Система управления рисками при осуществлении операций с использованием пластиковых карт
Система управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт является частью общей системы внутреннего контроля Банка за рисками банковской деятельности и представляет собой комплекс взаимосвязанных мер и мероприятий, направленных на предупреждение и минимизацию ущерба, а также предупреждение или своевременное выявление проблем, которые могут привести к убыткам Банка.
Принципы управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт, а также используемые при этом инструменты и методы аналогичны используемым при проведении других банковских операций и регламентированы Положением «Положение о контроле за основными видами рисков АБ «БПФ» (ЗАО)». При этом основным принципом управления рисками при осуществлении операций с использованием банковских карт остается невозможность принятия положительного решения о проведении банковской операции, предоставлении Клиентам услуг (продуктов) без соблюдения предусмотренных внутрибанковскими документами надлежащих процедур.
Кредитный риск– риск возникновения у Банка убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником – держателем банковской карты финансовых обязательств перед Банком. Оценка кредитного риска по разрешенным и неразрешенным овердрафтам, а также выданным владельцам кредитных карт кредитам, осуществляется Кредитным Управлением в соответствии с внутренними документами Банка по оценке кредитного риска и утвержденными методиками. Основным инструментом для снижения уровня риска является создание адекватных резервов на возможные потери в соответствии с требованиями Банка России.
Страновой риск(включая риск неперевода средств) – риск возникновения у Банка убытков в результате неисполнения иностранными контрагентами обязательств из-за экономических, политических, социальных изменений, а также вследствие того, что валюта денежного обязательства может быть недоступна контрагенту из-за особенностей национального законодательства, независимо от финансового положения самого контрагента. При осуществлении операций с банковскими картами реализация данного риска фактически нивелируется спецификой технологии проведения расчетов с использованием банковских карт и Правилами Платежных систем.
При проведении расчетов с использованием банковских карт Банк принимает на себя валютный риск – риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранный валют по открытым кредитной организацией позициям в иностранный валютах. Подверженность данному риску определяется степенью несоответствия размеров активов и обязательств в той или иной валюте (открытой валютной позицией - ОВП). Основным методом оценки и контроля за валютным риском является расчет открытых позиций в иностранных валютах и строгое соблюдение установленных внутренними документами Банка лимитов. При этом так как Правилами Платежных систем наложены ограничения на размер разовых операций по выдаче наличных денежных средств с использованием банковской карты, и Банк ограничивает суммы выдачи наличных в течение операционного дня, открытая валютная позиция подтверждена незначительным колебаниям вследствие проводимых клиентами операций по снятию/внесению денежных средств в валюте, отличной от валюты счета.
Риск ликвидности – риск убытков вследствие неспособности Банка обеспечить исполнение своих обязательств в полном объеме. Риск ликвидности возникает в результате несбалансированности финансовых активов и финансовых обязательств кредитной организации и/или возникновения непредвиденной необходимости немедленного и единовременного исполнения кредитной организацией своих финансовых обязательств. Оценка и управление риском ликвидности при проведении операций с использованием банковских карт осуществляется в рамках общих процедур по управлению данным видом писка, принятых в Банке и проводимых согласно Положению о контроле за основными видами рисков АБ «БПФ» (ЗАО)».
Операционный риск – риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности Банка и требованиям действующего законодательств внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими Банка (вследствие некомпетентности, непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности функциональных возможностей (характеристик) применяемых Банком информационных, технологических и других систем и/или их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.
Для предотвращения нарушений работниками Банка законодательства по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в Банке функционирует система внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, являющаяся составной частью системы внутреннего контроля в Банке, организуемой в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» в порядке, установленном Банком России.
