logo search
Архив С / 5 семестр / Орг

5. Ответственность предприятий-поставщиков при нарушении ими обязательств по контрактам

Предприятия-поставщики (продавцы) в ряде случаев нару­шают свои обязательства по поставкам продукции. Это могут быть недопоставка по количеству, нарушение сроков, а также поставки продукции ненадлежащего качества.

Если продукция поставлена с нарушением сроков, преду­смотренных в контракте, то покупатель должен предъявить пре­тензию, в которой потребовать у поставщика возмещения убыт­ков или выплаты предусмотренной в контракте неустойки (штрафных санкций).

При недопоставке части товара предприятие-покупатель должно потребовать поставки продукции в полном объеме в са­мые короткие сроки, а также возмещения убытков или выплаты штрафа исходя из недопоставленного количества товара. При этом следует иметь в виду, что взыскание убытков или штраф­ные санкции не снимают с поставщика обязательств по допо­ставке продукции.

Предприятие-покупатель имеет право отказаться от продук­ции, недопоставленной в установленные контрактом сроки, ес­ли товар был предварительно оплачен, потребовать возврата вы­плаченных средств, а также возмещения убытков и уплаты штрафных санкций. Если поставщик запаздывает с началом по­ставки, то предприятие-покупатель имеет право направить по­ставщику претензию с требованием ускорения поставки товара и выплаты штрафных санкций или возмещения убытков на мо­мент их предъявления. Это не освобождает поставщика от вы­полнения обязательств по поставкам.

Если поставщик отгрузил предприятию-покупателю некаче­ственный товар, не соответствующий условиям контракта, то покупатель имеет право предъявить поставщику претензию, в которой потребовать:

♦ заменить товар за счет поставщика, если этот товар не может быть использован покупателем;

♦ отремонтировать товар за счет поставщика либо оплатить ремонт товара покупателем, выполненный с предваритель­ного согласия поставщика;

♦ уценить товар, если потребитель может его использовать, но с ущербом для себя;

♦ вывезти товар за счет поставщика и возвратить покупате­лю выплаченную сумму денег, если предприятие-поку­патель отказывается от товара.

В тех случаях, когда поставка некачественного товара приве­ла к возникновению убытков у покупателя, он имеет право по­требовать возмещение убытков.

Когда товар поставлен с нарушением ассортимента, преду­смотренного в контракте, то предприятие-покупатель имеет право потребовать замены части товара, не соответствующей спецификации, содержащейся в контракте. Кроме того, покупа­тель имеет право отказаться от всего товара с возвратом всей выплаченной суммы и потребовать возмещения убытков, кото­рые понес покупатель.

Предъявлять претензию поставщику может только сторона, заключившая контракт. В претензии, направляемой поставщику, формулируются требования, указываются последствия' недопо­ставки, невыполнения сроков поставки, представляются обос­нования размеров понесенных убытков или начисления штраф­ных санкций, прилагаются копии платежных документов.

Претензия направляется предприятию-поставщику заказной почтой с уведомлением о вручении или с помощью других ви­дов связи, обеспечивающих подтверждение претензии постав­щиком.

Претензия при поставке товара ненадлежащего качества оформляется с обязательным приложением акта о приемке. В претензии обосновывается версия предприятия-покупателя о причине обнаруженных дефектов, рекомендуются способы уст­ранения дефектов и оговариваются требования о возмещении затрат и убытков или выплаты неустойки.

Если претензия не вызывает возражений поставщика, то ве­роятнее всего будут удовлетворены требования покупателя.

Интересы покупателя защищены положениями ГК РФ (ст. 15, 393, 394, 396-398, 461, 463, 464, 466, 468, 475, 480 и 482).

3