2.6. Денежная масса и методы ее оценки
Важная роль денег в рыночной экономике требует не только качественного (теоретического) определения их сущности и функций, но и их количественного (эмпирического) измерения. Это связано с тем, что:
должно существовать соответствие между эмпирическим и теоретическим определениями денег для возможности использования этих определений в целях денежно-кредитного регулирования;
предложение денег в экономике, которое обеспечивается банковской системой страны во главе с центральным банком, является объектом денежно-кредитного регулирования. Определение оптимального на каждый данный момент предложения денег способствует достижению основных целей развития экономики;
изменение количества денег в обороте воздействует на важнейшие экономические переменные (темпы роста валового внутреннего продукта, процентную ставку, курс национальной валюты, уровень занятости населения);
количество денег в рамках национальной экономики, превышающее потребность в них, является фактором инфляции, дестабилизирующим состояние экономики и точно так же, как недостаток денег для обслуживания национального экономического оборота, провоцирует появление денежных суррогатов, неплатежи, развитие натурализации обмена и пр.;
центральный банк воздействует на экономику через ее денежные переменные, определяя целевые ориентиры их изменения. Отсюда вытекает необходимость количественного определения денежных переменных.
В современной экономической литературе выделяют два подхода к измерению денежной массы:
трансакционный подход, или измерение денег в функциях средства обращения и платежа;
ликвидный подход, или измерение денег не только в функциях средства обращения и платежа, но и сохранения стоимости (накопления).
Трансакционный подход к измерению денежной массы базируется на следующем положении. Основное отличие денег от других активов заключается в том, что именно деньги служат средством обращения и платежа, делая возможным совершение сделок купли-продажи. Домашним хозяйствам и фирмам необходимо иметь деньги для сделок, осуществление которых соответствует целям развития национальной экономики.
Деньги для сделок - это активная часть денежной массы, к которой относятся денежные средства, реально обслуживающие хозяйственный оборот. Поскольку деньги выполняют функцию средства обращения при совершении сделок в экономике, то в простой модели экономики предложение денег сводится к величине активов, служащих данной цели: монеты и банкноты (например, в денежных системах, основанных на золотом стандарте, измеряются количеством золотых монет, выпущенных государством).
В сложной реальной экономике сделки обслуживаются и с помощью расчетных, текущих счетов, чековых депозитов с использованием чеков, пластиковых карт, жироприказов и т.п. Эти инструменты позволяют распоряжаться безналичными деньгами в функции средства платежа. При оплате товара или услуги покупатель, используя чек, пластиковую карточку, приказывает банку перевести сумму покупки со своего депозита на счет продавца или выдать ему наличные.
В связи с важностью денег в этой функции для достижения целей экономического развития страны сторонники трансакционного подхода считают, что центральный банк должен регулировать объем денежной массы, которая используется для совершения сделок купли-продажи. Под денежной массой с точки зрения этого подхода понимается совокупность общепринятых средств обращения и платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств, используемых в функциях средства обращения и платежа.
Сторонники ликвидного подхода основываются на свойстве денег быть ликвидным активом. Согласно ликвидному подходу деньгам присуща ликвидность, свойственная прочим активам, выполняющим функцию сохранения стоимости. В реальной жизни довольно сложно провести границу между собственно деньгами и другими ликвидными активами. Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа или легко превращен в средство платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью. Всем остальным активам ликвидность присуща лишь в большей или меньшей степени. Деньги как ликвидный актив составляют пассивную часть денежной массы, включающую денежные накопления, остатки средств на счетах, которые потенциально могут служить средством обращения и платежа.
Вместе с тем в соответствии с ликвидным подходом к измерению денежной массы в пассивную часть денежной массы включаются такие компоненты, которые нельзя непосредственно использовать к качестве покупательного и платежного средства. К ним относятся денежные средства на срочных счетах, сберегательных вкладах в банках, других финансово-кредитных институтах, краткосрочные государственные облигации, сберегательные и депозитные сертификаты и прочие компоненты денежной массы. Они обладают ликвидностью, но гораздо меньшей, чем деньги как трансакционный актив. (Нельзя, например, расплатиться деньгами со срочного вклада за покупки в магазине.) Эти деньги носят название «квазиденьги» и относятся к ликвидным активам богатства, поскольку срочные вклады, в принципе, можно превратить в наличные деньги (с потерей процента по срочным вкладам).
Под денежной массой с точки зрения этого подхода понимается совокупность общепринятых, определяемых органами денежно-кредитного регулирования, ликвидных активов, выполняющих функции денег. Таким образом, в состав денежной массы включаются высоколиквидные активы, которые могут быть быстро обращены в деньги для выполнения ими функций обращения и платежа, причем «превращение» их в деньги должно произойти без потери номинальной стоимости и без существенных затрат. Они являются «кандидатами» на отнесение их собственно к деньгами в функциях средства обращения и платежа.
Центральные банки при измерении денежной массы используют и трансакционный, и ликвидный подходы. Приоритет отдается тому подходу, который на данный момент в большей степени обеспечивает контроль над денежной массой, возможность ее регулирования для достижения общеэкономических целей. Установление приоритета отражается на структуре денежной массы и выборе основного объекта денежно-кредитного регулирования.
В качестве альтернативных измерителей денежной массы используются денежные агрегаты - элементы денежной массы, которые различаются по степени ликвидности.
