Заключение
На каждом из этапов своего развития потребительский кредит играл определенную роль. Так, в дореволюционной России потребительский кредит использовался земледельческим населением для непроизводительных целей: на личные расходы, уплату долгов. В тот период российским государством ставилась задача выравнивания уровня доходов крестьянских хозяйств за счет предоставления ссуд малообеспеченным слоям населения.
В годы уже советской власти, в годы НЭПа, продажа товаров населению в рассрочку осуществлялась в период зарождения новых товарно-денежных отношений. С рассрочкой платежа отпускались продукты питания и предметы первой необходимости, причем в условиях их строго дефицита и нехватки. Это служило одним из средств расширения государственной торговли и вытеснению частников из хозяйственного оборота.
В конце 50-х начале 60-х годов продажа товаров в кредит происходила в период расширения товарно-денежных отношений и устойчивости денежного обращения в стране. В этот период стала осуществляться продажа в кредит исключительно товаров длительного пользования, накопившихся в торговле в достаточных размерах. В этот период потребительский кредит возник как средство расширения емкости неходовых товаров.
В 60-е годы причиной возникновения продажи товаров в кредит явилось расширение производства товаров народного потребления и насыщение ими розничной торговли, а с ругой стороны, существовало нарушение соответствия между покупательным фондом населения на широкий круг непродовольственных товаров и ценами на них, что вызвало замедление розничного товарооборота и увеличение товарных запасов в торговле.
Продажа товаров с рассрочкой платежа в 80-х годах показала, что при достаточно высоком платежеспособном спросе населения потребительский кредит являлся, прежде всего, одним из экономических средств ускорения реализации образовавшихся в торговой сети сверхнормативных товарных запасов.
В конце 80-х начале 90-х годов в торговле товарами народного потребления сложилось напряженное положение, связанное с сокращением импорта промышленных товаров и недостатком товаров отечественного производства. Это привело к резкому сокращению продажи товаров в кредит с рассрочкой платежа. Но большое распространение получили услуги различных служб проката.
С 1991 года жизненный уровень большей части населения был очень низок, что привело к сокращению спроса населения на относительно дорогостоящие промышленные товары и услуги. Невысокий платежеспособный спрос населения на промышленные товары вызвал сложности в их реализации. Это заставило торговые организации осуществлять продажу товаров в кредит. Этот период характеризуется также усилением спроса населения на услуги ломбардов.
Сложившиеся тенденции по развитию сектора потребительского кредитования в настоящее время следует оценить позитивно. Действительно, розничный банковский бизнес в целом, и сектор кредитования особенно, является одним из наиболее привлекательных направлений в России на фоне повышения доверия населения к банковской системе, роста денежных доходов и снижения доходности по ряду других направлений банковского бизнеса. Очевидно, что, несмотря на высокие темпы роста розничного кредитования в России, потенциал данного сегмента остается огромным. Кроме того, наблюдаются активные процессы усиления конкуренции в данной области, что создает дополнительный импульс для развития. Таким образом, в ближайшие несколько лет наиболее вероятным представляется сохранение высоких тенденций развития данного направления банковского бизнеса.
Однако у банков может возникнуть ряд проблем в данном направлении, среди которых следует выделить, например, проблемы риска при существенном увеличении кредитного портфеля российских банков. Поэтому создание действенного института кредитных историй является необходимой мерой для дальнейшего цивилизованного и эффективного развития банковского кредитования в стране.
При наличии хорошо подготовленных современным технологиям кадров и надежных систем по управлению рисками развитие рынка потребительского кредитования положительно отразится не только на банковском секторе, но также внесет большой вклад в российскую экономику в целом, и, значит, положительно отразится на жизненном уровне населения нашей страны.
Список литературы:
Б.И. Соколов, В.В. Иванов «Деньги. Кредит. Банки», М., 2003
Э.Я. Брегель. «Денежное обращение и кредит капиталистических стран», www.orel.rsl.ru
К.В. Щиборщ - "Банковские Технологии", № 7-8 2000
В.А. Черненко «Потребительский кредит в Российской Федерации», Спб., 2002
В.А. Черненко «Кредитование населения в России», Спб., 1999
В.А. Черненко «Развитие потребительского кредита в СССР», Л., 1991
В.С. Захаров «Потребительский кредит в СССР», М., 1986
www.bkg.ru, аналитический сайт
Журнал «Коммерсант – деньги», № 49 от 15.12.2003 г.
www.domotehnika.biz, публикации от мая 2003 г., статья «Россиянам уготована жизнь в кредит», Часть 1,2.
www.directorinfo.ru, электронная версия журнала «Директор–инфо», №4,2002 г.
www.ress.ru, «РЭО Вестник», еженедельный аналитический обзор событий, выпуск № 116 от 20,02,2004 г.
