Зарубежная практика правообеспечения холдингов.
Наибольшую активность в развитии холдинговых отношений проявляют корпорации США: уже к концу 20-х гг. из 513 крупнейших американских корпораций, акции которых котировались на Нью-Йоркской фондовой бирже, 487 характеризовались наличием холдинговых отношений. К середине 80-х гг. в США было зарегистрировано более 6000 холдингов и 35,5 тыс. их отделений, контролирующих активы на суммы, превышающие 2200 млрд. долл.2
В соответствии с Законом о коммунальной холдинговой компании (1935г.), корпорация, имеющая 10% и более акций с правом голоса в другой компании, подлежит регистрации как холдинговая. Так, основу электроэнергетики США составляют энергокомпании-холдинги. В первой половине 80-х годов многие из них выступили за пересмотр названного акта как содержащего необоснованные ограничения на деятельность энергокомпаний, затрудняющего инвестирование в энергетику, развитие энергетического рынка и функционирования на нем независимых производителей электроэнергии. В качестве реакции на эту инициативу появились новые законодательные акты, в том числе Закон о регулировании деятельности энергокомпаний (1988 г.) и Закон об энергетической политике (1992 г.).
Ч то касается знаменитого Закона о банковских холдингах (1956 год), то в соответствии с ним:
а) банковская холдинговая компания определяется как корпорация, которой принадлежат 25% голосующих акций двух или более банков;
б) банковской холдинг-компании запрещено скупать акции банков соседних штатов, если законы этих штатов не содержат специального на то разрешения;
в) для установления контроля над банком холдинг-компания должна получить специальное разрешение от совета управляющих Федеральной резервной системы (ФРС);
г) холдинг-компаниям запрещается приобретать предприятия, не имеющие отношения к банковской деятельности.
В 70-е годы в США вышел ряд юридических актов, дополняющий упомянутый акт, в результате чего были устранены различия в регулировании деятельности холдингов, владеющие двумя или более банками (многобанковские холдинги). В нынешнем законодательстве о банковских холдингах фиксируются следующие виды их финансовых операций, одобренных ФРС:
а) услуги, связанные с выдачей ссуд и закладных;
б) деятельность в качестве доверенного лица;
в) кредитование аренды личной собственности и недвижимости;
г) выполнение функций страхового агента или брокера;
д) предоставление бухгалтерских услуг и услуг по обработке данных;
е) приобретение акций местных компаний реконструкции и развития, обеспечивающих жильем и рабочими местами лиц с низкими и средними доходами;
ж) консультирование банков, не являющихся филиалами холдинговых компаний, по вопросам управления.
Одна из особенностей американской правовой системы – отсутствие единого для всех штатов законодательства, регламентирующего правовое положение корпораций и холдингов; поэтому они создаются и действуют в тех штатах, где предусмотрены наиболее льготные условия в части налогообложения (в этом отношении особенно популярны штаты Делавер и Нью-Джерси). Законодательство США относит к холдингам торгово-промышленных корпораций к корпорациям общего типа, а холдинги финансовых предприятий (банков, страховых, инвестиционных и трастовых фирм) – к финансовым предприятиям. Из первых законодательно выделена и особо урегулирована работа только холдингов электро- и газоснабжающих предприятий.
В Германии специальное законодательство о холдингах отсутствует (не считая антикартельного закона), однако регулирование процесса их создания и функционирования осуществляется посредством законов об акционерных обществах (1965г.) и обществах с ограниченной ответственностью (1992г.). Важнейшие положения германской правовой базы в отношениях холдингов таковы:
Холдинговая компания в качестве господствующего предприятия имеет право осуществлять руководство другими предприятиями концерна, заключать с ними договоры (о владении, о консолидации прибыли, об отчислении части прибыли, об аренде предприятия, и т.д.), а также присоединять дочерние фирмы. В соответствии с договорными отношениями управляющий холдинг имеет неограниченное право распоряжаться дочерними предприятиями концерна и требовать выполнения соответствующих распоряжений.
Полномочия в принятии решений на уровне управляющего холдинга подкрепляется правом исполнительного директора основного предприятия давать такие указания, которые не соответствуют текущим интересам дочерних фирм, но отвечают общей стратегии холдинга. Отказ от выполнения распоряжений возможет лишь тогда, когда выясняется, что эти указания не служат интересам холдинга в целом или интересам других предприятий объединения.
