logo search
Страхование / Китайгородский_Страхование_Правка РИО

3.1. Основы страхового права

Общественные экономические отношения, возникающие в связи с предоставлением страховщиками услуг по страховой защите имущественных интересов физических и юридических лиц от различного рода неблагоприятных событий, называют страховыми правоотношениями. Совокупность страховых правоотношений неоднородна по своему составу и включает как отношения, возникающие при заключении и исполнении договора страхования, так и отношения, возникающие в связи с регулированием государством деятельности страховых организаций и других субъектов страхового рынка.

Совокупность юридических норм, регулирующих страховые правоотношения, представляют собой страховое право.

Комплексность и неоднородность страховых правоотношений предопределяет сложную структуру их правового регулирования. Страховое право, являясь комплексной отраслью права, использует методы регулирования страховых правоотношений и нормы, присущие основным отраслям права: гражданского права, административного права, финансового права, международного права.

Гражданское право регламентирует заключение, исполнение и прекращение договора страхования, а также создание и ликвидацию страховщиков, страховых посредников, общие и специальные вопросы действительности сделок по страхованию.

Административное право является важнейшим инструментом надзора за деятельностью страховых организаций и регулирует отношения между государством и субъектами страхового рынка.

Государственное право регламентирует правовую форму органа страхового надзора, его место и функции в системе федеральных органов государственной исполнительной власти.

Финансовое право регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу определения состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, НДС, иных видов налогов и обязательных платежей, порядок образования, инвестирования и движения страховых резервов, порядок ведения бухгалтерского учета страховыми организациями и определения финансовых результатов их деятельности.

Международное частное право находит применение в случаях, когда страховые правоотношения возникают при участии гражданского права, которое в Российской Федерации в области страхования претерпело существенные изменения в связи с принятием главы 48 "Страхование" Гражданского кодекса Российской Федерации.

Всю совокупность нормативных актов, регулирующих страховые правоотношения, можно разделить на три уровня.

Первый уровень – общее законодательство, которое охватывает правовые акты, регулирующие деятельность всех субъектов права, независимо от вида предпринимательской деятельности, рода занятий. Важнейшим нормативным актом здесь является Гражданский кодекс Российской Федерации. Он определяет принципы взаимоотношений субъектов на всех уровнях: начиная от граждан и заканчивая государством – и является главным регулятором экономической жизни общества. Наряду с ним к первому уровню можно отнести Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и другие законы.

Специфика гражданского законодательства в сфере страхования состоит в том, что оно обеспечивает равноправие всех субъектов страховых сделок, но при приоритете интересов страхователя. Это обусловлено меньшей защищенностью последнего, что, в свою очередь, выражается в следующих моментах:

1) страхователь уплачивает страховщику в момент заключения договора реальные деньги, а взамен получает не равноценный по стоимости товар, а лишь обещание страховой защиты;

2) страхование отличается сложностью процедур, связанных с расчетом страховых тарифов, ущербов, сумм выплат по ним, и основано на специфической терминологии, что затрудняет понимание страховых документов и различных аспектов страховых сделок неподготовленными страхователями;

3) на страже интересов страховщиков стоят имеющиеся в их штате профессиональные юристы, тогда как страхователь в большинстве своем не обладает такими знаниями.

Второй уровень – специальное, отраслевое законодательство, которое регулирует правовые и экономические отношения в конкретных отраслях экономики. К отраслевому законодательству в страховании относятся гл. 48 Гражданского кодекса РФ и Федеральный закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации", который в первоначальной редакции носил название "О страховании" и был введен в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" было изменено первоначальное название Закона, исключена глава 2, посвященная договору страхования, и внесены некоторые другие изменения. Эти Законы являются своеобразной "отраслевой конституцией" и определяют принципы организации страхового дела, дают трактовку основных страховых понятий, являются базой для разработки других законов (Закон РФ "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Кодекс торгового мореплавания (гл. 15) и т. д.), постановлений, указов и нормативных актов второго и третьего уровня, а также документов страховых компаний.

