Государственное регулирование страховой деятельности
Деятельность страховых компаний является объектом пристального внимания со стороны государства. Это объясняется важностью и значением страхования как вида предпринимательской деятельности для экономики и социальной сферы. Правовой базой, регламентирующей страховые отношения, выступают:
-
нормативные акты общего законодательства (Гражданский Кодекс, налоговый Кодекс, ФЗ «О бухгалтерском учете»);
-
нормативные акты специального страхового законодательства (ФЗ «организации страхового дела в РФ», ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и т.д.).,
-
ведомственные нормативные документы, регулирующие специфические страховые отношения (порядок лицензирования, правила формирования и размещения страховых резервов и т.д.).
В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» главным органом, осуществляющим контроль страхового рынка в РФ, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН). Она осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о страховании и обеспечивает эффективное развитие страховых услуг, защиту законных прав и интересов страхователей, страховщиков и иных заинтересованных лиц и государства. Регулирование параметров единого страхового рынка осуществляется на основе установления общих требований по лицензированию страховых организаций, контроля за финансовой устойчивостью страховщиков, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования. Федеральная служба контролирует обоснованность страховых тарифов, проверяет деятельность страховщиков, приостанавливает или ограничивает действие лицензий при выявлении нарушений законодательства о страховании, дает предписания об устранении нарушений, отзывает лицензии на осуществление страховой деятельности.
В организационном плане ФССН включает центральный аппарат и территориальные органы страхового надзора.
Структура центрального аппарата содержит следующие управления и отделы:
-
Управление надзора и контроля (отдел контроля за финансовой устойчивостью и платежеспособностью, отдел страхового надзора и координации деятельности территориальных органов, отдел по работе с обращениями граждан).
-
Управление делами (отдел хозяйственного обеспечения, отдел бухгалтерского учета и финансового обеспечения, отдел информационно-технического обеспечения, отдел делопроизводства).
-
Управление предварительного контроля (отдел лицензирования субъектов страхового дела, отдел ведения государственного реестра и лицензионных дел, отдел анализа условий страхования и практики применения страхового законодательства).
-
Управление учета и экономического анализа (отдел экономического анализа и актуарного контроля, отдел сводной отчетности, отдел учета и анализа отчетности).
-
Управление надзора и контроля (отдел претензионно-исковой работы, отдел внутреннего контроля и аудита).
Территориальные органы страхового надзора представлены семью Инспекциями страхового надзора, расположенными в федеральных округах.
В состав функций Федеральной службы страхового надзора включаются:
-
Контроль, за исполнением действующих законодательных актов, участниками страхового рынка;
-
Регистрация, страховых компаний и ведение единого государственного реестра страховщиков, их объединений и реестра страховых брокеров;
-
Лицензирование страховой деятельности (выдача лицензий на право осуществления страховой деятельности);
-
Разработка и корректировка нормативно-правовой базы по вопросам страхования;
-
Установление правил формирования и размещения страховых резервов, нормативов деятельности страховщиков, форм учета и отчетности, а также контроль, за правильностью установленных страховых тарифов;
-
Обеспечение гласности в отрасли.
Таким образом, органы страхового надзора контролируют деятельность страховых компаний по трем основным направлениям:
-
соблюдение законодательства;
-
платежеспособность и финансовое положение;
-
обоснованность применяемых тарифов.
Для осуществления своих функций, ФС по надзору за страховой деятельностью имеет право:
-
требовать и получать от страховщиков данные отчетности, информацию об их финансовом положении, а также другую информацию от предприятий, организаций и граждан относительно деятельности страховщика;
-
проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности предоставляемой ими информации;
-
при выявлении нарушений, давать страховым организациям предписания по их устранению, а в случае несвоевременного устранения приостанавливать или ограничивать действие лицензий, либо принимать решения их об отзыве;
-
обращаться в арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации страховой компании в случае неоднократного нарушения законодательства.
В свою очередь субъекты страхового дела обязаны:
-
представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении;
-
соблюдать требования страхового законодательства и исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства;
-
представлять по запросам органа страхового надзора информацию, необходимую для осуществления им страхового надзора (за исключением информации, составляющей банковскую тайну).
- Вопросы, которые были даны на установке (летом)
- 1. Экономическая сущность, особенности и функции страхования
- Тема : Организация страховой деятельности.
- Страховой рынок
- Государственное регулирование страховой деятельности
- Страховой рынок
- Государственное регулирование страховой деятельности
- Лицензирование страховой деятельности в рф
- Организационно–правовые формы страховых компаний
- 2. Страхование имущества граждан
- 3. Процедура определения ущерба и страхового возмещения при страховании имущества
- Тема: Личное страхование
- 2. Страхование на случай смерти
- Сберегательное страхование
- 4. Смешанное страхование жизни
- Страхование от несчастных случаев
- Тема Страхование ответственности
- Экономическая сущность страхования ответственности
- 2. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
- Страхование профессиональной ответственности.