logo search
БД 2

1.3. Состав привлеченных средств

Привлеченные средства клиентов и других кредитных организаций составляют второй источник формирования ресурсов банка, значительно превосходящий по размерам собственный капитал. В развитых странах привлеченные средства формируют до 90% банковских ресурсов, в России этот показатель составляет примерно 76%.

Размер и структура привлеченных средств банка зависят от:

Принципиальное значение для привлечения средств имеет размер процентных ставок по вкладам. Более высокие, чем в других банках, процентные ставки при прочих равных условиях обеспечивают приток денежных средств и наоборот.

В мировой банковской практике все привлеченные ресурсы по способу их аккумуляции группируются следующим образом:

1. Депозиты – денежные средства, внесенные в банк клиентами – частными и юридическими лицами на определенные счета, и используемые ими в соответствии с режимом счета и банковским законодательством. Депозиты составляют основную часть привлеченных ресурсов коммерческих банков. Современная практика характеризуется большим разнообразием депозитов и депозитных счетов. Это обусловлено стремлением банков в условиях сегментированного высококонкурентного рынка наиболее полно удовлетворить спрос различных групп клиентов на банковские услуги и привлечь их сбережения и свободные денежные капиталы на банковские счета. Депозиты классифицируются по экономическому содержанию (до востребования, срочные, сберегательные), по срокам, по видам вкладчиков, условиям внесения и изъятия средств, уплачиваемым процентам, возможности получения льгот по активным операциям и др. Подробно депозиты будут рассмотрены нами в следующей лекции.

2. Недепозитные привлеченные средства - это средства, которые банк получает в виде займов или путем продажи собственных долговых обязательств на денежном рынке. Недепозитные источники банковских ресурсов отличаются от депозитов тем, что они имеют, во-первых, неперсональный характер, т.е. ассоциируются с конкретным клиентом банка, а приобретаются на рынке на конкурентной основе, и, во-вторых, инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку.

Недепозитными привлеченными ресурсами пользуются преимущественно крупные банки. Приобретаются недепозитные средства преимущественно на крупные суммы, и их считают операциями оптового характера. Привлеченные средства делятся на депозитные (вклады) и недепозитные источники.

К наиболее распространенным формам такого привлечения средств относятся:

  1. получение займов на межбанковском рынке;

  2. соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом (или операция «репо»);

  3. учет векселей и получение ссуд у центральных банков;

  4. продажа банковских акцептов;

  5. выпуск коммерческих ценных бумаг (векселей);

  6. выпуск облигаций.

Вывод по первому вопросу. Таким образом, ресурсы коммерческих банков состоят их собс­твенных и привлеченных средств. Собственный капитал является основным источником средств для создания условий функционирования коммерческого банка. Он формируется за счет взносов учредителей и других фондов, образуемых за счет отчис­лений от прибыли. Привлеченные средства банка составляют большую часть банковских ресурсов и представляют собой средства, вре­менно находящиеся в распоряжении банка.