22 . Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
Конкуренция - является движущей силой рыночного хозяйства.
Совершенная конкуренция и её характеристики:
– состоит из большого числа продавцов и покупателей;
– продаваемый продукт однороден у всех производителей;
– невозможность контроля над ценой и обемом купли-продажи;
– полная свобода “входа” на рынок и “ухода”.
Если не соблюдается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, то говорят о несовершенной.
Рыночное равновесие в условиях чистой конкуренции. Это означает, что на краткосрочном интервале времени превышение равновесной цены приведет к перепроизводству и созданию излишков продукции, а занижение цены - к созданию дефицита. Однако, по- скольку «вход» и «выход» из отрасли никак не ограничен, экономичская прибыль (убытки) в долгосрочном периоде для большинства предприятий сведется к нулю. Это произойдет из-за того, что цена установится на равновесном уровне Ц0, для которого объем товара, нашедшего спрос, будет равен объему товара, предложенного потребителям К0. В результате продавцы товаров будут довольствоваться только нормальной прибылью, удерживающей предпринимателя в данном бизнесе. При этом на рынке совершенной конкуренции останутся те предприятия, величина издержек которых позволяет получать нормальную прибыль при равновесной цене Ц0. Следовательно, когда рынок совершенной конкуренции находится в равновесном состоянии, цена товара падает до минимального уровня и приближается стоимости факторов производства.
Рис. 11.1. Спрос на продукцию конкурентной фирмы (а) и отраслевой спрос (б)
Максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равновесия предельного дохода и предельных издержек. Эта закономерность называется правилом максимизации прибыли.
Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равнозначен его стоимости.
Увеличение выпуска продукции повышает прибыль предприятия. Но только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы (MR больше MC). На рис. 1 этому условно соответствуют объемы выпуска А, В, С. Получаемые в результате выпуска этих единиц дополнительные прибыли выделены на рисунке жирными линиями.
MR – предельный доход;
MC – предельные издержки
Рис. 1. Правило максимизации прибыли
Когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода, то предприятие лишь увеличивает свои убытки. Если MR меньше MC, то производить дополнительный товар невыгодно. На рисунке эти убытки отмечены жирными линиями над точками D, E, F.
В этих условиях максимальная прибыль достигается при том объеме производства (точка О), где кривая предельных издержек в своем возрастании пересечет кривую предельного дохода (MR = MC). Пока MR больше MC, увеличение производства дает возрастающую меньше прибыль. Когда же после пересечения кривых устанавливается соотношение MR MC, к увеличению прибыли ведет сокращение производства. Прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода. Максимум прибыли достигается в точке О.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара. Поэтому правило максимизации прибыли может быть представлено в другом виде:
P = MC.
- 3. Типы экономических систем: командно-административная, рыночная, смешанная. Их основные черты, условия функционирования.
- 7. Закон спроса, кривая спроса. Неценовые факторы спроса и отражения их влияния на графике.
- 8. Закон предложения, кривая предложения. Неценовые факторы предложения и отражение их влияния на графике.
- 9. Равновесие на конкурентном рынке по Маршалу и по Вальрасу. Общественная выгода. Области экономической активности.
- 10. Эластичность спроса по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса.
- 11. Эластичность предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения.
- 13. Общая и предельная полезность блага. Потребительский выбор, максимизация полезности и равновесие потребителя.
- 14. Кривые безразличия и бюджетная линия. Равновесие потребителя (оптимум потребителя).
- 15. Фирма, предприятие: признаки, функции, цели. Основные фонды и оборотные средства предприятия.
- 16. Амортизация и износ. Значение амортизации в воспроизводственных процессах.
- 17. Производственная функция с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт.
- 18. Призводственная функция с двумя переменными факторами. Изокванта и её свойства. Изокоста. Равновесие производителя.
- 19. Бухгалтерские и экономические издержки производства. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки производства в краткосрочном периоде; их динамика и взаимосвязь на графике.
- 20. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба (положительный, отрицательный, постоянный) и факторы, его определяющие; графическая интерпретация.
- 21. Доход фирмы: совокупный, средний, предельный. Прибыль. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
- 22 . Ценообразование и равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции
- 23. Ценообразование в условиях монополии и равновесие фирмы — монополиста. Ценовая дискриминация. Правило максимизации прибыли.
- 24. Ценообразование в условиях олигополии и модели поведения фирм — олигополистов. Равновесие фирмы. Правило максимизации прибыли.
- 25. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Правило максимизации прибыли.
- 26. Спрос на ресурсы на рынках факторов производства: характер, факторы, основополагающие принципы.
- 27. Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции, монопсонии, монополии.
- 28. Физический и ссудный капитал. Норма прибыли и ставка процента. Равновесие на рынке ссудных капиталов.
- 29. Инвестиции и дисконтирование капитала. Показатель чистой дисконтированной стоимости.
- Рынок земли и его особенности. Земельная рента. Цена земли.
- 31. Национальная экономика и национальное богатсво. Основные макроэкономические показатели (ввп, внп, чнп, нд, лд, рлд) и методы их расчёта.
- 32. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен: понятие, виды, назначение.
- 33. Совокупный спрос (ad) и факторы, его определяющие. Характер кривой совокупного спроса.
- 34. Совокупное предложение (as) и факторы, его определяющие. Три участка совокупного предложения.
- 35. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения в модели ad-as и его нарушение.
- 36. Цикличность экономического развития. Экономический цикл и динамика макроэкономических показателей на его стадиях (фазах).
- 37. Безработица: понятие, виды, причины. Фактический и естественный уровни безработицы.
- 38. Социально-экономические последствия безработицы. Закон Оукена. Государственное регулирование безработицы.
- 1.По форме проявления
- 2.По Уровеню и темпу роста в % (в год):
- 3. По факторам:
- 40. Последствия Инфляции, взаимосвязь с Безработицей. Антиинфляц политика го-ва(Кейнс и монетаристы)
- 41.Потребление и сбережения: понятие, взаимосвязь, функции факторы. Склонность к п и с.
- 42.Инвестиции:понятие, виды и факторы их динамики, роль в э.
- 43. Влияние Инвестиций на объем национального производства. Мультипликатор инвестиций. Акселератор.
- 45. Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.
- 46. Налоги и их функции: Виды налогов. Принципы и методы налогообложения. Кривая Лаффера.
- 47. Бюджетный дефицит: сущность, причины образования, виды и способы его финансирования.
- 49. Деньги, их функции, ликвидность, денежная масса, денежные агрегаты.
- 50. Спрос на деньги на денежном рынке. Классическая и кейнсианская теории спроса. Функция спроса.
- 51. Предложение денег и факторы, его определяющие. Денежный мультипликатор. Депозитный мультипликатор.
- 52.Равновесие на денежном рынке и его изменение.
- 53.Кредит: сущность, функции, источники, основные формы и виды.
- 56.Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства: понятие, цели. Инструменты, механизм действия и виды. Мультипликотор госрасходов, мультипликатор налогов.
- 55.Центральный банк, его функции и роль в кредитно-банковской системе страны.
- 56.Коммерческие банки, их функции, основные (активные и пассивные) операции.
- 57. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства: понятие, цели, методы и инструменты, механизм действия, виды.
- 59. Внешнеторговая политика государства: типы, цели, средства регулирования (тарифные и нетарифные ограничения). Платежный баланс.