Основное предприятие может использовать свои полномочия для дачи указаний дочернему предприятию осуществлять действие, связанное с привлечением капиталов, в том числе в форме выпуска ценных бумаг, регулирования размера отчисляемой прибыли.
Высокий уровень полномочий правления основного общества сочетается с высокой ответственностью – даже в случае самостоятельного принятия дочерними фирмами определенных управленческих решений, освобождение руководства от ответственности за последствия действий подчиненных структур исключается. В принципе законодательство не препятствует расширению полномочий основного предприятия до такой степени, что функции дочерних фирм могут быть сведены к внутрицеховому управлению.
Закон о кредитной системе ограничивает руководство финансово-кредитных учреждений от принятия решений о долевом участии в капитале предприятий и их объединений «ответственного собственного капитала» (в последнюю включается размер уставного капитала плюс акции, находящиеся в собственности предприятия и резервные фонды). Обычная «квота» долевого участия кредитных институтов не должна превышать 10-20% капитала промышленного акционерного общества. Независимо от обязанностей сообщать о выдаче крупных кредитов финансовая организация обязана немедленно заявлять Федеральному ведомству надзора и Немецкому федеральному банку о принятии или о прекращении долевого участия в другом предприятии, а также об изменениях размера доли участия, если долевое владение превышает 10% капитала фирмы.
В Великобритании (как и во Франции) специальное холдинговое законодательство также отсутствует. Однако Закон о промышленности (1975г.) регулирует порядок: учреждения и регистрация компаний; преобразование компаний одного вида в компании другого вида; проведении эмиссии ценных бумаг; распределения прибыли. Этим законом регулируются также: отчетность; обязанности должностных лиц компании; отношения управления их делами; вопросы их слияния, разделения и ликвидации; отношения между материнскими и дочерними обществами. С целью приближения английского законодательства к законодательству о компаниях, действующему в странах ЕЭС, вслед за отмеченным актом появились соответствующие акты 1980 и 1981 гг. В 1985г. английским парламентом был принят новый закон о компаниях, консолидирующий принятые ранее правовые акты.
В настоящее время большинство крупных компаний Великобритании – многоотраслевые концерны. Контроль многочисленных филиалов и дочерних компаний осуществляется через контрольные пакеты акций (примерно10% акций). Например, в собственности членов советов директоров таких компаний, как «Сиэро», «Гинее», «Тэско», «Лэдброук» и «ДЖ. Сейнсбери» находятся соответственно 7, 10, 15, 24 и 65% голосующих акций.
Холдинговые компании во Франции играют активную роль в быстро развивающемся процессе слияния банковского капитала с промышленным. Организационной формой функционирования финансового капитала являются финансовые группы, руководство которыми осуществляется через холдинговые компании. Такие финансовые группы, как «Париба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен0Шнейдеров, охватывают практически всю французскую экономику, а более половины их активов размещены за пределами страны.
В Японии (как и в Южной Корее) холдинговые компании пока запрещены. Однако этот запрет в ближайшее время, похоже, будет снят. На уровне японских комиссий по справедливой торговле и корпоративному законодательству достигнуто понимание преимуществ холдинговой формы в решении таких проблем, как привлечение зарубежных инвестиций, повышение роли стратегического менеджмента, оперативность и гибкость в реагировании на изменения внешней среды3.
Анализ правовой базы холдинговых компаний за рубежом позволяет сделать следующие обобщения:
1. Юридические формы холдингов многообразны. К холдингам могут быть отнесены госпредприятия, акционерные общества (АО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО). Так, в Германии холдинги в статусе ООО задействуются наиболее широко, поскольку в этой стране процедуры учреждения и госрегулирования деятельности ООО более либеральны, нежели АО. В целом же в странах с развитой рыночной экономикой максимально распространена такая юридическая форма организации и функционирования холдингов, как АО, что связано со следующими преимуществами этих обществ: 1) обеспечение возможности осуществлять концентрацию капитала посредством аккумулирования средств мелких акционеров и передачи их в распоряжение крупного капитала; 2) снижение предпринимательского риска, связанного с хозяйственной деятельностью, при исключении возможности предъявления к акционеру каких-либо требований по обязательствам общества.
Под холдингами, созданными в форме госорганизаций, понимаются как чисто государственные, так и смешанные организации. В чисто госхолдинговых компаниях государству обычно принадлежит весь капитал – национализированный, и вновь созданный. В смешанных корпорациях государство в лице какого-либо министерства или спецорганизации может владеть значительной (более 50%) частью пакета акций компаний, и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью.
