показывает степень изменения спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1%.

г де I1, I2 – первоначальное и изменившиеся значения дохода.

ЕI<0 – низкий (некачественный) товар

0<ЕI<1 – товар первой необходимости

ЕI=1 – второй необходимости

ЕI>0 – предмет роскоши.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:1) наличие на рынке товаров-заменителей;2) универсальность использования товара;3) фактор времени;4) доля расходов в бюджете на данный товар;5) уровень доходов потребителей;6) консерватизм потребителей.