logo search
Электронные платежные системы в банковском бизнесе

1.2. Дистанционное банковское обслуживание

Необходимость выживания в условиях жесткой конкуренции в банковском секторе диктует банкам свои условия, особенно на фоне возросшей культуры потребления физических лиц. Клиентам уже мало просто иметь возможность получить тот или иной продукт – сейчас их интересует качество предоставляемой услуги и временные затраты на ее получение. Разумеется, необходимость при совершении каждой банковской операции выбирать время для личного посещения отделения банка, негативно оценивается клиентами. В данной ситуации конкурентное преимущество получают банки, предоставляющие своим розничным клиентам услугу по дистанционному банковскому обслуживанию (ДБО).

Важно отметить, что многие банки, предоставив, например, клиенту возможность получать sms-сообщения на мобильный телефон о проведенных операциях с его банковской картой, во всеуслышание заявляют о действующей в банке системе ДБО. Подобными действиями формируется абсолютно неверное представление у клиента о реальных возможностях системы ДБО, которые намного шире. По сути, система дистанционного банковского обслуживания подразумевает предоставление клиенту практически полного спектра банковских услуг, включая и телефонный, и интернет-банкинг.

По сравнению с остальным миром Россия значительно отстает как в предложении подобной услуги, так и в спросе на нее. По данным одного из лидеров в области разработки систем ДБО для частных клиентов, компании «Банк’c софт системс», даже среди крупнейших банков только 35 % предлагают в каком-либо виде удаленное обслуживание розничных клиентов, а процент населения, пользующегося электронными банковскими услугами, ничтожно мал. Однако в этом положении вещей на современном российском рынке ДБО видны и положительные перспективы – потенциал рынка.

Учитывая, что развитие подобных систем в нашей стране началось сравнительно недавно, темпы роста уже превосходят мировые показатели. Кроме того, как было сказано выше, сама конкурентная среда заставляет банки обращать пристальное внимание на внедрение систем ДБО для частных клиентов.

Вообще, каждый банк самостоятельно принимает решение по необходимости системы ДБО в линейке своих услуг, однако практика внедрения подобной системы позволяет выделить три группы финансовых организаций в зависимости от целей внедрения.

К первой группе специалисты относят крупные российские или иностранные банки (а также российские банки с иностранным участием), которые видят развитие розницы своим стратегическим направлением. И в общую стратегию развития филиальной сети, как правило, уже входят затраты на приобретение системы ДБО для частных клиентов.

Ко второй категории относятся банки, которые по тем или иным причинам вынуждены снижать свое присутствие на корпоративном рынке, но не имеют достаточных средств для полноценного развития розничной сети. В этих условиях лучшим решением для банка становится внедрение системы ДБО для формирования «виртуальных офисов» (например, киоска самообслуживания, точек агентского обслуживания), как основного канала развития розницы. Наконец, к третьей группе банков относят те кредитные организации, которые внедряют систему ДБО как некую имиджевую составляющую своего бизнеса. Банк может совсем не работать с физлицами, сосредоточившись на корпоративном секторе, но требование «быть современным» вынуждает его приобретать и систему розничного ДБО.

Так или иначе, придя к выводу о необходимости внедрения системы дистанционного обслуживания розничных клиентов, прежде чем внедрять подобную систему, банк должен получить ответы на несколько важных вопросов.

Прежде всего, каким образом выбранная система ДБО позволит банку решить поставленные задачи.

Второй, не менее важный блок вопросов, – возможность интеграции приобретаемой системы, с существующей в банке АБС. Разумеется, необходимо понять и оценить количество ресурсов (временных, денежных, людских), которые понадобятся на приобретение и поддержание системы.

Кроме того, есть еще один вопросов, интересующий руководство банка: сроки окупаемости инвестиций. На этом хотелось бы остановиться подробнее.