Риск возникновения убытков в результате мошенничества и противоправных действий сторонних по отношению к Банку лиц минимизируется обязательными процедурами авторизации, предусмотренными договором, заключаемым предприятиями торговли и сервисного обслуживания с Банком – эквайером и Правилами международных платежных систем. Процедуры авторизации обязательны при проведении операций обычно на сумму свыше 50-100$ США (эквивалентной сумме в любой валюте). При проведении операции, например, на сумму свыше 10 000$ США обслуживающее предприятие вправе связаться с Банком-эмитентом и провести детальную идентификацию клиента, в том числе с использованием анкетных данных Держателя карты.
Методы снижения операционного риска, возникающего вследствие отказов/сбоев информационных, технологических и других систем и/или нарушений их функционирования и меры, принимаемые Банком в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, описаны во внутренних документах по вопросам информационной безопасности и регламентированы соответствующими утвержденными Планами действий.
Правовой рискиРиск потери деловой репутации– риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие:
Несоблюдение банком требований нормативных правовых актов и заключенных договоров;
Допускаемых правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);
Несовершенства правовой системы (противоречивость законодательства, отсутствие правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности Банка);
Нарушения контрагентами нормативных правовых актов, а также условий заключенных договоров;
Уменьшения числа клиентов (контрагентов) вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой устойчивости банка, качестве оказываемых ею услуг или характере деятельности в целом.
Для выявления и оценки возникновения правового риска и риска потери деловой репутации, эффективной оценки уровня риска, используются следующие методы:
Определение полномочий и ответственности сотрудников Банка, распределение полномочий и установление подотчетности руководителей и сотрудников Банка, принятия решений о проведении операций с использованием банковских карт в соответствии с полномочиями, предусмотренными внутренними документами Банка, Положениями о структурных подразделениях и должностными инструкциями сотрудников;
Идентификация и изучение клиентов, с которыми Банк осуществляет операции с использованием банковских карт;
Своевременное реагирование на поступающие в Банк отзывы, претензии и предложения лиц – Держателей карт Банка;
Соблюдение этических норм делового поведения сотрудниками Банка, связанными с проведением операций с использованием банковских карт;
Обязательное соблюдение нормы о заключении договора с клиентами-держателями карт с уточнением меры ответственности при проведении операций, сумма которых превышает:
Остаток денежных средств на банковском счете клиента;
Лимит предоставления овердрафта, определенный в договоре банковского счета;
Лимит предоставляемого кредита, определенный в кредитном договоре.
Эффективное управление банковскими рисками при проведении операций с использованием банковских карт достигается Банком постоянным мониторингом уровня банковских рисков, проводимым Управлением пластиковых карт, своевременным доведением до сотрудников Банка информации о текущем состоянии и недостатках внутреннего контроля до органов управления Банком.
- Часть 1 Общие сведения о Банке
- История Банка Проектного Финансирования
- Миссия Банка Проектного Финансирования
- Основные направления деятельности Банка
- Динамика развития Акционерного Банка «Банк Проектного Финансирования» (Закрытое Акционерное Общество)
- Базовые условия выпуска карт в рамках зарплатной программы:
- Часть 2 Выпуск и обслуживание пластиковых карт
- Виды пластиковых карт
- Visa electron
- Visa classic
- Visa gold
- Корпоративные карты
- Эквайринг
- Система управления рисками при осуществлении операций с использованием пластиковых карт
- Организационная структура управления Банка
- Организационная структура Управления пластиковых карт
- Персонал организации
- Взаимодействие со структурными подразделениями Банка
- Должностные инструкции
- 1. Главный специалист отдела по работе с юридическими лицами Управления пластиковых карт Департамента розничного бизнеса аб «бпф» (зао)
- 2. Заместитель начальника отдела по работе с юридическими лицами Управления пластиковых карт Департамента розничного бизнеса аб «бпф» (зао)
- 3. Начальник отдела по работе с юридическими лицами Управления пластиковых карт Департамента розничного бизнеса аб «бпф» (зао)
- Кодекс корпоративной этики
- Teambuilding
- Анализ финансового состояния организации Операции на межбанковском рынке
- Внешнеэкономическая деятельность
- Международные расчеты и корреспондентские отношения
- Результаты работы Банка за 2008 год