1. Коэффициент клиентской базы, client base ratio (cbr).
CBR = CLB/Anet, (2.4)
где CLB - абсолютная величина клиентской базы (КБ), Anet - чистые активы.
Этот коэффициент показывает долю клиентских пассивов банка, характеризуя независимость банка от «внешних» источников финансирования -межбанковских и бюджетных средств. В клиентскую базу не включены банковские займы и средства на корреспондентских счетах, как потенциально летучие. В то же время банки, активно обслуживающие значительное число банков-корреспондентов, как правило, имеют относительно стабильные остатки на ЛОРО-счетах, фактически входящие в их клиентские средства.
Клиентская база представляет основной источник «внутреннего» финансирования, являясь условно постоянным источником ресурсов. Ее величина подвержена изменениям по причинам статического, экономического и финансового характера - вариации числа клиентов и остатков на их счетах, состояния экономики, спросе на валюту, ценные бумаги, инвестиции и так далее.
Основу клиентской базы российского банка составляют расчетные счета (вклады до востребования) юридических лиц. В настоящий момент это практически бесплатные средства. Хотя преобладание счетов до востребования дает экономию, но отсутствие срочной депозитной базы, достаточной для покрытия кредитов в необходимом объеме может вызвать проблемы с ликвидностью и процентным риском (в случае роста процентных ставок).
Срочные депозиты клиентов оказываются наиболее стабильной частью ресурсов, привлекаемых для финансирования ссудных операций. Срочные векселя и обращаемые долговые обязательства, в принципе, являются формой срочного депозита. Значительная доля дорогих пассивов, неадекватных структуре активов, указывает на наличие дополнительных издержек.
Средства кредиторов по расчетным операциям, в том числе по валютным, аккредитивным, прочим расчетам, как правило, бесплатны, но имеют высокую неустойчивость. Однако при постоянном и высоком объеме расчетных операций наблюдается постоянно поддерживаемый клиентскими платежами остаток.
Целесообразно наблюдать за динамикой абсолютных и относительных значений компонент пассивов, в том числе сравнивая текущие показатели остатков со средними за период наблюдения, что позволит понять причину дефицита или избытка ресурсов.
Нормативное значение коэффициента клиентской базы 0.5-0.7. Если уровень меньше 0.4 банк недостаточно развит. Если выше 0.8 банк недоиспользует возможности роста валюты баланса за счет других операций, главным образом на межбанковском рынке.
Рассчитаем показатель клиентской базы для ОАО «Альфа Банк»
2011 год. СBR=586372770 / 714208653 = 0,8
2010 год. CBR = 402708830/ 530762925=0,7
2009 год. CBR = 351756522/613472719=0,5
Расчет показывает, что ОАО «Альфа Банк» имеет нормативное значение коэффициента клиентской базы.
Величина клиентской базы в относительном и абсолютном выражении, а также ее динамика являются очень важными показателями, так как представляют собой сводный индикатор оценки банка со стороны клиента. Аутсайдеру достаточно сложно оценить качество менеджмента. В то же время клиенты частично являются инсайдерами, обладая более полной информацией о банке. Они непосредственно производят оценку качества менеджмента и обслуживания, а по косвенной информации, например о сроках прохождения платежей, определяют степень надежности банка.
В благополучных банках остатки на счетах клиентов демонстрируют постепенный рост, в неблагополучных банках наблюдается обратная тенденция. Часто результат изменения клиентской базы носит отражение конкурентной борьбы за клиентов тех или иных отраслей. В любом случае положение банка, теряющего клиентскую базу критично, что проявляется особенно четко при недостаточном уровне привлеченных депозитов - низколиквидные активы банка, особенно кредиты, малоэластичны по сравнению с обязательствами до востребования и не подлежат адекватному сокращению. Банк подвергается риску ликвидности, выражающемуся в дефиците финансовых ресурсов для покрытия обязательств и оттока средств со счетов.
«Внешний» источник финансирования банка представляет собой рынок межбанковского кредита. Межбанковские займы являются достаточно дорогими ресурсами.
Одной из наиболее важных характеристик банка является величина нетто-займа на межбанковском рынке, Fbnet - net interbanks funds, определяемого как сальдо между занятыми и размещенными средствами, включая межбанковские кредиты, сальдо по средствам на корреспондентских счетах «ЛОРО» и «НОСТРО» и займами центрального банка. Если Fbnet>0 банк является нетто-заемщиком, если Fbnet<0 - нетто-кредитором. С точки зрения кредитоспособности последнее является более предпочтительным.
-
год. Fbnet = -28798339
2010 год. Fbnet = -4405485
2009 год. Fbnet = 175932892
Расчет показывает, что ОАО «Альфа Банк» в 2009 году являлся нетто-заемщиком, однако ситуация в корне изменилась в 2010 и в 2011 годах, когда ОАО «Альфа Банк» выступил нетто-кредитором.
Целесообразность ведения данного показателя вызвана тем, что величина совокупных привлеченных межбанковских займов, отсальдированные на займы выданные, является менее информативной по сравнению с чистыми займами, так как и при больших объемах привлеченных кредитов банк может быть активным донором межбанковского рынка.
Для выхода на рынок межбанковского кредита кредитная организация должна обладать хорошим балансом и безупречным имиджем. При резком ухудшении финансового положения, как правило, бланковые (непокрытые залогом) лимиты закрываются, что вызывает трудности при поддержании ликвидности. Любая негативная информация также может иметь плохие последствия. Отток клиентов по причинам финансового характера также приводит к тому, что их инсайдерская оценка становиться достоянием рынка.
Оценку величины межбанковского долга лучше приводить не к чистым активам, а к факторам, лимитирующим предельную величину займов с точки зрения участников рынка - размеру клиентской базы.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические вопросы анализа финансового состояния банка
- 1.1. Особенности и специфика банковской деятельности
- 1.2. Методы анализа финансового состояния банка
- 2. Финансовое состояние факб «Абсолют Банк» зао в г. Санкт-Петербурге
- 2.1. Общая характеристика банка и основные показатели деятельности
- 2.2 Организационная структура Альфа – банка.
- 2.3. Анализ показателей финансового состояния банка
- 1. Коэффициент работоспособности активов, efficiency of assets (ea)
- 2. Коэффициент кредитной экспансии, loans expansion ratio.
- 1. Коэффициент клиентской базы, client base ratio (cbr).
- Уровень внешнего финансирования (external finance level) определяется как отношение нетто-займов к клиентской базе (то есть «внешнего» долга к «внутреннему»):
- 2. Коэффициент рентабельности активов roa (return on assets)
- 3. Разработка базы данных финансового состояния банка
- 3.1. Структура базы данных
- 3.2. Инструкция пользователю
- Анализ состояния и Количественная оценка условий труда экономической группы работников банка.
- Карта условий труда на рабочем месте экономиста Альфа-банка.
- Заключение
- Список Литературы
- В процессе написания работы были использованы материалы следующих Internet-сайтов: