logo search
БД

24. Факторинг: сущность, виды, технологии проведения операции

Общая характеристика природы факторинга

Факторинг(в переводе с английского — посредничество) в об­щем случае представляет собой род комиссионно-посредничес­ких услуг, оказываемых специализированной организацией-фак­тором или коммерческим банком клиенту - юридическому лицу, которое по тем или иным причинам не может или не хочет самос­тоятельно добиваться возвращения сумм, которые ему должны его дебиторы, и в силу этого готово уступить свои права на такие суммы факторской организации (банку-фактору) и получить за это пусть и меньшие деньги, но немедленно, что означает, по сути, своеобразное кредитование его оборотного капитала.

Другими словами, с экономической точки зрения факторинг - это торговля долговыми обязательствами (разновидность так на­зываемых учетных операций). Применительно к деятельности банков под факторингом понимается покупка ими срочных пла­тежных требований, возникающих из поставки товаров (выпол­нения работ, оказания услуг), в том числе прав требования возв­рата выданных кредитов. С правовой точки зрения факторинг, как уже было показано, представляет собой сделку, означающую уступку прав требования, с финансово-экономической точки зрения — финансирование клиентов под уступку ими своих де­нежных требований к должникам (счетов-фактур). Чтобы осуществлять такую деятельность, банк-фактор, как и любая факто­ринговая компания, должен располагать так называемым оборот­ным фондом факторинга -определенным объемом денег, находя­щимся в распоряжении соответствующего подразделения банка.

Факторинг важен в первую очередь для мелких и средних предприятий и организаций, стремящихся увеличить объемы своих продаж или заинтересованных в освоении новых рынков сбыта своей продукции. Услуги банка-фактора привлекательны и для предприятий, в общем торговом обороте которых удельный вес экспорта невелик и которым в силу этого невыгодно держать специальный штат работников, занятых обработкой внешнетор­говой документации, заниматься вопросами получения выручки от поставленных товаров на экспорт и валютными проблемами. Кроме того, мелкие и средние предприятия и организации часто испытывают большие или меньшие трудности при получении банковских кредитов. Для них использование факторинга может оказаться приемлемым способом решения их проблем.

Факторинг на практике включает в себя следующие укруп­ненные виды операций (услуг): кредитование сбыта; принятие риска неплатежа; бухгалтерский учет дебиторов; контроль и ин­кассацию задолженности; статистику продаж и пр. Виды факто­ринга представлены в таблице.

Классификация видов банковского факторинга

Виды

Признак классификации и основное содержание видов

Внутренний

По территориальному признаку

Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в пределах од­ной страны.

Экспортный (меж­дународный)

Поставщик, его клиент и банк, осуществляющий факторинговые операции, находятся в разных стра­нах. Как правило, экспортер заключает с фактором дого­вор глобальной цессии, в котором обязуется уступать фактору дебиторскую задолженность всех или опре­деленного круга покупателей (например, всех поку­пателей в определенной стране).

По осведомленности участников операции

Открытый

Должник уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора. Уведомление осуществляется путем надписи на счете-фактуре о том, что правопреемником по возни­кающему долгу является определенный банк и пла­тить следует в его пользу.

Закрытый

Должник не уведомлен об участии в сделке банка-фак­тора (факторинговой фирмы). Должник, соответственно, при наступления срока перечисляет сумму долга своему поставщику (кредитору). Риск и стоимость закрытого факторинга выше, чем открытого, и он значи­тельно дороже.

По объему оказываемых услуг

Конвенционный (широкий)

Универсальная система финансового обслуживания клиента, включающая широкий набор оказываемых услуг от инкассации долга до бухгалтерского учета деятельности клиента. За поставщиком сохраняется только производственная функция.

Конфиденциаль­ный (ограниченный)

Ограничивается выполнением только некоторых операций: покупкой права на получение денег от покупателей, оплатой долгов и т.д.

По моменту финансирования (с условием кредитования)

С предварительной оплатой

Предполагает, что банк незамедлительно платит поставщику часть суммы акцептованных плательщиком платежных тре­бований (80-90% стоимости) за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Остальную часть сум­мы (за вычетом платы за факторинг) банк уплачивает после поступления средств от плательщика. Плательщик должен перечислить в пользу банка сумму долга и пеню за просрочку пла­тежа.

