37. Рф, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданского права.
Публично-правовые образования (РФ, субъекты РФ, муниципальные образования) являются субъектами гражданского права, наделенным особыми правовыми чертами, и выступают участниками разнообразных гражданских правоотношений.
ГК РФ определяет основы гражданско-правового статуса публично-правовых образований в гл. 5. Нормы по этому вопросу содержатся и в других главах ГК, а также в ряде федеральных законов, прежде всего, в Бюджетном кодексе РФ, определяющем порядок распоряжения финансовыми ресурсами государства.
С точки зрения гражданского законодательства публично-правовые образования как субъекты гражданского права равны: ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте, независимо от их конституционно-правового статуса. Согласно ст. 124 ГК публично-правовые образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками таких отношений - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Эти формулировки ГК означают, что публично-правовые образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки всех видов, быть носителями иных гражданских прав и несут ответственность по своим обязательствам, а также могут защищать свои права согласно нормам гражданского законодательства. Специфика публично-правовые образований проявляется в особом порядке их возникновения и прекращения, а также в структуре органов, представляющих их в имущественных отношениях.
Для выступления в имущественном обороте публично-правовые образования в соответствии с основными началами гражданского права должны обладать правоспособностью, т.е. способностью быть носителем гражданских прав и обязанностей. Спорным в науке гражданского права является вопрос об объеме такой правоспособности. В литературе она оценивается по-разному: как общая, специальная, целевая.
Свою правоспособность публично-правовые образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен в Конституции РФ, федеральных законах, а также в законах субъектов РФ. От имени Российской Федерации в гражданско-правовых отношениях практически выступают преимущественно Правительство РФ, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Круг органов других государственных образований, представляющих их в гражданско-правовых отношениях, определен в законах субъектов РФ, а также в ФЗ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В ряде статей ГК в качестве представляющего публично-правовые образования органа называется казна (ст. 214, 215, 1069-1071), причем определение ее правового статуса не дается. Согласно действующему ныне законодательству Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов РФ и является органом, обеспечивающим исполнение государственного бюджета и его кассовое обслуживание. Таким образом, казна имеет специальные статус и задачи; поэтому в гражданско-правовых отношениях с третьими лицами от имени государства должны выступать Министерство финансов РФ и его нижестоящие органы, как это и имеет место на практике.
- 25. Общество с ограниченной ответственностью: понятие, учредительные документы, управление, уставный капитал, реорганизация и ликвидация, правовое регулирование.
- 26. Правовой статус участника общества с ограниченной ответственностью. Переход доли в уставном капитале; выход и исключение участника из общества с ограниченной ответственностью.
- 27.Акционерное общество: понятие и виды; учредительные документы; учреждение, реорганизация и ликвидация; правовое регулирование.
- 28. Управление акционерным обществом. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью акционерного общества.
- 29. Уставный капитал акционерного общества. Понятие и виды акций. Права и обязанности акционеров.
- 30. Общество с дополнительной ответственностью. Дочерние и зависимые общества.
- 31. Производственный кооператив (артель): понятие, виды, имущество кооператива, управление, правовой статус члена кооператива, правовое регулирование.
- 32. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: понятие, виды, порядок создание, управления и ликвидации, правовое регулирование.
- 33. Некоммерческие организации: понятие и общая характеристика видов; особенности осуществления предпринимательской деятельности.
- 34. Потребительский кооператив как некоммерческая организация.
- 35. Общественные и религиозные организации (объединения).
- 36. Фонды, учреждения и объединения юридических лиц как некоммерческие организации.
- 37. Рф, субъекты рф и муниципальные образования как субъекты гражданского права.
- 38. Объекты гражданских прав: понятие, виды, оборотоспособность.
- 39. Использование термина «имущество» в гражданском законодательстве. Понятие и юридическая классификация вещей.
- 40. Понятие и классификация ценных бумаг. Вексель.
- 41. Работы (услуги), информация и результаты интеллектуальной деятельности (исключительные права) как объекты гражданских прав.
- 42. Нематериальные блага как объекты гражданских прав. Компенсация морального вреда.
- 43. Защита чести, достоинства и деловой репутации
- 44. Понятие и виды сделок. Соотношений понятий «сделка» и «договор».
- 45. Форма и государственная регистрация сделок.
- 46. Условия действительности сделок. Понятие и правовая природа недействительной сделки. Полная и частичная недействительность сделки. Последствия недействительности сделки.
- 3 Несоблюдение квалифицированной письменой,нотариальной формы сделки или требования о ее государственной регистрации
- 47. Ничтожные сделки: виды, последствия недействительности
- 48. Оспоримые сделки: виды, последствия недействительности.
- 49. Понятие, правовая природа, субъектный состав и виды представительства.