Журнал «Профиль», № 46 от 08.12.2003, № 48 от 22.12.2003, №04 от 02.02.2004, №05 от 09.02.2004, №08 от 01.03.2004, № 09 от 08.03.2004г.
www.credits.ru
Рис. 1. Тенденции развития потребительского кредитования в России
Рис. 2. Региональная структура потребительского кредитования в России на конец 2003 года.
Условия открытия и обслуживания кредитных карт |
Условия открытия и обслуживания кредитных карт | |||||
Таблица 1. |
|
|
|
|
|
Банк | Платежная система | Вид карты | Стоимость открытия// | Обязательная часть | Процентная ставка(% годовых) |
|
|
| годового обслуживания ($) | кредита для погашения (в месяц) | для рублевых//валютных кредитов |
Абсолют Банк | VISA | Classic | 0//25 | 10% от кредитного лимита | 24//18 |
|
| Gold | 0//75 | 15% от кредитного лимита | 20//15 |
"Альфа-Банк Экспресс" | MasterCard | Classic | 10//5 | 10% | 15//10 |
|
| Cirus/ Maestro | 5//5 | 10% |
|
|
| Gold | 20//11 | 10% |
|
|
| Platinum | 100//20 | 10% |
|
Дельта Банк | VISA | Classic | 35 | 15% задолженности, превышающей $10 | 18 |
|
| Gold | 150 | 15% задолженности, превышающей $100 | 15 |
Первое О.В.К. | VISA | Electron | 22,5 |
| 29//19 |
|
| Classic | 26 | 10% от кредитного лимита |
|
|
| Business | 61,5 |
|
|
|
| Gold | 66,5 |
|
|
Пробизнесбанк | MasterCard | Mass | 5 | индивидуально | 14 |
|
| Gold | 1 | 14 | |
"Русский стандарт" | MasterCard | Standard | 25//800 руб. | 5% от кредитного лимита | 29//15 |
|
| "Русский стандарт" | 0 | 29 | |
Росбанк | VISA | Gold | 90//70 | 100% | 22//13,5 |
|
| Platinum | 250//200 |
| |
"Раффайзенбанк Австрия" | VISA | Classic | 30 | 10% от кредитного лимита | 15 |
|
| Gold | 150 |
| |
Ситибанк | MasterCard | Standard | 0//950 руб. | 10% от суммы общей задолженности | 24 |
|
| Gold | 0//1950 руб. |
|
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫДАЧЕ КРЕДИТА НА ПОКУПКУ АВТОМОБИЛЯ |
| ||||
Таблица 2. |
|
|
|
|
|
банк-кредитор | минимальная/максимальная | первоначальный взнос | процентная ставка | срок предоставления | срок рассмотрения |
| сумма кредита ($) | (% от стоимости автомобиля) | (% годовых) | кредита (в месяцах) | заявки (дни) |
АКБ "Союз" | 5000 /100 000 | 20 | 9--9,9 | 3--36 | 2 |
Банк "Авангард" | 5000 /100 000 | 10 | 9--12 | 12--36 | 3 |
Внешторгбанк | от 1 000 | 30 | 11,5--12,5 | 6--36 | не более 2 недель |
Первое О.В.К. | 5 000 /20 000 | 10 | 15 | 6--24 | 30 мин. |
Гута-банк | 2 000 /60 000 | 30 | 9--11 | 0--36 | 3--5 |
Международный Московский Банк | 7 000 / 50 000 | 30 | 9--11 | 6--36 | 3--5 |
Международный Промышленный банк | 5000 / 100 000 | индивидуально | 12--14 | 6--36 | 3--5 |
ТрансКредитБанк | 3 000 / 60 000 | 30 | 10 | 6--36 | 3 |
"Раффайзенбанк Австрия" | 5 000 / 50 000 | 30 | 9--12 | 12--36 | 3--5 |
Собинбанк | от 4 000 | 20 | 11--14 | 12--48 | 1 |
Проибизнесбанк | от 2 000 | 20 | 13--15 | 3--48 | 15--20 мин. |
1
Э.Я. Брегель. "Денежное обращение и кредит капиталистических стран"> Глава 3. Ссудный капитал и кредит
2 Щиборщ К.В.- "Банковские Технологии", № 7-8 2000
- Потребительский кредит в России после распада ссср…………………………14 - 16
- Исторический взгляд на развитие кредита
- Потребительский кредит в ссср
- Жилищно-строительная кооперация (жск) в ссср
- Сбербанк ссср
- Потребительский кредит в России после распада ссср
- Потребительский кредит после дефолта 1998 года
- Практика потребительского кредита в современной России
- Программы традиционного потребительского кредитования и феномен банка «Русский Стандарт»
- Пример расчета процентного дохода
- Виды потребительского кредита
- Автокредитование
- Ипотечный кредит. Кредитные бюро
- Заключение