Помимо развития розничной сети и снижения стоимости обслуживания клиентов, ДБО направлено на решение и других задач, таких как повышение уровня кросс-продаж за счет постоянного информирования клиента обо всем спектре банковских продуктов, а также на получение дополнительных доходов, не связанных с основной банковской деятельностью. Подобные «небанковские» доходы могут быть сформированы за счет продажи услуг партнеров банка, таких как страховые компании или туристические фирмы.

В данный момент на российском рынке представлено достаточное количество систем дистанционного банковского обслуживания розничных клиентов, включая и собственные разработки банков. Однако последние лишь исключения, подтверждающие общее правило: в конечном итоге легче и дешевле приобрести уже отлаженную и зарекомендовавшую себя систему ДБО [22].

Технологии ДБО можно классифицировать по типам информационных систем (программно-аппаратных средств), используемых для осуществления банковских операций:

  1. Системы «Клиент-банк»

Системы, доступ к которым осуществляется через персональный компьютер. Банк при этом предоставляет клиенту техническую и методическую поддержку при установке системы, начальное обучение персонала клиента, обновление программного обеспечения и сопровождение клиента в процессе дальнейшей работы. Системы «Клиент-банк» обеспечивают полноценное расчетное и депозитарное обслуживание и ведение рублёвых и валютных счетов с удалённого рабочего места. Системы «Клиент-банк» позволяют создавать и отправлять в банк платёжные документы любых типов, а также получать из банка выписки по счетам (информацию о движениях на счёте). В целях безопасности в системах «Клиент-банк» используются различные системы шифрования. Использование систем «Клиент-банк» для обслуживания юридических лиц до сих пор является одной из наиболее популярных технологий ДБО в России. Дальнейшее развитие систем «Клиент-банк» направлено на расширение функциональных возможностей системы, совмещение с различными бухгалтерскими программами и с новыми типами банковских информационных систем.

  1. Интернет-клиент

Интернет-банкинг – это предоставление клиентам (юридическим и физическим лицам) различных банковских услуг посредством сети Интернет.

Отличия систем «Клиент-банк» от интернет-банкинга:

В качестве недостатка системы интернет-банкинг модно отметить проблемы обеспечения защиты информации.

Со временем услуги интернет-банкинга начнут предлагать все российские банки. Для банков, еще не сформировавших свою региональную филиальную сеть, внедрение услуг интернет-банкинга может стать более дешевой альтернативой развития клиентской базы и доведения своих продуктов до потребителей.

  1. Системы «Телефон-банк»

Телефонный банкинг – автоматизированные системы, представляющие платежные и информационные банковские услуги по телефону (телефаксу) с использованием компьютерной телефонии. Несмотря на огромный спрос телефонного банкинга на Западе, в России эту услугу предоставляет около 20 % коммерческих банков.

Системы телефонного банкинга можно классифицировать:

  1. информационно-справочные, представляющие информацию об остатке на счете, об остатке на счете, об услугах банка, о курсах валют, голосовые сообщения для клиента и осуществляющие автоматизированную рассылку по факсу различных документов;

  2. позволяющие осуществлять платежи, переводы и конвертацию валют.

  1. обслуживание клиентов через операторов, т.е. между клиентом и АБС находится промежуточное звено в лице операционистки;

  2. использование автоматизированных систем для работы с клиентами, в этом случае клиент работает сам без посредников.

В настоящее время в России функционируют в основном информационно-справочные системы. Банки предпочитают вкладывать средства в развитие интернет-банкинга, тем не менее и телефонный банкинг имеет будущее в России и будет активнее внедряться с повышением уровня и качества телефонизации.

Передача информации от клиента в банк может производиться различными способами в зависимости от реализации системы:

  1. общение клиента с оператором телефонного обслуживания.

  2. посредством передачи SMS сообщений

  3. обслуживание с использованием банкоматов (ATM-banking) и устройств банковского самообслуживания

Технологии ДБО с использованием устройств банковского самообслуживания являются одними из наиболее популярных в мире и в России. Можно выделить несколько видов ДБО по типу используемых устройств:

Несмотря на трудности, ДБО клиентов станет основной формой банковских услуг.