оплата к определенной дате

Оплата к определенной дате предполагает, что банк (факторинговая фирма) берет на себя обязательство получить сумму долга с плательщика по окончании срока отсрочки платежа (от нескольких дней до нескольких месяцев, но ,как правило, не более 180 дней). Стоимость переуступленных долговых документов оплачивается (за вычетом платы за факторинг) в определенную дату или по истечении определенного срока.

По праву регресса

С правом регресса

При факторинговом обслуживании с правом регресса банк имеет право продать поставщику любое неопла­ченное долговое требование в случае отказа платель­щика от платежа независимо от причин отказа, вклю­чая отсутствие у плательщика средств. В этом случае поставщик не оплачивает страхование кредитного риска, но должен тщательно отслеживать кредитос­пособность своих контрагентов

Без права регресса

При обслуживании без права регресса банк берет на себя риск неплатежей плательщиками, состав кото­рых он предварительно одобрил. Однако если долго­вое требование признано недействительным, то банк имеет право регресса к поставщику. Повышенный риск банк компенсирует увеличением тарифа за фак­торинговые операции.

Основные экономические достоинства факторинга:

• увеличение ликвидности, рентабельности и прибыли;

• превращение дебиторской задолженности в «наличные» деньги;

• возможность получать скидку при немедленной оплате всех счетов поставщиков;

• независимость и свобода от соблюдения или несоблюдения дебиторами сроков платежей;

• возможность расширения оборотов;

экономиясобственного капитала;

• улучшение финансового планирования.

Имеются ограничения,которые фактор (банк) должен иметь в виду. Как правило, на факторинговое обслуживание не следует принимать предприятия и организации:

• с большим количеством дебиторов, задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;

• занимающиеся спекулятивным бизнесом;

• производящие нестандартную или узкоспециализирован­ную продукцию;

• работающие с субподрядчиками (строительные и другие фирмы);

• реализующие в розницу широкий набор «мелочной» про­дукции;

• реализующие свою продукцию на условиях послепродажно­го обслуживания;

• практикующие бартерные сделки;

• заключающие со своими клиентами долгосрочные контрак­ты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи).

Факторинговые операции не проводятся также в отношении:

• долговых обязательств филиалов (отделений) предприятий и организаций;

• долговых обязательств физических лиц;

• требований к бюджетным организациям.

Содержание факторинговых операций (услуг) банка

С точки зрения банка целямифакторинга являются своевре­менное инкассирование долгов для сокращения потерь от прос­роченного платежа, предотвращение появления сомнительных долгов, помощь клиенту в управлении кредитом, ведении бухгал­терского учета, увеличении оборота и прибыльности.

Как уже отмечалось, основубанковской факторинговой (фак­торской) операции составляет покупка (учет) у своего клиента-поставщика (продавца) счета-фактуры, не оплаченного контр­агентом поставщика — покупателем (должником). Банк покупает счет-фактуру на основе договора с поставщиком с условием не­медленной оплаты значительной части (до 80%) стоимости пос­тавки и выплаты оставшейся части (после удержания процента) к назначенному сроку независимо от того, перечислит деньги по­купатель (должник) или нет.

Участникамиоперации банковского факторинга являются:

• банк-фактор, покупатель не оплаченного должником требо­вания;

• первоначальный кредитор (клиент банка, он же поставщик или продавец);

• должник, получивший от клиента (поставщика) отсрочку платежа.

Плата за факторинг состоит из двух элементов:

1) комиссионной платы за обслуживание. Комиссия взимает­ся за освобождение клиента от необходимости своими силами вести учет, страховаться от сомнительных долгов и рассчитывает­ся как определенный процент от суммы счетов-фактур. Размер платы может меняться в зависимости от масштабов деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки банком степени риска неплатежа и трудности взимания средств с покупателей;

2) платы за предоставление средств в кредит. Ее размер опре­деляется на основе ежедневного дебетового сальдо на счете пос­тавщика за период между получением средств от банка и датой поступления платежа от плательщика. Процент за такой кредит обычно выше процента за стандартные краткосрочные кредиты, что позволяет компенсировать дополнительные затраты и риск банка.