Под денежным агрегатом понимается любая из нескольких специфических группировок ликвидных активов, служащих альтернативными измерителями денежной массы. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.
К самым распространенным денежным агрегатам, используемым для измерения денежной массы, относятся следующие.
Денежная база.
К денежной базе относится сумма:
наличных денег в обращении, в том числе в нефинансовом секторе и в кассах коммерческих банков;
обязательных резервов коммерческих банков в центральном банке;
средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в центральном банке.
Денежная база отвечает требованиям трансакционного подхода к измерению денежной массы. Но одновременно это и наиболее ликвидный показатель денежной массы. Поэтому показатель денежной базы соответствует и ликвидному подходу к деньгам.
Денежная база представляет собой часть пассивов центрального банка и часто называется деньгами центрального банка, или деньгами повышенной активности. Значительный удельный вес в денежной базе занимают наличные деньги.
Денежная база поддается наибольшему контролю и регулированию со стороны центрального банка (посредством установления лимитов касс банков, норм обязательного резервирования, контроля центрального банка за корреспондентскими счетами коммерческих банков и т.п.), но она не охватывает большую часть денежных потоков в экономике.
Денежные агрегаты
В Республике Беларусь используются следующие денежные агрегаты.
Агрегат М0 - (наличные деньги в обороте) - наиболее ликвидная часть денежной массы, доступная для немедленного использования в качестве платежного средства. Включает банкноты и монеты обращении на руках у физических лиц и в кассах небанковских кредитно-финансовых организаций и субъектов хозяйствования.
Агрегат M1 - включает МО плюс переводные депозиты (остатки средств небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на текущих, депозитных и иных счетах до востребования).
Агрегат М2 (рублевая денежная масса в национальном определении) - включает агрегат Ml плюс другие депозиты (срочные депозиты), открытые в банках в белорусских рублях, плюс средства в ценных бумагах (кроме акций), выпущенных банками, у небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц - резидентов Республики Беларусь в белорусских рублях.
Агрегат М3 (широкая денежная масса) - включает плюс переводные и срочные депозиты в иностранной валюте, плюс средства в ценных бумагах (кроме акций) в иностранной валюте небанковских кредитно-финансовых организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
- Уо «частный институт управления и предпринимательства»
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 1. Теоретические основы денежно-кредитного регулирования
- 1.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики
- 1.2. Виды денежно-кредитного регулирования и типы денежно-кредитной политики, проводимые государством
- 1.3.Принципы организации денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- Тема 2. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.1. Национальный Банк и его роль в экономике. Коммерческие банки
- 2.2. Методы регулирования деятельности коммерческих банков Центральным банком Республики Беларусь
- 2.3. Организация и регулирование денежного обращения
- 2.4. Организация эмиссионной деятельности центральных банков
- 2.5. Анализ состояния и прогнозирования Национальным банком наличного денежного оборота
- 2.6. Денежная масса и методы ее оценки
- 2.7. Рефинансирование банков
- 2.8. Кредиты, обеспеченные залогом ценных бумаг
- Тема 3. Методологические основы денежно-кредитного регулирования
- 3.1. Методы денежно-кредитной политики
- 3.2. Нормативы безопасного функционирования банков
- 3.2.1.Нормативы безопасного функционирования, устанавливаемые для банков
- 3.2.2. Размеры уставного фонда и нормативного капитала банка
- 3.2.3. Нормативы ликвидности банка
- 3.2.4. Нормативы достаточности нормативного капитала банка
- 3.2.5.Нормативы ограничения кредитных рисков
- 3.2.6.Нормативы ограничения валютного риска
- 3.2.7.Нормативы участия банка в уставных фондах других коммерческих организаций
- 3.3. Вспомогательные методы:
- Тема 4. Денежно-кредитное регулирование Республики Беларусь
- 4. 1. Банковский кодекс Республики Беларусь как основа денежно-кредитной политики и денежно-кредитного регулирования
- 4.2. Цели и инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.2.1.Цель денежно-кредитной политики
- 4.2.2.Промежуточные монетарные ориентиры
- 4.3.Инструменты денежно-кредитного регулирования в Республике Беларусь
- 4.3.1.Денежно-кредитные показатели
- 4.4. Основные тенденции в денежно-кредитной сфере в 2007 году
- Тема 5. Валютное регулирование как инструмент денежно-кредитной политики
- 5.1. Валютная система и валютная политика
- 5.2. Валютный курс и факторы, влияющие на его формирование
- 5.3. Спрос в предложение валюты
- 5.4. Паритет покупательной способности
- 5.5. Платежный баланс
- 5.6. Управление золотовалютными резервами органов денежно-кредитного регулирования
- Тема 6. Международный опыт валютного регулирования и проведения валютной политики
- 6.1. Анализ курсовой политики Республики Польша в преддверии вступления в Европейский союз и зону евро
- 6.2. Опыт параллельного хождения иностранной валюты в Республике Литва
- Тема 7. Практика валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.1.Основные направления совершенствования валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.2.Связь курсовой и экономической политики в условиях подготовки к созданию валютного союза
- 7.3. Нормативно-правовое обеспечение валютного регулирования в Республике Беларусь
- 7.4. Валютное регулирование и валютный контроль
- 7.5. Механизм реализации политик регулирования валютного курса
- Основные цели, функции, инструменты