logo search
шпоры по Экономике

25. Ценообразование и равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции. Правило максимизации прибыли.

Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночная власть) здесь незначительная (рис. 12.5).

Рис. 12.5. Усиление рыночной власти

Отметим основные черты, характеризующие монополистическую конкуренцию:

• на рынке присутствует относительно большое число мелких фирм;

• эти фирмы производят разнообразную продукцию, и, хотя продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

• вступление новых фирм в отрасль не является сложным. Чтобы открыть новую овощную лавку, ателье, ремонтную мастерскую, не требуется значительных первоначальных капиталов Эффект масштаба также не требует развития крупного производства.

Спрос на продукцию фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным, однако его эластичность высока. Например, к монополистической конкуренции можно отнести рынок спортивной одежды. Приверженцы кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за кроссовки других фирм, цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене.

Максимизацию прибыли монополистический конкурент осуществляет в рамках общего правила для несовершенной конкуренции MC= MR < Pс той особенностью, что цену на свой товар он устанавливает плавающей в определенном диапазоне. За пределами диапазона – крайние точки: слева – монополия, справа – совершенная конкуренция.

Маневрирование полиполии в пределах диапазона, определяемого избыточными производственными мощностями, помогает ей привлечь дополнительных покупателей при понижении цены.

На графике можно отследить этот процесс (рис. 22.1).

  Рис. 22.1. Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции  QE – равновесный объем товара на рынке; D – кривая спроса; MR – линия предельного продукта; ATC – средние общие издержки; MC – предельные издержки; PE1 – цена монополии; PE2 – цена совершенной конкуренции при «предельной» фирме.