2. В любом случае сутью холдинга является система участия в капитале крупного бизнеса, подчинение головному предприятию множества формально независимых компаний, имеющих капитал, значительно превосходящий «материнский». Внешне деятельность материнской компании может выглядеть как управление пакетами акций, а также сбор дивидендов и доходов от биржевых операций. Однако, по сути, за «гениальной простотой» холдинговой формы стоят тщательно спроектированные организационно-экономические механизмы взаимодействия юридических лиц, высокая корпоративная культура расстановки кадров, обеспечение баланса интересов и «сквозной» мотивации управляющих.
3. Для установления своего контроля над дочерними компаниями материнские фирмы используют деление акций на голосующие и «безголосые» (простые с правом голосом и привилегированные без этого права). С помощью подобной дифференциации акций холдинги получают возможность контролировать капитал, в десятки раз превосходящий собственный. Механизм дифференциации акций таков: на бирже («для широкой публики») холдинг-компания продает в основном акции, лишенные права голоса, акции с правом голоса (доля которых не велика) продаются «адресно» - лицам, заинтересованным в этой компании. Капитал, мобилизованный путем продажи не голосующих акций, холдинг-компания как раз и вкладывает в акции тех фирм, над которыми она намерена получить контроль, причем покупает она, естественно, уже акции, дающие право голоса (что и позволяет холдингу с помощью сравнительно небольшого собственного капитала контролировать гораздо большие капиталы зависимых фирм).
Признано, что холдинговая компания не обязательно должна иметь абсолютный контрольный пакет акций дочерних фирм. В условиях широкой дисперсии акций или наличия множества мелких акционеров (значительная часть которых отсутствует на общих собраниях) размеры контрольного пакета могут быть невелики (до 10% общего числа голосующих акций в США и 20-40% - в странах Западной Европы, что связано с национальными особенностями распыления акционерного капитала).
4. Основные цели создания холдингов за рубежом таковы: а) консолидация деятельности группы предприятий в отношении налогообложения посредством заключения договоров об отчислениях, в соответствии с которыми прибыль и убытки предприятия переводятся непосредственно в холдинговую компанию (что позволяет холдингу учитывать убытки одного предприятия и прибыли другого для уплаты налогов с оставшейся доли прибыли); б) создание дополнительных производственных мощностей в результате поглощения предприятий и образования единой корпорации; в) проникновение при посредничестве холдинга в другие сферы производства и сбыта товаров; г) проведение общей технической, экономической, кадровой политики и осуществление единого контроля за соблюдением общих интересов корпорации; д) ускорение процесса диверсификации производства.
Если холдинг находится в структуре транснациональной корпорации (ТНК), то целями его создания могут быть: а) минимизация налога на дивиденды; б) аккумулирование прибылей иностранных филиалов, консолидация поступающих из разных стран дивидендов для усреднения ставок их налогообложения и максимально широкого задействования договоров о предотвращении двойного налогообложения; в) минимизация воздействия валютного контроля на прибыль ТНК.
5. Преимущества холдинговых структур связываются с достоинствами централизованного финансово-экономического управления цепочками технологически связанных предприятий, в том числе со снижением рисков инвестиций и взаимных поставок, экономии трансакционных издержек, ростом возможностей и ускорением внедрения новшеств. В то же время холдинговым структурам присущи негативы, сопряженные с возможностями: усиления монопольных тенденций; манипулирование капиталами дочерних фирм в ущерб интересам аутсайдеров; искажения финансовой отчетности и ухода от налогов; злоупотребления контрактно-бюрократическими функциями.
- Ставропольский государственный аграрный университет Кафедра мировой экономики
- Ставрополь 2003 год Содержание:
- Введение.
- 1. Холдинговые компании.
- Зарубежная практика правообеспечения холдингов.
- Первый отечественный опыт создания холдингов.
- 2. Методы управления холдинговым предприятием.
- 2.1. Основные системы управления и типы организационных
- 3. Обзор юрисдикций, наиболее привлекательных для создания
- Нидерланды
- Нидерландские Антиллы
- Швейцария
- Люксембург
- Лихтенштейн
- Испания
- 4. Газпром – российский холдинг на мировом рынке.
- Заключение.
- Управление Управление по функциям Руководство по продуктам