В Гражданском кодексе РФ, принятом Государственной Думой 22 декабря 1995 г., страхованию посвящена глава 48, включающая в себя 44 статьи (ст. 927–970), основная часть которых рассматривает условия заключения, действия, прекращения (расторжения) договора страхования по всем видам и формам страхования, применяемым в отечественной практике.

Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в первоначальной редакции состоял из пяти глав:

Глава I "Общие положения", которая сохранилась и в новой редакции и состоит преимущественно из норм-дефиниций, в которой определены общие понятия, используемые в страховании. В частности, определены отношения, регулируемые данным Законом, перечислены объекты страхования, представлена характеристика основных терминов и понятий, непосредственно относящихся к процессу формирования и распределения страхового фонда. Наряду с этим в первой главе Закона значительное место уделяется рассмотрению состава участников страховых отношений, требованиям, которые к ним предъявляются законодательством;

Глава II "Договор страхования", которая регулировала отношения по заключению и исполнению договоров страхования, в действующей редакции отсутствует, так как они более подробно регулируются в главе 48 ГК;

Глава III "Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков", которая регулирует отношения по управлению средствами страховых резервов. Большое значение для организации страховой деятельности имеют отраженные в данной главе условия обеспечения ее финансовой устойчивости. В частности, требования, предъявляемые к минимальному размеру оплаченного уставного капитала страховщика, порядку формирования и размещения страховых резервов;

Глава IV "Государственный надзор за страховой деятельностью" (новая редакция – "Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела"), которая регулирует правоотношения по поводу правоспособности страховщиков по осуществлению страховой деятельности, обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, исполнения требований о представлении отчетности и иной информации в порядке и сроки, которые предусмотрены законодательством, и т. д. В данной главе перечислены основные направления деятельности органов страхового надзора. Важное место занимают статьи, определяющие основные требования для получения лицензии, а также основания для приостановления ее действия или аннулирования. Впервые в новой редакции Закона представлена классификация видов страхования;

Глава V "Заключительные положения", которая содержит общие правила о рассмотрении споров по страхованию и о применении международных договоров, а также устанавливает равенство прав российских и иностранных граждан и юридических лиц на страховую защиту.

Третий уровень – ведомственные нормативные документы, которые занимают особое место в системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков. Они принимаются в пределах их компетенции различными органами исполнительной власти. В эту группу следует отнести нормативные акты президента, правительства, министерств и ведомств, в частности Министерства финансов Российской Федерации, Департамента страхового надзора Минфина России, Министерства по налогам и сборам и т. д. Примером законодательства третьего уровня может служить Указ Президента "Об обязательном личном страховании пассажиров (туристов, путешественников)" и т. д.

Документы третьего уровня конкретизируют отдельные статьи отраслевых законов, освобождают их от излишней детализации и поясняют порядок их исполнения в отношении тех или иных аспектов страховой деятельности.

Трехуровневое нормативное обеспечение определяет для каждой страховой компании: во-первых, четко сформулированный круг обязанностей перед клиентами, партнерами, государством и, во-вторых, определенные права. Реализация этих прав и обязанностей осуществляется через документы, разрабатываемые каждым конкретным субъектом страхового рынка. К ним относятся: общие условия страхования, правила страхования, формы заявлений на страхование, договоров страхования, страховых полисов и т. д. (рис. 3.1).

┌───────────────────────────┐

Общее регулирование │ I Уровень │

экономики <─┤ Нормы гражданского права │

└───────────────────────────┘

┌─────────────────────────────┐

Отражение общей │ II Уровень │

отраслевой специфики <─┤ Отраслевое законодательство │

страхования │ │

└─────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┐

Регулирование │ III Уровень │

отдельных направлений <─┤ Ведомственные нормативные │

страховой деятельности │ акты и документы │

└────────────┬──────────────┘

┌────────────┬────────────┬────┴─────────┬───────────┐

\/ \/ \/ \/ \/

Общие условия Правила Заявление Договор Страховой

страхования страхования на страхование страхования полис

Рис. 3.1. Схема взаимосвязи трехуровневого